Кредиты цбр предоставляемые коммерческим банкам. Центробанку все труднее кредитовать коммерческие банки Кредитование коммерческих банков центральным банком

«Временное ухудшение ситуации на российском финансовом рынке в первом квартале 2014 года привело к незначительной переоценке портфеля ценных бумаг кредитных организаций (55 млрд руб., или менее 1% портфеля), однако более заметным последствием рыночного шока стало уменьшение количества новых облигационных выпусков и рост объема реализованных оферт. В результате объем долговых ценных бумаг в портфелях банков уменьшился за март 2014 года с 6,3 трлн до 6,2 трлн руб., — отмечается в опубликованном 8 июля Обзоре финансовой стабильности. — В случае сохранения вышеназванных тенденций во второй половине текущего года может обостриться ситуация с нехваткой у банков рыночного обеспечения для операций рефинансирования с Банком России».

«Дефицит залоговых средств у банков отрицательно влияет на экономику в целом, — указывает директор департамента управления ресурсами Олег Тежельников. —

Чем дороже ресурсы, тем дороже банковские кредиты».

«Недостаток финансирования может повлиять на стоимость кредитов, в том числе ипотечных, — предупреждает начальник казначейства банка МИА (Московское ипотечное агентство) . — Он может проявиться в виде увеличения процентных ставок и сокращения темпов кредитования».

Нарушения в процессе снабжения банков ликвидностью могут наложиться по времени на экономическую стагнацию.

У средних и мелких банков, несмотря на относительно умеренные показатели по системе в целом, ситуация может быть сложнее».

«Ситуация с ликвидностью в российских банках в первой половине 2014 года была достаточно напряженной, — признает Черняков. — Связано это с сокращением объема обращающихся на рынке ценных бумаг, которые банки использовали для получения ломбардных кредитов Банка России или операций репо (кредиты под залог имущества или ценных бумаг, обладающих рыночной стоимостью. — «Газета.Ru»).

В связи с этим стали пользоваться популярностью более дорогие кредиты Банка России под нерыночные активы или поручительства.

МИА привлекал во втором квартале 2014 года кредиты Банка России, предоставляемые под поручительство. Это было связано как с необходимостью продолжения ипотечного кредитования, так и в связи с выкупом облигаций банка по оферте».

Если у коммерческих банков начнут иссякать средства для залогового обеспечения, это может стать еще большей проблемой, учитывая, что при сокращении возможностей заимствований за рубежом зависимость банков от денег ЦБ серьезно выросла и продолжает расти.

«С начала 2013 года объем предоставленной коммерческим банкам ликвидности со стороны ЦБ в рамках проведенных аукционов недельного репо вырос с 1 трлн до 2,5-3,0 трлн руб.», — отмечает исполнительный директор компании EXNESS Виктор Масалов. «В условиях замедления роста других источников кредитные организации увеличили долю средств Банка России в пассивах с 5,8% на 1 октября 2013 года до 8,4% на 1 мая 2014 года», — указывается в обзоре. «По нашим оценкам, на начало июня задолженность перед ЦБ и (учитывает объем средств бюджета, размещаемых на депозиты коммерческих банков) составляла 9,1% пассивов», — указывает Шилова.

«Именно закладываясь на данную перспективу и стремясь поддержать дальнейший рост кредитования, обеспечив банки более длинными деньгами, Банк России объявил в июне о готовности предоставлять ресурсы сроком до полутора лет, — перечисляет Шилова. — Кроме того, новшеством будет то, что предлагаемые кредиты (сроком от трех месяцев) будут предоставлять по плавающей ставке. А это означает возможность их удешевления в случае снижения ключевой ставки ЦБ (что возможно ближе к концу года)».

Вероятно, ЦБ придется изыскивать дополнительные возможности кредитования коммерческих банков, изобретая новые способы или возвращаясь к прежним.

«Участники рынка ждут расширения инструментария рефинансирования под нерыночное обеспечение, например запуска рефинансирования под залог ипотечных кредитов и закладных», — указывает Тежельников. «В запасе у Банка России есть и возможность увеличить лимиты кредитования под поручительство, хотя бы до размеров капиталов банков, как это было до осени 2013 года», — добавляет Черняков.

Удержит ли Банк России ситуацию под контролем, покажет время. Но ценой этого контроля может стать снижение устойчивости всей финансовой системы. «В случае затяжного опережающего роста кредитного портфеля и проблем с доступом к внешним рынкам капитала в условиях невысокого притока средств населения и корпораций в банки на протяжении года-двух потребность в существенном расширении денежного предложения со стороны ЦБ у отечественных банков обострится», — предупреждает Шилова.

Продолжая, так называемый «ликбез» для участников рынка, я думаю, что стоит обратить внимание коллег на тему «Обеспеченные кредиты ЦБР»:

Законодательная и нормативная база
Во исполнение статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом „О банках и банковской деятельности“.

Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в трех нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П „О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг“, Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П „О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами“ и Положении Банка России от 30 ноября 2010 года № 362-П „О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом“.

Общее описание системы рефинансирования (кредитования) Банка России

Кредиты Банка России могут быть обеспечены ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России, нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями), поручительствами кредитных организаций, а также золотом.


Требования к кредитным организациям - контрагентам Банка России

  • отнесена к 1 или 2 классификационным группам в соответствии с нормативными актами Банка России (для небанковских кредитных организаций - в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 № 766-У, с изменениями; для банков – в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 № 2005-У);
  • не имеет недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов, непредставленного расчета размера обязательных резервов;
  • не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России;
  • предоставила на основании договора корреспондентского счета (договоров корреспондентского субсчета) Банку России право на списание денежных средств с ее корреспондентского счета и корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России (уполномоченных РНКО), в объеме требований Банка России по договорам на предоставление кредита Банка России на основании инкассовых поручений Банка России без распоряжения банка – владельца счета.
  • Предоставила на основании договора банковского счета, заключенного с РНКО, Банку России право получать информацию об операциях по счету в уполномоченной РНКО (для получения ломбардных кредитов на корреспондентский счет, открытый в уполномоченной РНКО).
Подробнее: http://smoketrader.ru/index.php/tsbr/84-kreditcbrtech
и сайт Центрального Банка РФ

Виды предоставляемых кредитов
Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П предусматривает возможность получения кредитными организациями трех видов кредитов: внутридневных кредитов, кредитов овернайт и кредитов по фиксированной процентной ставке.

Внутридневные кредиты и кредиты овернайт по своей сути, за исключением используемого обеспечения, идентичны внутридневным кредитам и кредитам овернайт, предоставляемым в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

До создания единого механизма рефинансирования (кредитования) кредитные организации не смогут получать внутридневные кредиты и кредиты овернайт на какой-либо корреспондентский счет (субсчет), если кредитная организация получает внутридневные кредиты и кредиты овернайт на тот же самый корреспондентский счет (субсчет) в соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

Предоставление кредитов по фиксированной процентной ставке осуществляется в день обращения кредитной организации в Банк России (территориальное учреждение Банка России по месту нахождения счета, на который кредитная организация желает получить кредит) с заявлением на получение кредита Банка России по фиксированной процентной ставке, составленным по форме приложения 6 к Положению Банка России от 12.11.2007 № 312-П.

Обеспечение кредитов Банка России - нерыночные активы

Обеспечением кредитов Банка России, предоставляемых в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П, являются нерыночные активы - векселя и кредитные требования, а также поручительства кредитных организаций.

Для того чтобы кредитная организация могла использовать активы для получения кредитов Банка России, она должна заранее, до обращения в Банк России за получением кредита Банка России, представить в Банк России (территориальное учреждение по месту нахождения счета, на который кредитная организация намерена получать кредиты Банка России, обеспеченные соответствующими активами) на проверку соответствующие векселя и (или) кредитные договоры с приложением необходимых документов. Процедура включения нерыночных активов в состав активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, приведена в пункте 3 приложения 3 к Положению Банка России от 12.11.2007 № 312-П.

Схема принятия решения о возможности принятия актива в обеспечение кредитов Банка России.

Из схемы видно, что наиболее упрощенная схема включения нерыночных активов в состав активов, принимаемых в качестве обеспечения по кредитам Банка России, применяется в следующих случаях:
1) если обязанным по активу лицом выступает Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. При этом субъект Российской Федерации либо муниципальное образование должны обладать рейтингом, присвоенным одним из международных рейтинговых агентств, не ниже „В-“ по классификации „Standard&Poor`s“, „Fitch Ratings“, либо „В3“ по классификации „Moody`s Investors Service“.

2) если обязанным по активу лицом выступает организация, включенная в перечень организаций, упомянутый в подпункте 3.6.1 пункта 3.6 Положения Банка России от 12.11.2007 № 312-П (Перечень Банка России). Перечень формируется на основании наличия у организаций международного рейтинга и утверждается Советом директоров Банка России.

Кредитование. Кредитная деятельность Национального банка включает в себя рефинансирование банков; кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год; предоставление кредитов своим работникам в порядке, установленном Советом директоров Национального банка.

Проведение кредитных операций Национальным банком регламентируется Банковским кодексом, соответствующими положениями Национального банка и другими нормативными актами. Для решения задач денежно-кредитного регулирования Национальный банк использует операции рефинансирования, то есть кредитования банков на конкурентной и индивидуальной основе. Целью рефинансирования является кредитная поддержка государственных программ, отдельных отраслей, предприятий, сглаживание текущих колебаний уровня ликвидности банковской системы. Кредиты предоставляются на договорной основе с уплатой процентов.

В большинстве стран мира при рефинансировании используются инструменты открытых тендеров. Кредитные организации, которые соблюдают требования центрального банка, имеют равные возможности в получении кредита эмиссионного банка. В отдельных странах действуют дополнительные поддерживающие правила для мелких и средних банков.

Национальный банк Республики Беларусь предоставляет кредиты республиканским органам управления, в том числе Министерству финансов - на покрытие государственного долга и дефицита республиканского бюджета; республиканским и местным органам управления - в текущую деятельность и на инвестиции. Операции кредитования на покрытие государственного долга основываются на Законе Республики Беларусь "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь", которым регламентируется порядок образования, обслуживания внутреннего государственного долга страны, его состав, порядок управления и сроки погашения. Законом "О бюджете Республики Беларусь" определяются суммы отнесения на внутренний государственный долг кредитов под дефицит Республиканского бюджета и процентная ставка по ним.

Национальный банк может кредитовать специфические предприятия, организации и учреждения и осуществлять их кредитно-расчетное обслуживание. Заемщиками Национального банка могут выступать иностранные государства, банки, предприятия (по межправительственным соглашениям). Физическим лицам - служащим Национального банка - запрещено получать потребительские кредиты во всех банках, кроме Национального.

31.Процентная политика центрального банка: сущность, цели, пути реализации.

Цели % политики : по ур-ню % превышения и подавление инфляции, поддержание выгодной цены для сберегателей и пол-лей $, обеспечение приемущ. док-ми рублевых инструментов по сравнению с валютой, стимулир-е работы банков с реал. сектором эк-ки. Задачи на 2006 : ↓ номин. % ст. по вновь выдаваемым банками кредитам (8-11%), %ст. п привлечен. сроч. руб. депозитам 8-10%, сглаживание колебаний рыноч.%. % политика сущ. путями : учет. (дисконт.) политика, ПДМ. Учет. политика – совокуп. мероприятий по ср-вам кт. Цб регулир. учет/ дисконт. %. ПДМ – механизм изъятия и предоставления избыточ. банк. ликвидности.



Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтральную процентную политику (ставка значительно превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков.

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение - замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничителем верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.

Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.

Правовая база

Она включает в себя приводимые ниже фрагменты из банковских законов, а также следующие основные нормативные акты Банка России:

Положение «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 3 октября 2000 г. № 122-П;

Положение «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» от 4 августа 2003 г. № 236-П;

Указание «О перечне ценных бумаг, входящих в ломбардный список Банка России» от 28 июля 2004 г. № 1482-У;

Письма «О включении ценных бумаг в ломбардный список Банка России» от 16 сентября 2004 г. № 110-Т, от 6 декабря 2004 г. № 140-Т и от 20 апреля 2005 г. №63-Т;

Приказ «О расчете стоимости обеспечения по кредитам Банка России» от 22 сентября 2004 г. № ОД-682;

Приказы «О поправочных коэффициентах Банка России» от 6 декабря 2004 г. № ОД-848, от 31 декабря 2004 г. № ОД-906 и от 20 апреля 2005 г. № ОД-263.

Из Закона «О Центральном банке РФ»

Ст. 4. Банк России выполняет следующие функции:

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Ст. 36. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Ст. 37. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Ст. 40. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливает Банк России.

Ст. 43. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Ст. 46. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ для достижения целей, предусмотренных в настоящем... Законе:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено в федеральном законе о федеральном бюджете;

Ст. 47. Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

Золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;

Иностранная валюта;

Векселя, номинированные в российской и иностранной валюте;

Государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяет... Совет директоров.

В случаях, установленных в решении Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.

Из ст. 28 Закона «О банках и банковской деятельности»

При недостатке средств для... кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.

Кредиты, которые может выдавать Центральный банк, и их основные характеристики

Вопрос рассматривается на основе указанного выше Положения № 236, являющегося базовым документом Банка России для данного направления его деятельности.

Общие положения

1. Банк России может выдавать кредиты на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Обеспечением кредитов Банка России считается, как правило, залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в ломбардный список, утверждаемый Советом директоров ЦБ. В исключительных случаях в качестве обеспечения кредитов могут приниматься ценные бумаги, не входящие в указанный список (в Положении № 236 об этом ничего не говорится).

2. Коммерческим банкам Банк России (в лице уполномоченного на то его учреждения или подразделения) может выдавать следующие виды кредитов:

Внутридневные;

Однодневные расчетные (кредиты овернайт);

Ломбардные 1 .

При достаточном обеспечении и соблюдении ряда условий банк может получить несколько видов кредитов в один день, в том числе несколько ломбардных кредитов на различные либо одинаковые сроки и/или несколько внутридневных кредитов.

Филиалам банков Банк России кредиты не выдает (однако в отдельных случаях может зачислить сумму кредита, выданного банку, на корреспондентский субсчет его филиала).

Здесь не рассматриваются особые виды кредитов, которые Центральный банк также вправе выдавать:

Стабилизационный (имеющий целью вывод банка из кризисной ситуации);

Санационный, который может быть выдан банку, берущемуся за финансовое оздоровление другого банка, находящегося в критическом состоянии (см. Положение ЦБ от 25 июня 1998 г. № 38);

Общие условия предоставления и погашения кредитов Банка России

Банк России может в следующих случаях выдавать кредиты банку. 1. Если банк заключил с ним:

Генеральный кредитный договор (см. приложения 2 к Положению № 236) - при его заключении банк самостоятельно выбирает, какими видами кредитов Центробанка он будет пользоваться; здесь имеется ограничение: заключение генерального договора на получение внутридневных кредитов требует одновременного заключения генерального договора на получение кредитов овернайт, и наоборот, за-

Ломбардным принято называть кредит, обеспечением которого служат ценные бумаги. С учетом этого все рассматриваемые здесь кредиты Банка России фактически являются ломбардными.

ключение генерального договора на получении кредитов овернайт требует одновременного заключения генерального договора на получение внутридневных кредитов;

Дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета, открытого в подразделении Центрального банка: о предоставлении Банку России права безакцептно списывать с указанного корреспондентского счета банка суммы платы за пользование внутридневными кредитами (если в генеральном договоре предусмотрено получение банком внутридневных кредитов) 1 ; о списании денег с указанного счета по расчетным документам сверх имеющихся на нем средств.

Данное дополнительное соглашение в целях получения внутридневных кредитов и кредитов овернайт банк - потенциальный заемщик может заключить не с Банком России, а с уполномоченной РНКО.

Уполномоченная РНКО - расчетная НКО, заключившая с Банком России договор о взаимодействии при осуществлении операций в соответствии с Положением № 236 и отвечающая требованиям Банка России (эти требования изложены в приложении 1 к Положению). Фактически имеется в виду биржа, организующая торговлю ценными бумагами, входящими в ломбардный список Центрального банка.

2. Если банк имеет счет депо в депозитарии. При этом депозитарии могут иметь разный статус: уполномоченные депозитарии, в которых обслуживаются банки-дилеры на рынке ГКО-ОФЗ (сейчас это некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр»); банки-дилеры на рынке ГКО-ОФЗ, у которых обслуживаются другие банки; другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензии на депозитарную деятельность.

3. Если банк заключил дополнительное соглашение (соглашения) к депозитарному договору с депозитарием (и выдал Банку России соответствующую доверенность): об открытии раздела (разделов) «Блокировано Банком России» на своем счете депо и о праве Банка России присвоить полный номер этому разделу; о праве Банка России открывать необходимые для кредитования разделы счета депо банка и присваивать им номера; о назначении Банка России оператором таких разделов счета депо банка; о праве Банка России закрывать указанные разделы счета депо банка.

Кредиты предоставляются при условии предварительного блокирования банком ценных бумаг (включенных в ломбардный список) в разделе «Блокировано Банком России» счета депо банка в депозитарии. Банки самостоятельно определяют количество и выпуски ценных бумаг, которые они собираются предложить в залог (блокировать) с целью получения кредитов Банка России. Такие ценные бумаги должны отвечать следующим требованиям: входить в ломбардный список; учитываться на счете депо банка в депозитарии; принадлежать банку на праве собственности и не быть обремененными другими обязательствами; иметь срок погашения не ранее чем через десять календарных дней после наступления срока погашения кредита Банка России.

В соответствии с Указанием ЦБ от 24 июня 2002 г. № 1170-У, а затем и Указанием от 25 мая 2004 г. № 1430-У плата за право пользования внутридневными кредитами установлена равной нулю.

Первый по времени ломбардный список Банка России (от 13 марта 1996 г.) включал в себя государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), выпущенные в обращение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 и облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ), выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458.

Начиная с апреля 1999 г. в список входили: ГКО, выпущенные в обращение после 14 декабря 1998 г.; облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроками погашения после 31 декабря 1999 г.; облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД).

Еще раньше, в сентябре 1998 г., ломбардный список был пополнен за счет облигаций самого Банка России, которые он стал выпускать в соответствии с Положением ЦБ от 28 августа 1998 г. № 52-П.

С середины 2001 г. в ломбардный список входили;

ГКО, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 и условиями эмиссии и обращения данных облигаций, утвержденными приказом министра финансов РФ от 24 ноября 2000 г. № ЮЗн;

ОФЗ с фиксированным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их выпуска, утвержденными приказом министра финансов РФ от 18 августа 1998 г. № 37н;

Облигации Банка России.

В конце 2001 г. список был расширен за счет:

ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД), выпускаемых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н;

ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 22 декабря 2000 г. № 112н, проданные Банком России из своего портфеля с обязательством обратного выкупа.

С начала 2004 г. ломбардный список Банка России включал следующие ценные бумаги (см. ныне отмененное Указание ЦБ от 9 января 2004 г. № 1368-У):

ГКО, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 24 ноября 2000 г. № ЮЗн;

ОФЗ с постоянным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 16 августа 2001 г. № 65н;

ОФЗ с фиксированным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их выпуска, утвержденными приказом Минфина РФ от 18 августа 1998 г. № 37н;

ОФЗ-АД, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н;

ОФЗ с переменным купонным доходом, выпускаемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 22 декабря 2000 г. № 112н;

Облигации внешних облигационных займов РФ (ОВОЗ), выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 1997 г. № 71;

ОВОЗ, выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 марта 1998 г. № 302;

ОВОЗ, выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов» от 23 июня 2000 г. № 478 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 18 июля 2000 г. №71н;

ОВОЗ, выпущенные в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 23 июня 2000 г. № 478, от 29 декабря 2001 г. № 931 и условиями их дополнительной эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 113н;

Облигации государственного валютного облигационного займа 1999 г., выпущенные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1306 и условиями их эмиссии и обращения, утвержденными приказом Минфина РФ от 28 января 2000 г. № 13н;

Облигации Банка России.

В середине 2004 г. в список были включены также облигации субъектов РФ, отвечающие определенным критериям.

Затем Указанием от 28 июля 2004 г. № 1482-У список был снова скорректирован: исключены четыре вида ОФЗ и добавлены три других вида облигаций.

Рыночная стоимость перечисленных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент Банка России и с учетом причитающихся процентов, считается максимально возможной суммой кредита (кредитов), которую банк может получить у Банка России.

Поправочный коэффициент - числовой множитель (в интервале от 0 до 1), рассчитываемый исходя из возможных изменений цен ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), на который корректируется рыночная стоимость указанных бумаг; используется Банком России а целях снижения своих рисков, связанных с возможным обесценением бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов; размер его устанавливает Совет директоров.

В конце 2004 - начале 2005 г. значения поправочных коэффициентов, использовавшихся для корректировки рыночной стоимости ценных бумаг, принимавшихся в обеспечение кредитов Центрального банка, составляли от 0,5 (облигации Агентства ипотечного жилищного кредитования и банка «Московское ипотечное агентство») до 0,98 (облигации Банка России).

В соответствии с Положением № 236 банк, претендующий на кредиты Центробанка, должен удовлетворять целому ряду условий, среди которых и такие:

1) по своему, финансовому состоянию банк должен относиться к 1-й классификационной группе (исходя из критериев, установленных в Указании ЦБ от 31 марта 2000 г. № 766), т.е. считаться банком «без недостатков в деятельности» (раньше на кредиты могли рассчитывать и банки, «имеющие отдельные недостатки в деятельности»);

2) чтобы на момент предоставления ему кредита аккуратно выполнял резервные требования; не имел никаких просроченных денежных обязательств перед Банком России, имел достаточное обеспечение под кредит.

Обеспечение кредита считается достаточным, если рыночная стоимость предварительно заблокированных банком бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент, больше или равна сумме испрашиваемого кредита (включая проценты за предполагаемый период пользования кредитом). Достаточность обеспечения

кредитов рассчитывается в соответствии с процедурой, прописанной в приложении 3 к Положению № 236.

Изменение сроков погашения кредитов Банка России не допускается.

Исключение может быть сделано только в случаях: 1) наложения ареста на ценные бумаги, находящиеся в залоге по кредиту Центробанка. В такой ситуации банк в течение пяти рабочих дней обязан заменить обеспечение по кредиту надлежащим обеспечением, но в случае невыполнения данного требования Банк России вправе в одностороннем порядке потребовать досрочного погашения кредита, направив банку соответствующее требование; 2) если в период пользования ломбардным кредитом банк-заемщик перестанет относиться по своему финансовому состоянию к 1-й классификационной группе. В данной ситуации Банк России будет вправе в одностороннем порядке потребовать досрочного погашения указанного кредита.

Особенности предоставления и погашения ломбардных кредитов

Ломбардные кредиты предоставляют уполномоченные учреждения и уполномоченные подразделения Банка России.

Уполномоченное учреждение Банка России - ТУ Банка России, подразделение расчетной сети Банка России, Первое операционное управление при Банке России (ОПЕРУ-1), которому распорядительным актом руководства ЦБ дано право проводить операции в соответствии с Положением № 236. Уполномоченное подразделение Банка России - подразделение центрального аппарата ЦБ, назначенное распорядительным актом руководства ЦБ.

Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами:

По заявлениям банков - кредит предоставляется в принципе в любой рабочий день по фиксированной процентной ставке; срок кредита определяется в заявлении банка;

По результатам ломбардного кредитного аукциона - кредиты выдаются после аукциона по ставке, определяемой итогами аукциона; срок кредита определяет Банк России.

Заявление банка на получение ломбардного кредита рассматривается (с проведением необходимых проверок) в течение одного рабочего дня.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся как процентные конкурсы заявок банков на получение кредита (эти аукционы проводит уполномоченное подразделение Центрального банка). Заявка банка может быть конкурентной (если она будет удовлетворена, то точно по процентной ставке, указанной в ней) или неконкурентной (см. ниже). Конкурентные заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенных ими процентных ставок начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и об объеме кредитов, предоставляемых по результатам аукциона, Банк России принимает после анализа заявок. Неконкурентные заявки банков, принятые к аукциону, удовлетворяются по средневзвешенной ставке, сложившейся по итогам аукциона. При этом саму средневзвешенную ставку Банк России рассчитывает по удовлетворенным/частично удовлетворенным по итогам аукциона конкурентным заявкам банков. В современных условиях рассматриваемые аукционы проводятся еженедельно, а соответствующие кредиты выдаются только на две недели.

Такие кредитные аукционы проводятся по одному из следующих способов:

1) «американский» способ - конкурентные заявки (вошедшие в список удовлетворенных) удовлетворяются по процентным ставкам, предложенным в заявках самими банками, но только если эти ставки равны или превышают ставку отсечения, устанавливаемую Банком России по результатам аукциона;

2) «голландский» способ - все конкурентные заявки (вошедшие в список удовлетворенных) удовлетворяются по последней (минимальной) процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (т.е. по ставке отсечения).

Вся технология ломбардного кредитования подробно прописана в соответствующем Регламенте (приложение 6 к положению № 236).

Условия ломбардного кредитования, которые Банк России применял в 1997-1998 гг., представлены в табл. 17.2.

Таблица 17.2 Условия ломбардного кредитования, % годовых

Сроки кредитов________________________

С 6.10.1997 г.

сроком от 3 до 7 дней -^ 15

сроком от 8 до 14 дней - 18

сроком от 15 до 30 дней - 21

С 11.11.1997 г.

Кредиты по фиксированной ставке:

сроком от 3 до 7 дней - 22

сроком от 8 до 14 дней - 25

сроком от 15 до 30 дней - 28

С 1.12.1997 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков - 36

С 2.02.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков - 42

С 17.02.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков - 39

С 16.03.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков - 30

С 18.05.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке:

сроком от 3 до 14 дней - 36

сроком от 15 до 30 дней - 40

С 19.05.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке независимо от сроков - 50

С 27.05.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке на сроки от 1 до 20 дней - 150

С 5.06.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке на срок от 1 до 20 дней - 60

С 29.06.1998 г.

Кредиты по фиксированной ставке на срок от 3 до 20 дней - 80_________|

С 8 августа 1998 г. ломбардные кредиты стали предоставляться только на сроки до семи календарных дней и только посредством кредитных аукционов (начиная с 27 июля 1998 г. они могли проводиться 2 раза в неделю по «американскому» способу). Данный порядок был отменен Указанием ЦБ от 24 июня 2002 г. № 1168-У.

После августа 1998 г. данный канал рефинансирования банков практически перестал функционировать. Только в конце 2003 г. Банк России решился снова начать оживлять институт рефинансирования коммерческих банков (см. далее).

Особенности предоставления и погашения внутридневных кредитов и кредитов овернайт

Данные кредиты тоже допускается выдавать лишь в пределах лимитов рефинансирования, устанавливаемых ежедневно для каждого банка в отдельности. Сумма такого лимита фиксируется в генеральном договоре. Максимальная величина внутридневного разрешенного дебетового сальдо на корреспондентском счете банка не должна превышать ни установленного ему лимита рефинансирования, ни рыночной стоимости заблокированных им ценных бумаг, скорректированной на поправочный коэффициент. При этом представлять в Банк России заявление на получение внутридневного кредита и кредита овернайт не требуется.

Процедура предоставления и погашения названных кредитов детально определена в упоминавшемся ранее Регламенте.

Внутридневные кредиты могут выдаваться банку в течение операционного дня путем списания по платежным документам средств с корреспондентского счета банка в подразделении ЦБ/уполномоченной РНКО при отсутствии либо недостаточности средств на нем. Данный вид кредита погашается за счет текущих поступлений на корреспондентский счет банка (в сумме, покрывающей допущенное банком внутридневное разрешенное дебетовое сальдо) или переоформляется в конце дня в кредит овернайт.

Кредиты овернайт предоставляются при наличии в конце дня (в конце времени приема и обработки расчетных документов, предъявленных к банковским счетам клиентов Банка России/уполномоченной РНКО) не погашенного внутридневного кредита Банка России. Способ кредитования - списание средств по платежным документам с корреспондентского счета банка при отсутствии либо недостаточности средств на указанном счете. Выдаются такие кредиты для того, чтобы соответствующие банки могли завершить необходимые расчеты (платежи) в конце операционного дня. Кредит зачисляется на корреспондентский счет банка, срок его составляет один рабочий день.

Отсюда видно, что кредит овернайт выдается в момент, когда уже финансовые рынки не работают и на межбанковском рынке кредит получить уже нельзя. Это означает, что кредитам овернайт Банка России альтернативы на рынке нет, поэтому их цена (ставка) достаточно высока и в настоящее время равна ставке рефинансирования ЦБ. Но в последние годы российские кредитные организации предпочитают получать в основном внутридневные кредиты, причем в начале дня. Кредит овернайт они используют как страховку в том случае, когда ожидавшиеся поступления на корреспондентский счет не приходят.

Кредиты под залог векселей и под поручительства

Это относительно новый для наших условий инструмент рефинансового кредитования, который специалисты ЦБ предложили в Положении «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 3 октября 2000 г. № 122-П.

Документ носил экспериментальный характер, поскольку предполагалось, что первоначально он будет применяться на территории С.-Петербурга. В дальнейшем его действие было распространено также на банки Вологодской, Ленинградской, Ростовской, Самарской и Свердловской областей и Приморского края, а также филиалы московских банков, действующие в перечисленных регионах.

Согласно этому Положению Банк России собирался выдавать некоторым банкам рублевые кредиты, обеспеченные: 1) залогом (в виде заклада) векселей организаций сферы материального производства и/или прав требований по кредитным договорам таких организаций; 2) поручительствами банков, на основании которых поручители солидарно между собой и с банком-заемщиком обязуются исполнить обязательства банка-заемщика перед Банком России (возместить последнему понесенные им расходы, связанные с реализацией залога, проценты, основной долг по кредиту и пени за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитному договору).

Положение № 122 имело целью активизировать кредитные связи банков с предприятиями реального сектора экономики, однако сведений об эффективности его применения не имеется.

Динамика ставки рефинансирования

Все рассмотренные выше виды кредитов ЦБ представляют собой возможные формы рефинансирования, чем Банк России обязан заниматься как «кредитор последней инстанции». Из Закона прямо следует, что Центробанк для каждого из указанных видов кредитов пользуется особыми процентными ставками. Базовой для всех таких ставок является общая ставка рефинансирования (используемая и в других целях) - достаточно важный финансовый индикатор и ориентир. Ее величина в динамике отражает существенные тенденции в реальной денежной и кредитной политике государства (табл. 17.3).

Таблица 17.3 Ставка рефинансирования ЦБ РФ

Период действия

Период действия

1.01.1991-9.04.1992 10.04.1992 - 22.05.1992

23.05.1992 - 29.03.1993 30.03.1993-1.06.1993 2.06.1993 - 21.06.1993

22.06.1993 - 28.06.1993 29.06.1993-14.07.1993 15.07.1993 - 22.09.1993 23.09.1993-14.10.1993 15.10.1993 - 28.04.1994

20 50 80 100 НО 120 140 170 180 210

29.04.1994-16.05.1994 17.05.1994-1.06.1994 2.06.1994"-21.06.1994

22.06.1994 - 29.06.1994

30.06.1994 - 31.07.1994 1.08.1994 - 22.08.1994

23.08.1994-11.10.1994

205 200 185 170 155 150 130 1

Окончание табл. 17.3

12.10.1994-16.11.1994 17.11.1994 - 5.01.1995 6.01.1995 - 15.05.1995

16.05.1995 - 18.06.1995 19.06.1995-23.10.1995

24.10.1995 - 30.11.1995

1.12.1995 - 9.02.1996

10.02.1996 - 23.07.1996 24.07.1996-18.08.1996

19.08.1996 - 20.10.1996 21.10Л996-1.12.1996

2.12.1996 - 9.02.1997

10.02.1997 - 27.04.1897 28.04.1997-15.06.1997

16.06.1997 - 5.10.1997 6.10.1997-10.11.1997

195 180 170 160 120 110 80 60 48 42 36 24 21

11.11.1997-16.02.1998 17.02.1998-1.03.1998

2.03.1998 -15.03.1998 16.03.1998 -18.05.1998

19.05.1998 - 26.05.1998 27.05.1998 - 4.06.1998

5.06.1998 - 28.06.1998

29.06.1998 - 23.07.1998

24.07.1998 - 9.06.1999

10.06.1999 - 23.01.2000

24.01.2000 - 20.03.2000 21.03.2000 - 9.07.2000 10.07.2000 - 3.11.2000 4.11.2000 - 8.04.2002 9.04.2002 - 6.08.2002

7.08.2002 - 16.02.2003 17.02.2003 - 20.06.2003 21.06.2003 - 14.01.2004 15.01.2004-14.06.2004 15.06.2004- настоящее время

55 45 33 28 25 23 21 18 16 14 13 1

В частности, ставка за кредит овернайт (однодневный расчетный кредит ЦБ) точно соответствует ставке рефинансирования.

Реанимация механизмов рефинансирования

После августа 1998 г. Центральный банк почти полностью перестал выдавать рефинансовые кредиты. Причем эта его политика продолжалась целых пять лет (табл. 17.4).

Таблица 17.4

Участие Банка России в рефинансировании коммерческих банков

1 В числителе - абсолютные значения (млрд руб.), в знаменателе - в % к сумме пассивов.

Практически все банкиры и специалисты сходились в том, что Центральный банк должен возобновить рефинансирование банков, как минимум изменив порядок выдачи ломбардных кредитов. Ведь все эти годы имел место по сути обратный процесс - Банк России финансировал свои операции за счет бесплатных (ФОРы) или дешево ему достающихся средств коммерческих банков (см. следующий параграф).

Только в конце 2002 г. - начале 2003 г. руководство Банка России решилось попробовать начать постепенно реанимировать механизмы рефинансирования. Первым осторожным шагом на этом пути было введение в практику отношений с банками, являющимися контрагентами ЦБ по операциям купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, такого финансового инструмента, как валютный своп (покупка у банков долларов США за рубли сроком «сегодня» по официальному курсу доллара с их последующей продажей сроком «завтра»).

Инструмент, используется недостаточно активно. Так, после сентября 2002 г. данные операции не проводились в ноябре того же года, в феврале - июне, августе, ноябре и декабре 2003 г., в январе - марте 2004 г. В апреле такие сделки с уполномоченными банками были заключены на общую сумму в 3,714 млрд долл. США, в мае - на 1,211 млрд долл., в июле - на 67,5 млн долл.

Затем Центральный банк сообщил, что с января 2003 г. приступает к еженедельному проведению аукционов биржевого так называемого модифицированного репо 1 . Далее были предприняты следующие шаги.

1. Как уже отмечалось, был расширен состав ломбардного списка.

2. С октября 2003 г. Банк России приступил к регулярному проведению следующих видов аукционов: еженедельно - ломбардных кредитных аукционов на срок две недели; еженедельно - аукционов прямого репо на одну неделю; ежемесячно - аукционов прямого репо на три месяца. К участию в аукционах принимаются заявки соответственно по следующим минимальным ставкам (% годовых) - 7; 6,5; 9.

Репо (сделка репо) - двусторонняя сделка продажи (покупки) ценных бумаг (первая часть сделки) с обязательством обратной покупки (продаж) бумаг того же выпуска в том же количестве (вторая часть сделки) через определенный в условиях такой сделки срок и по определенной в ее условиях цене. Право собственности на бумаги сначала переходит к первоначальному покупателю, а потом обратно к первоначальному продавцу.

Например, с конца 2003 г. Центробанк стал регулярно объявлять (путем публикации официальной оферты) о приобретении у кредитных организаций любого количества ранее проданных им облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) отдельных выпусков.

3. Уже в 2003 г. с 5 до 30 возросло число регионов России, банки которых получили возможность пользоваться расчетными кредитами овернайт и внутридневными кредитами.

4. В 2004 г. Банк России планировал продолжить практику предоставления денег кредитным организациям путем проведения аукционов прямого репо. При этом срок, на который предполагалось проводить указанные операции, при необходимости будет составлять от одного дня до 90 дней.

Тем не менее пока рано утверждать, что механизмы рефинансирования заработали в должную силу, поскольку здесь остается немало нерешенных вопросов. Об этом свидетельствует, в частности, пока не очень высокая популярность среди банков ломбардных кредитных аукционов. Так, в течение 2003-2004 гг. примерно каждый второй такой планировавшийся аукцион был признан не состоявшимся.

Причина, видимо, в том, что кредиты кредитам рознь. Кредиты, которые Банк России в последнее время все же начал выдавать, представляют для банков, которые их могут получать, всего лишь дополнительные и скудные ресурсы поддержания их кратко- или сверхкраткосрочной ликвидности, рефинансировать в полном смысле этого слова свои операции за счет таких средств коммерческие банки фактически не могут. Другими словами, все дело в том, что с помощью указанных методов Центробанк выпускает свои деньги в обращение на такие кратчайшие сроки, за которые их невозможно использовать ни в каких серьезных проектах, связанных с финансированием экономики. Заметим, кстати, что только такие «короткие деньги» способны провоцировать рост уровня инфляции. Кроме того, пока далеко не все банки реально могут получать кредиты Центрального банка.

В течение первого года деятельности вновь созданный коммерческий банк не имеет права привлекать кредиты Банка России. В дальнейшем он может брать кредиты Банка России следующих видов:

  • однодневные расчетные кредиты;
  • кредиты под залог государственных ценных бумаг (внутридневные, овернайт, ломбардные).

Однодневные расчетные кредиты

Однодневные расчетные кредиты предоставляются в валюте Российской Федерации на один операционный день в пределах общего объема кредитов, выдаваемых Центральным банком в рамках единой государственной .

Предоставление однодневного расчетного кредита банку означает, что платежи осуществляются с банка, несмотря на временное отсутствие или недостаточность на счете денежных средств. Кредитование корреспондентского счета банка производится в пределах установленного лимита на основе договора. Размер процентной ставки по расчетному кредиту устанавливается советом директоров Банка России и указывается в договоре.

Однодневный расчетный кредит предоставляется в конце текущего операционного дня на один операционный день и не подлежит пролонгации. Не допускается получение расчетного кредита в течение двух рабочих дней подряд.

За неисполнение (ненадлежащее исполнение) банком обязательств по возврату расчетного кредита и уплате процентов взыскивается неустойка в виде пени в размере 0,5 ставки рефинансирования за каждый день просрочки до дня возврата всей суммы основного долга.

Для получения однодневною расчетного кредита коммерческий банк должен соответствовать следующим требованиям:

  • своевременно и в полном объеме выполнять обязательные резервные требования;
  • не иметь просроченной задолженности по кредитам Банка России и процентам по ним, а также по обязательным платежам, установленным законодательством;
  • общая потребность в дополнительных средствах на оплату всех расчетных документов, подлежащих оплате до конца текущего дня, не должна превышать установленный банку лимит кредитования более чем в 1,5 раза;
  • своевременно и в полном объеме перечислять плату за право пользования однодневным расчетным кредитом.

Проценты за пользование однодневным расчетным кредитом уплачиваются одновременно с погашением кредита. В случае просрочки в первую очередь погашаются проценты, затем сумма просроченного основного долга и в последнюю очередь — причитающаяся сумма пени.

Кредиты под залог ГЦБ

Кредиты под залог государственных ценных бумаг выдаются банкам — резидентам РФ в валюте РФ с целью поддержания и регулирования ликвидности банковской системы в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами государственной денежно- кредитной политики. Обеспечением кредита является залог (блокировка) государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России.

На момент предоставления кредита под залог государственных ценных бумаг коммерческий банк должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь достаточное обеспечение по кредиту;
  • в полном объеме выполнять обязательные резервные требования;
  • не иметь просроченной задолженности по кредитам, ранее предоставленным Банком России, и процентам по ним, а также других просроченных обязательств перед ЦБ РФ.

Возврат банками-заемщиками кредитов Банка России и уплата процентов по ним производятся в установленные сроки, изменение сроков погашения кредитов не допускается.

Банк России может устанавливать различные процентные ставки по разным видам кредитов с учетом срока и частоты предоставления кредита.

Банк выбирает, какими видами кредитов ЦБ РФ он будет пользоваться, и заключает с Банком России генеральный кредитный договор. Также оформляется дополнительное соглашение к договору корреспондентского счета коммерческого банка, в котором закрепляется право ЦБ РФ на списание денежных средств в объеме не погашенных в срок требований Банка России по предоставленным кредитам, а также сумм за право пользования внутридневным и кредитами без распоряжения банка — владельца корсчета.

Коммерческий банк должен иметь счет депо в уполномоченном депозитарии , с которым он должен заключить дополнительное соглашение об открытии раздела «Блокировано Банком России» на своем счете депо.

Кредиты ЦБ РФ предоставляются при условии предварительного блокирования банком государственных ценных бумаг, принадлежащих ему по праву собственности. Эти бумаги должны иметь срок погашения не ранее чем через 10 календарных дней после наступления срока погашения предоставленного кредита Банка России. Банк самостоятельно определяет количество и выпуски государственных ценных бумаг, подлежащих предварительному блокированию.

Максимально возможная сумма кредита (с учетом начисленных процентов), которую банк может получить, — это рыночная стоимость государственных ценных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент Банка России.

Ломбардные кредиты Банка России предоставляются следующими способами:

  • по заявлениям банков на получение ломбардного кредита: ломбардный кредит предоставляется в любой рабочий день по фиксированной процентной ставке, установленной Банком России;
  • по результатам проведенного ломбардного кредитного аукциона: ломбардные кредиты предоставляются после проведения Банком России аукциона по процентной ставке, определяемой по итогам аукциона и публикуемой в официальном сообщении об итогах проведения аукциона.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся Банком России (место проведения — город Москва) как процентные конкурсы заявок банков на участие в ломбардном кредитном аукционе. Основанием для проведения аукциона является официальное сообщение Банка России о проведении ломбардного кредитного аукциона, в котором устанавливаются: способ проведения аукциона; срок, на который предоставляется кредит; размер максимальной доли неконкурентных заявок на участие в ломбардном кредитном аукционе (в процентах от общею объема заявок, поданных банком) и, при необходимости, другие условия проведения аукциона. Официальное сообщение публикуется в «Вестнике Банка России» и в других средствах массовой информации. Банк России вправе устанавливать ограничения по количеству принимаемых к аукциону заявок одного банка. Установленные Банком России ограничения указываются в официальном сообщении Банка России о проведении ломбардного кредитного аукциона.

Конкурентные заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. В случае исчерпания объема кредита, выставляемого на аукцион, Банк России вправе пропорционально сократить сумму каждой конкурентной заявки, в которой указана процентная ставка, принятая Банком России в качестве ставки отсечения, в списке удовлетворенных конкурентных заявок. При этом конкурентные заявки банков могут удовлетворяться частично.

Неконкурентные заявки банков, принятые к аукциону, удовлетворяются по средневзвешенной ставке, сложившейся по итогам проведения ломбардного кредитного аукциона. При этом расчет средневзвешенной ставки осуществляется Банком России по удовлетворенным/частично удовлетворенным по итогам проведения аукциона конкурентным заявкам банков.

Ломбардные кредитные аукционы проводятся одним из следующих способов:

  • по «американскому» способу: конкурентные заявки, вошедшие в список удовлетворенных конкурентных заявок, удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в указанных заявках, которые равны или превышают ставку отсечения, установленную Банком России по результатам аукциона;
  • по «голландскому» способу: конкурентные заявки, вошедшие в список удовлетворенных конкурентных заявок, удовлетворяются по минимальной процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных конкурентных заявок банков (т.е. по ставке отсечения, установленной Банком России по результатам аукциона).

При неисполнении (ненадлежащем исполнении) банком обязательств по возврату кредита и уплате процентов по нему Банк России начинает процедуру реализации заложенных ценных бумаг (залога).

Выручка от реализации заложенных государственных ценных бумаг используется в следующем порядке:

  • возмещаются расходы Банка России, связанные с его реализацией;
  • погашается задолженность банка по процентам и задолженность банка по кредиту (в сумме основного долга);
  • погашаются причитающиеся к уплате суммы неустойки (пеней).

Если сумма выручки от реализации залога выше суммы имеющихся обязательств, излишек перечисляется на корреспондентский счет банка. В случае недостаточности выручки для погашения всех обязательств Банк России производит списание недостающей суммы с корреспондентского счета банка.