Прекращение президента рф. Досрочное прекращение полномочий президента рф. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Общепризнанно является основным должностным лицом государства. На основании действующей редакции Конституции страны его избирают на срок в 6 лет, после чего он обязан сложить свои полномочия. Однако в случае необходимости там также прописаны основания досрочного прекращения исполнения полномочий президента РФ. Применяются они исключительно в том случае, когда имеются веские обстоятельства, которые побуждают главу государства покинуть свой пост.

Основания

Все основания досрочного прекращения полномочий президента РФ четко зафиксированы в 92-й статье Конституции. Только приведенные в ней 3 причины могут применяться для того, чтобы президент мог уйти со своей избранной должности. На настоящий момент такими причинами могут считаться:

  • отрешение от должности;
  • отставка;
  • неспособность выполнять долгое время рабочие требования по состоянию здоровья.

Однако стоит признать, что помимо вышеупомянутых причин досрочного прекращения полномочий президента РФ существует еще целый ряд. К ним относятся смерть главы государства, утрата им дееспособности вне зависимости от причин, признание президента умершим или безвестно пропавшим. То есть в тех ситуациях, когда он просто физически не может выполнять свою роль.

Отставка президента

Одним из основных оснований досрочного прекращения полномочий президента РФ смело можно назвать отставку. Проводится она исключительно по добровольному желанию главы государства уйти со своего поста до непосредственного истечения своего срока. При этом сами мотивы такой отставки регулируется исключительно самим президентом и никем иным. Сам порядок досрочного прекращения полномочий президента РФ подобным путем до сих пор четко не был отрегулирован. Сейчас для этого потребуется написать письменное заявление, в котором президент выявляет свое желание покинуть пост. После этого заявку невозможно отозвать, поскольку в дальнейшем ей занимается исключительно парламент страны -

Отстранение по причине здоровья

Еще одним основанием для досрочного прекращения полномочий президента РФ можно назвать стойкую неспособность по состоянию своего здоровья выполнять надлежащие полномочия. Подобная ситуация должна решаться исключительно при помощи законодательно урегулированной процедуры, однако подобный акт до сих пор принят не был. На данный момент понимание подобного правила было сформулировано исключительно Конституционным Судом страны в своем Постановлении от 2000 года. В первую очередь он требует, что в подобном порядке отстранения нельзя осуществлять облегченную процедуру, чтобы исключить любую возможность необоснованного досрочного прекращения полномочий президента РФ. При этом в подобный период никакое лицо или государственный орган не имеют право присваивать себе его полномочия неконституционным способом.

Импичмент

Смещение с должности главы государства, более известное в западных странах как процедура импичмента, является высшей формой ответственности президента. Процедура достаточно сложна, однако она препятствует, в случае необходимости, главе страны злоупотреблять своей властью. В ней сразу участвуют множество человек - депутаты Госдумы, Совета Федерации, а также судьи Верховного и Конституционного суда.

Основаниями для смещения с должности президента могут быть только совершение государственной измены, утвержденное в 275-й статье Уголовного кодекса, а также совершение им тяжкого преступления по списку. Однако следует учесть тот факт, что подобные основания многими учеными предлагается рассматривать в политическом аспекте, а вовсе не уголовном. Под изменой они предполагают совершение им действий, которые четко вредят интересам страны, явное злоупотребление своими полномочиями, подрыв суверенитета, принятие актов, которые нарушают конституционные права и свободы обычных граждан и другие нарушения, влекущие кризис политической, правоохранительной или иных систем.

Порядок процедуры отрешения

Порядок импичмента в Российской Федерации четко закреплен в 93-й статье Конституции. Для этого требуется пройти несколько стадий:

  1. Не менее трети членов Госдумы должны выдвинуть обвинение, по которому специально назначенная комиссия дает заключение.
  2. Далее Дума принимает решение, действительно ли они собираются выдвинуть обвинения против главы числом голосов не менее 2/3.
  3. Верховный Суд страны выясняет, имеются ли в действиях президента признаки преступления, а Конституционный суд выносит заключение о том, соблюдался ли установленный в законе порядок выдвижения обвинений.
  4. После этого Совет Федераций должен проголосовать за смещение президента РФ с его должности числом голосов не менее 2/3.

Все это проводится в течение 3 месяцев после выдвижения Госдумой обвинений, иначе оно считается отклоненным.

Случаи досрочного прекращения полномочий президента РФ

В истории страны можно привести в пример несколько попыток Государственной Думы сместить президента Ельцина с его поста. Первая началась в 1995 году, когда ему в вину предъявили сентябрьский переворот 1993 года и события в Чечне. Однако большинство депутатов попросту не голосовали, поэтому решение не было принято. Вторая попытка началась в 1999 году, однако она также провалилась.

В конечном итоге Борис Ельцин добровольно ушел в отставку в последний день 1999 года посредством указа и уведомления. Именно это можно назвать единственно успешным случаем.

В РФ прекращение полномочий Президента:

· Выборы нового Президента:

o С момента принесения присяги новым Президентом

· Досрочно:

o Отставка – добровольный уход со своей должности – он должен об этом объявить. Прекращение полномочий в связи с отставкой – прекращения полномочий Президента, а не исполнения. Нельзя вернуть. Президент не уходит в отставку и передаёт исполнение полномочий Председателю Правительства до назначения новых выборов, но не передаёт свою должность кому-то. У нас нельзя объявить об отставке досрочно (за n время).

§ Вдруг он передумает

§ Вдруг произойдут какие-то события, которые заставят его исполнять свои обязанности

Конституцией не предусмотрены указы исполняющего обязанности президента как категории. День в день, час в час.

o Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия – возникают два вопроса: как определить стойкую неспособность и кто определяет это. КС дважды обращался к этому вопросу и давал толкование ст. 62: Президент может болеть и серьёзно болеть, Председатель может временно осуществлять полномочия и.о. Президента. Это не влечёт новые выборы. В зарубежном опыте стараются делать так, чтобы народ не узнал об этих временных проблемах со здоровьем.
Это должна определять специальная государственная медицинская комиссия. В Германии она существует постоянно, окончательно вопрос решает BVerfG.

o Отрешение от должности

§ Одна палата (ГД) выдвигает обвинение

§ Другая палата (СФ) принимает решение об отрешении

§ Председатель ВС – даёт пояснение по заключению

§ Председатель КС – в СФ даёт заключение о том, что были соблюдены все конституционные требования

§ Президент в соответствии с регламентом СФ имеет право присутствовать на этих заседаниях СФ или направляет представителя.

Конституция не называет это судом над Президентом. Однако по факту оно так и есть. Имеет два последствия: 1) возможность возбуждения уголовного дела и 2) гарантии Президенту согласно ФЗ.



· Временно исполняет обязанности Президента Председатель Правительства РФ. Встаёт вопрос, а если он не может, то кто.

Президент прекращает исполнение полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ст. 92, ч.1 Конституции РФ)

Конституция (ст.92, ч.2) предусматривает 3 возможности досрочного прекращения полномочий Президента РФ:

· Отставка

· При стойко неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

· Отрешение Президента от должности

1. Отставка

Добровольный уход Президента со своего поста

Данный ход он может претворить в жизнь путем издания соответствующего указа.

Так поступил товарищ Ельцин в 1999г.

Прекращение таким способом предполагает прекращение полномочий с момента издания указа , никаких отложенных отставок в наших условиях не может быть (хотя на Западе это практикуется для того, чтобы успеть передать дела своему временному сменщику).

2. По состоянию здоровья

Конкретных указаний на особенности такого ухода Конституция нам не дает, но Сурен любезно поясняет, что это, «видимо», происходит без испрашивания мнения Президента, независимо от его воли (т.к. без этого эта форма ничем не отличалась бы от отставки). Определяющим обстоятельством для данной формы ухода является заключение авторитетной медицинской комиссии о стойкой и необратимой неспособности по состоянию здоровья осуществления Президентом принадлежащих ему полномочий.

Стоит сказать, что мнение Авакьяна по поводу необязательности волеизъявления на досрочное прекращение полномочий подтверждается Постановлением КС от 11.07. 200Ог. По делу о толковании ст.91 и ст.91, ч.2 Конституции РФ.

3. Отрешение от должности

Данное основание заложено ст.93 Конституции РФ.

Президент может быть отрешен от должности:

· только на основании выдвинутого ГД обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Предложение о выдвижении обвинения против Президента вносится по инициативе не менее 1/3 депутатов ГД с формулированием ими своих мотивов и сбором подписей.

Затем ГД образует специальную комиссию из депутатов Палаты для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Комиссия состоит из :

· Председатель,

· заместителя председателя

· 13 членов комиссии.

Данная комиссия действует до тех пор, пока ГД не примет решения относительно предложения о выдвижении обвинения. Главные задачи данной комиссии :

· Проверка кворума для выдвижения обвинения и иных процедурных правил до принятия Думой решения о выдвижении обвинения,

· Ознакомление с документами, свидетельствующими о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения

· Заслушивание представителя Президента РФ

Главный итог ее работы : выработка для ГД заключения об обоснованности обвинения и о соблюдении всех процедурных правил. Данное заключение после этого рассматривается на заседании Государственной Думы. В его ходе наличествуют :

ü Доклад Председателя Комиссии, подготовившей заключение

ü Содоклад депутата, уполномоченного депутатами, выдвинувшими обвинение

ü Содоклад Президента или его полномочного представителя в ГД

По итогам обсуждения ГД 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Если все принимается, то Председатель объявляет об этом Палате, а затем оформляется постановление ГД , которое в 5 – дневный срок направляется в КС и ВС для дачи заключений .

Гарантии бывшему Президенту РФ:

Урегулированы ФЗ «О гарантиях Президенту РФ…», который НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ОТРЕШЕННЫХ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТОВ РФ!!!

ü Пожизненно сохраняется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания

ü Право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом своих полномочий

ü Жизнь и здоровье Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на определенные категории случаев

ü Обладает специфической неприкосновенностью (не может быть привлечен к УОтв и АдмОтв за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, *не может быть задержан и арестован по делам, которые связаны с исполнением им своих полномочий в прошлом и т.п.)

ü Имеет право не ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения

ü Получает в пожизненное пользование одну из государственных дач

ü Имеет право бесплатно пользоваться правительственной связью и другими видами связи органов государственной власти

Получает в свое распоряжение аппарат помощников, содержащийся за счет средств федерального бюджета

Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока пребывания его в должности. Моментом истечения срока полномочий считается принесение присяги вновь избранным Президентом РФ.

Чтобы обеспечить непрерывность осуществления президентской власти, Конституция предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий Президента и определяет их последствия (ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции РФ).

Полномочия Президента могут прекратиться и досрочно в случае его: отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия или отрешения от должности; смерти. Полномочия Президента прекращаются досрочно также путем утраты им российского гражданства.

В Конституции РФ (ч. 2 ст. 92) указаны три случая законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ:

1. Отставка, под которой понимается добровольный уход с поста с подписанием заявления, извещающего об оставлении должности. В этом случае обязанности Президента РФ временно принимает на себя Председатель Правительства РФ. Уход в отставку имеет окончательный характер: Президент РФ не может отозвать заявление об отставке и вернуться к исполнению обязанностей. С момента объявления отставки самим Президентом РФ его полномочия автоматически досрочно прекращаются.

Конституция РФ не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулирует иные аспекты процедуры отставки. Решение этих вопросов крайне важно для практического применения института отставки. Вот почему необходимо их детальное правовое регулирование на уровне федерального закона. Уход в отставку Президента Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. подтвердил наличие существенных пробелов в законодательстве. Порядок передачи атрибутов президентской власти был определен самим уходящим Президентом и проходил без представителей иных ветвей власти.

  • 2. Прекращение исполнения полномочий по состоянию здоровья. Здесь возможны два варианта.
  • а)Президент РФ серьезно болен, но находится в ясном уме и способен самостоятельно принять взвешенное решение. Тогда при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои полномочия Президент РФ прекращает их исполнение, что, по сути, представляет собой ту же отставку, но с указанием конкретного основания.
  • б) Возможны ситуации, когда Президент РФ не в состоянии сам принять решение (он находится в бессознательном состоянии или есть основания сомневаться в ясности его ума и способности принимать обоснованные решения). В этом случае для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий требуется специальное авторитетное медицинское заключение.

Если состояние здоровья лишь временно не позволяет Президенту РФ выполнять свои обязанности, то их исполняет Председатель Правительства РФ до того момента, пока Президент РФ не сможет взять их на себя. Обеспечение деятельности временно исполняющего обязанности Президента РФ осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ.

В случае прекращения президентских функций по причине стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия в федеральном законе не определено, кто и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует. В нормах федерального закона необходимо дать ответы на все эти вопросы. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации данной конституционной нормы.

Конституционный Суд в постановлении по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ от 11 июля 2000 г. следующим образом истолковал положение ст. 92 (часть 2):

  • 1) для досрочного освобождения главы государства от должности по состоянию здоровья необходимо выработать особый порядок (процедуру) такого освобождения;
  • 2) положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ч. 2 ст. 92;
  • 3) для установления стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия требуется особая процедура с целью объективного подхода к определению фактической невозможности для Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер. Для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявления Президента;
  • 4) приведение в действие досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом своих полномочий или добровольной его отставки;
  • 5) порядок установления стойкой неспособности Президента осуществлять свои полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента.
  • 3. Отрешение Президента от должности (импичмент). Статья 93 Конституции РФ называет в качестве оснований отрешения Президента РФ от должности государственную измену или совершение иного тяжкого преступления.

Отрешение Президента от должности - вид конституционной ответственности главы государства за совершение государственной измены или тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента наступает ответственность в виде отрешения от должности.

Содержащиеся в ст. 93 Конституции понятия «государственная измена» и «тяжкое преступление» конкретизируются в ст. 275 УК РФ. Под государственной изменой понимаются шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает 10 лет лишения свободы. Очевидно, что под конституционное понятие «тяжкое преступление» подпадают и предусмотренные ст. 15 УК РФ особо тяжкие преступления, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание (например, пожизненное заключение).

В Конституции РФ описана и процедура отрешения. Для ее осуществления необходимо выполнение нескольких этапов.

Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Согласно ч. 2 ст. 93 Конституции РФ инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы. Для рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе требуется также заключение специальной комиссии, образованной этой палатой, она же вправе определять состав комиссии.

Ввиду важности вопроса в Конституции устанавливается, что решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно приниматься квалифицированным большинством голосов, то есть двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

Второй этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает подтверждение решения Государственной Думы заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда России. В ч. 1 ст. 93 Конституции РФ установлено, что Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности состоит в принятии Советом Федерации собственно решения об отрешении Президента РФ от должности. В ст. 93 Конституции РФ устанавливается, что данное решение Совет Федерации должен выносить на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ; заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, подтверждающих решение Государственной Думы; заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Такое решение должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов Совета Федерации.

Наряду с этим в Конституции РФ специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации вправе принять решение об отрешении Президента РФ от должности. Этот срок равен трем месяцам после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинения, выдвинутые против Президента РФ, считаются отклоненными. Отрешение Президента РФ от должности также не состоится в случае принятия Советом Федерации до истечения трехмесячного срока решения об отклонении обвинения против Президента РФ.

Отрешение Президента РФ от должности автоматически влечет за собой прекращение исполнения им полномочий. Президент РФ теряет при этом свою неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности в обычном порядке.

Выборы нового Президента РФ должны быть проведены не позднее 3 месяцев после досрочного прекращения полномочий Президента РФ

С момента досрочного прекращения полномочий Президента по названным выше основаниям до избрания очередного главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет председатель Правительства РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции). Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который был избран. Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента в случаях:

  • 1) отставки (по инициативе самого Президента);
  • 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (по причине не зависящей ни от какой воли);
  • 3) отрешения от должности (по инициативе Федерального Собрания).

При отставке Президента Российской Федерации или досрочном прекращении его полномочий выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Досрочные выборы Президента должны проводиться на основе федерального закона о выборах Президента. В тех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь Президента (которая признана достаточным основанием для досрочного прекращения им своих полномочий), смерть Президента. Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства ограничена сроком на три месяца - до избрания нового Президента. Объем прав и обязанностей Председателя Правительства меньше, чем у законно избранного Президента. Исполняющий обязанности Президента не имеет

права распускать Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Действующая Конституция России предусматривает возможность отрешения

Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления, составы этих преступлений определяются в Уголовном кодексе.

Конституция установила четкую процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации. Процедура отрешения Президента от должности проходит следующие этапы:

  • 1)Государственная Дума, числом голосов не менее чем одной трети депутатов, выдвигает обвинение против Президента, которое может служить основанием для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов палата (т.е. квалифицированным большинством голосов);
  • 2)Верховный Суд и Конституционный Суд России дают заключение по решению Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или несоблюдении порядка выдвижения обвинения (в случае принятия решения о несоблюдении порядка - рассмотрение обвинения против Президента прекращается);
  • 3)принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента от должности. Постановления об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей) на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной

Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Совет Федерации вправе принять постановление об отрешении Президента от должности не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, все обвинения против Президента считаются отклоненными. Отрешение Президента от должности не состоится, если до истечения трехмесячного срока Совет Федерации

отклоняет обвинения против Президента. После отрешения от должности (импичмента) Президент может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.

Существуют следующие основания прекращения полномочий Президента России:

а) истечение сроков его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом России;

б) досрочно в случае его отставки, т. е. в случае добровольного сложения Президентом России своих полномочий в силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств (причин);

в) досрочно в случае стойкой неспособности Президента России по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В соответствии с законодательством в этом случае создается независимая медицинская комиссия, заключение которой является основанием для прекращения полномочий главы государства;

г) в случае отрешения Президента России от должности на основании его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Порядок отрешения детально регулируется Конституцией Российской Федерации (ст. 93). Правом выдвигать обвинения в совершении вышеуказанных преступлений обладает нижняя палата парламента России - Государственная Дума. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента России должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее одной третей депутатов этой палаты и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Кроме того, при выдвижении обвинения необходимо соблюсти ряд условий: оно должно быть подтверждено заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента России признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента России от должности принимает верхняя палата парламента - Совет Федерации большинством не менее двух третей от общего числа членов этой палаты. При этом решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента России считается отклоненным.

Конституция Российской Федерации (ст. 92 п. 3) устанавливает правила, что во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. При этом он не обладает правом распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий главой государства.

Билет 25 Федеральное Собрание – парламент рф: правовой статус и структура

Федеральной Собрание России состоит из двух палат, которые существуют отдельно:

А)Государственная Дума - народная палата. 225 человек по спискам политических партии + 225 по выборам в одномандатных округах.

Б)Совет Федерации - кантональная палата, объединяет по два представителя от субъекта РФ (законодательного и исполнительного органа).

Палаты заседают раздельно, так как у них у каждой есть своя компетенция. Ранее (до 93-го года) палаты могли собираться вместе гораздо чаще, так как их полномочия были более схожими. Ст.100 устанавливает случаи, когда палаты могут собираться на совместное заседание:

А)Заслушивание ежегодного послания Президента. Это необходимо чтобы сберечь время Президента, и также потому, что на основе послания выстраивается вся законопроектная деятельность.

Б)Заслушивание посланий Конституционного Суда. Это также имеет прямое отношению к законопроектной деятельности, к примеру, Конституционный Суд признаёт тот или иной акт неконституционным, следовательно, палатам теперь необходимо вносить поправки в ряд законов, нормы которых воспроизводят неконституционные положения.

В)Выступления руководителей иностранных государств.

Г)Президентская присяга (этот случай не предусматривается Конституцией, но он присутствует в реальной жизни).

Как завершаются полномочия Государственной Думы. Полномочия могут завершаться:

А)В срок - полномочия завершаются с того момента, как начнёт работать Государственная Дума нового созыва.

Б)Досрочно:

а) В литературе существует такое суждение, что первый случай это коллективный выход депутатов думы в отставку, но другие авторы говорят обратное, т.к. в ст.109 Конституции РФ нет такого основания как досрочное сложение полномочий депутатов. Хотя если сложить полномочия может один депутат, то где гарантия, что это не сделает большинство депутатов. Если речь идёт о коллективной отставке (всей Государственной Думы в целом), то вопрос решается квалифицированным количеством голосов (не менее 2/3). Если же каждый депутат отказывается самостоятельно, то для прекращения деятельности думы необходимо снятие полномочий абсолютно со всех членов думы.

б) Роспуск думы Президентом. Есть два основания (ст.111, 117 Конституции РФ). Ст.111 - связано с назначением Президентом Председателя Правительства, так как согласие на назначение конкретной кандидатуры даётся Государственной Думой, и если Дума отклоняет представленную кандидатуру трижды, то у Президента появляется право выбора:

А)согласиться с мнением Думы;

Б)назначать Председателя Правительства своим указом и распустить Государственную Думу, затем назначать новые выборы в этот орган.

Ст.117 - связано:

А)отказом доверия Правительству;

Б)с выражением недоверия Правительству РФ со стороны Государственной Думы.

При выражении недоверия инициатива о недоверии возникает у депутатов, у самой Государственной Думы, и если она в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент либо распускает Думу, либо объявляет об отставке Правительства. А когда Дума отказывает в доверии, инициатива о доверии или недоверии исходит от самого председателя Правительства. В этом случае если Государственная Дума откажет в доверии Правительству, то в течение 7-ми дней Президент должен поступить аналогично.

Когда Дума не может быть вообще распущена:

А)С момента выдвижения Думой обвинения против Президента РФ до принятия окончательного решения по этому вопросу.

Б)В течение года после её избрания по основаниям статьи 117.

В)В период военных действий на всей территории РФ, во время чрезвычайного положения.

Г)А также в течение полугода до окончания президентских полномочий