Требования к рабочей программе по фгос: изменения и новые аспекты. Новые требования к рабочим программам фгос ооо второго поколения Новые требования к рабочим программам

Приведение рабочих программ в соответствие с требованиями ФГОС является обязательным условием введения ФГОС среднего общего образования. Как составлять рабочие программы? Какие нюансы учитывать? Как подготовиться к аккредитации? Ответы на эти и многие другие вопросы - в статье.

Все школы должны ввести ФГОС среднего общего образования к 2020 году. Для этого образовательным учреждениям следует провести множество мероприятий, которые призваны привести в соответствие к требованиям документа основную образовательную программу (ООП) для 10–11-х классов.

Как составить основную образовательную программу согласно требованиям ФГОС для 10–11-х классов

Для выполнения требований к рабочим программам по ФГОС следует понимать, чем отличается ФГОС среднего общего образования от ФГОС основного общего образования. Главное отличие в том, что обязательная часть ООП среднего общего образования составляет 60 процентов, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 процентов от объема программы. В основной школе соотношение было 70 и 30 процентов.

В 40 процентов для 10–11-х классов включите больше курсов по выбору старшеклассников и их родителей. Курсы обеспечат профильную направленность, интересы и образовательные потребности каждого ученика.

При этом структуру ООП менять не придется. Целевой, содержательный и организационный разделы в программе остаются, потому что во всех ФГОС общего образования вы найдете требование о том, что ООП обязательно включает эти три раздела.

КОНТРОЛИРУЙТЕ КАЧЕСТВО РАБОЧИХ ПРОГРАММ

Составьте план контроля на 2019/2020 учебный год и раздайте учителям памятки с рекомендациями. Образец скачайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»

Скачайте сейчас

В примерной ООП используется системно-деятельностный подход . На его основе педагоги организуют деятельность учеников так, чтобы помочь им достичь максимального уровня в личностном, социальном и познавательном развитии. В ООП объясните, как школа организует такую деятельность. Сформулируйте цели и содержание образования, то есть учебные предметы, курсы, которые помогут достичь целей.

Еще один подход, который вы будете внедрять впервые, – это индивидуально-дифференцированный подход к обучению старшеклассников (п. 1.1 примерной ООП среднего общего образования). Поэтому включите в ООП предметы на базовом или углубленном уровнях для профильного обучения и курсы, которые обеспечат интересы каждого ученика.

Требования к оформлению рабочих программ по ФГОС предполагают включение в ООП рабочих программ учителей по предметам. Их структура останется прежней, а требования к образовательным результатам изменятся.

В рабочих программах учителей для 10–11-х классов будут образовательные результаты четырех видов:

  1. «Выпускник научится – базовый уровень»,
  2. «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень»,
  3. «Выпускник научится – углубленный уровень»,
  4. «Выпускник получит возможность научиться – углубленный уровень».

План внеурочной деятельности для 10–11-х классов включает пять профилей обучения. Это должно быть согласовано с родителями и учениками школы. На внеурочную деятельность отведите максимум 700 часов, а не 1750, как для 5–9-х классов.

В плане внеурочной деятельности предусмотрите два компонента (п. III примерной ООП среднего общего образования):

    Инвариантный: работа ученических сообществ в форме клубных встреч, участие школьников в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах, ежемесячные учебные собрания по проблемам образовательной деятельности.

    Вариативный, прописанный по отдельным профилям обучения.

Как проверить соответствие рабочих программ ФГОС 2019-2020 перед проведением аккредитации?

Эксперты на аккредитации контролируют, как образовательная организация выполняет требования к рабочим программам по ФГОС. Для этого эксперты сопоставляют содержание образовательных программ и требования ФГОС. Чаще всего находят ошибки в содержательном и организационном разделах ООП.

Проверьте элементы содержания программы:

  • цели и задачи, место и роль в реализации требований ФГОС;
  • система понятий, функций, состава и характеристик УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);
  • связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью;
  • место компонентов УУД в структуре образовательной деятельности;
  • типовые задачи применения УУД;
  • особенности реализации направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное и др.);
  • формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
  • содержание, виды и формы учебной деятельности по формированию и развитию компетенций в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • элементы ИКТ-компетенций и инструменты их использования;
  • планируемые результаты в развитии ИКТ-компетенции, подготовки индивидуального проекта, который школьник выполняет по учебному предмету или на межпредметной основе;
  • виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы работы консультантов, экспертов и научных руководителей;
  • условия для развития УУД;
  • система оценки деятельности школы по формированию и развитию УУД;
  • мониторинг успешности применения УУД.

Эксперту на аккредитации администрация школы представляет все рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности по учебному плану. Контролируйте подготовку рабочих программ. Предотвратите случай, когда учитель не подготовил рабочую программу. Эксперт не увидит какую-то одну рабочую программу в содержании ООП и сделает вывод, что подготовка обучающихся не соответствует ФГОС.

Проверьте структуру рабочих программ. Она включает:

  • Рабочие программы курсов внеурочной деятельности включают:
  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Чтобы проанализировать, как выполняются основные требования к рабочим программам ФГОС, эксперты также изучат программу воспитания и социализации обучающихся.

Эксперт проверит, как школа отслеживает личностные характеристики выпускника: любовь к своему краю и Отечеству; знание русского и родного языков, уважение своего народа; осознание и принятие ценностей человеческой жизни, семьи, общества и др. Также эксперт выявит, как программа воспитания и социализации развивает социальную активность учеников, формирует уважение закона и правопорядка.

В рамках анализа программы коррекционной работы изучаются:

  • цели и задачи коррекционной работы;
  • перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы;
  • систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ;
  • механизм взаимодействия учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников школы, других ОО и институтов общества в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

При анализе учебного плана эксперты на аккредитации проверяют, соответствует или не соответствует учебный план ФГОС. Они анализируют объем и количество часов в обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений.

При анализе соответствия требованиям к оформлению рабочих программ по ФГОС программы внеурочной деятельности рассматриваются:

  • художественные, культурологические, филологические, хоровые студии;
  • сетевые сообщества;
  • школьные спортивные клубы и секции;
  • юношеские организации;
  • научно-практические конференции;
  • школьные научные общества;
  • олимпиады, поисковые и научные исследования;
  • общественно полезные практики;
  • военно-патриотические объединения.

В разделе об условиях реализации образовательной программы эксперт выявит наличие всех необходимых компонентов в системе условий реализации ООП. Проверьте, есть ли такой раздел в ООП вашей школы. Если он отсутствует, то эксперт сделает вывод о несоответствии условий реализации ООП требованиям ФГОС.

Как подготовить качественную рабочую программу

Прежде чем приступать к подготовке программы, нужно дать определение понятию «качество рабочей программы». Оно включает:

  • соответствие ФГОС;
  • полную реализуемость;
  • соответствие порядку, с которым учителя разрабатывают, принимают и вносят изменения или дополнения в рабочие программы.

Чтобы соответствовать требованиям ФГОС, рабочие программы учебных предметов включают:

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности содержат: результаты освоения курса; содержание с указанием форм организации и видов деятельности и тематическое планирование.

К рабочей программе можно составить пояснительную записку. Она не является обязательной. Пояснительная записка должна быть содержательной, отражать особенности образовательной деятельности в вашей школе, но при этом быть небольшой по объему. В пояснительной записке учитель формулирует цели и задачи, которые ставит перед собой и учениками, чтобы лучше изучить учебный предмет и достичь образовательных результатов.

Для приведения в соответствие структуры рабочей программы требованиям ФГОС проконтролируйте, чтобы учителя в тематическом планировании указали количество часов, за которое ученики освоят тему или тематический блок, для уровня общего образования. Затем количество часов учитель распределяет по годам обучения.

Регламент разработки и утверждения рабочих программ регулирует локальный нормативный акт – Положение о рабочей программе.

Структура рабочей программы

Рабочие программы разрабатывают как на основе примерных образовательных программ, так и на основе методической литературы или рекомендаций учебно-методических комплектов.

Есть два варианта установления периода, на который разрабатывают рабочие программы:

  • на учебный год;
  • на период, равный общему сроку освоения дисциплины учебного плана или курса внеурочной деятельности.

Структура рабочей программы имеет следующий обязательный состав компонентов:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Указанный состав компонентов одинаково распространяется как на рабочие программы дисциплин учебного плана, так и на курсы внеурочной деятельности.

При изменении требований ФГОС общего образования вносите изменения в Положение о рабочей программе.

Раздел рабочей программы «Планируемые результаты» содержит перечень результатов освоения рабочей программы и подходы к их оценке. Отражайте в рабочей программе то, каким образом учебный предмет обеспечивает достижение учащимися личностных и метапредметных результатов образования.

Предварительно ответьте на вопросы:

  • как в содержании рабочей программы реализован системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию (технологии и методы организации учебного процесса);
  • какие формы организации познавательной деятельности учащихся приняты ведущими в силу возрастных особенностей;
  • каким образом в процессе изучения предмета организована проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся (возможно приложение тематики проектов);
  • как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию учащихся (возможно приложение перечня внеурочных мероприятий).

Подберите под каждый зафиксированный в рабочей программе результат оценочный инструментарий: текст комплексной контрольной работы; текст диктанта, изложения; тест; анкету, опросник; карту наблюдения и т. д. – и оформите его как приложение к рабочей программе.

  • Используйте на этапе планирования образовательных результатов те же приемы, к которым прибегают разработчики ООП.
  • При разработке раздела рабочей программы «Содержание учебного предмета, курса» возьмите за основу объем предполагаемого для изучения предметного содержания учебного предмета или курса внеурочной деятельности.
  • Дайте краткую характеристику содержания предмета или курса в целом (какие ключевые темы изучаются, как изучение этих тем взаимосвязано, изучение каких тем будет продолжено на новом уровне в последующие годы и т. д.).
  • Отметьте наиболее значимые темы с точки зрения требований ФГОС общего образования к метапредметным и личностным результатам образования.
  • Разбейте отобранное содержание на тематические блоки. Проверьте, чтобы содержание, которое вынесено в каждый блок, соответствовало требованиям ФГОС общего образования к той или иной обязательной предметной области.
  • Раздел «Тематическое планирование» оформляют с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (тематического блока).
  • Сформулируйте в рабочей программе название изучаемой темы (тематического блока) и укажите общее количество часов на ее освоение.

Примером оформления рабочих программ по ФГОС может служить такой вариант структуры тематического планирования

Отразите в разделе тематического планирования «виды деятельности учащихся» все виды учебной деятельности, направленные на достижение образовательных результатов.

Если локальным актом будет предусмотрен иной порядок оформления тематического планирования, придерживайтесь его.

ОТДЕЛ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ СВОБОДНЕНСКОГО РАЙОНА

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

Положение о рабочей программе

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), - Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), - Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), - Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), - письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской - Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766, - приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, - приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, - Уставом муниципального общеобразовательного казенного учреждения Москвитинской средней общеобразовательной школы и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме,

предназначенный для реализации требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 года), Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения к условиям и результату образования обучающихся на начальном и основном уровнях образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее - ОУ).

1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

1.4. Задачи рабочей программы :

Дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

Конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.5. Рабочая программа , являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также

возможности педагога и состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации (статья 28 пункт 6 закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

2.2 . Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения, определяющей содержание образования в данном образовательном учреждении на всех уровнях образования.
2.3. Учитель планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочие программы по предмету , курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение.

2.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) или на класс.

2.5. Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, курсы, факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки. 2.6. Рабочая программа разрабатывается одним учителем или группой учителей (учителя начальных классов, специалистов по данному предмету).

2.7. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной или авторской программами. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными (если изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование).

2.8. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в соответствии с особенностями класса и отражаются в пояснительной записке.

3. Порядок согласования и утверждения рабочей программы.

3.1. Разработанная учителем рабочая программа должна соответствовать:

3.1.1. Рабочая программа по ФГОС второго поколения начального общего образования;

    Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями;

    примерной образовательной программе начального общего образования;

образовательной программе начального общего образования ОУ;

    учебному плану ОУ;

    настоящему положению

3.1.2. Рабочая программа по ФГОС второго поколения основного общего образования;

    Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;

образовательной программе основного общего образования ОУ;

    учебному плану ОУ;

    федеральному перечню учебников;

    настоящему положению

3.1.3. Рабочая программа по ФГОС первого поколения (2004);

    Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года),

    примерной образовательной программе основного общего образования;

    примерной образовательной программе среднего общего образования;

    федеральному перечню учебников;

    учебному плану ОУ;

    настоящему положению

3.2. Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия требованиям настоящего положения.

Первичная экспертиза может проводиться в электронном виде.

3.3. Экспертиза может быть проведена с привлечением руководителей методических объединений школы, членов методического совета или внешних экспертов.

3.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям накладывается резолюция о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

3.5. При соответствии рабочей программы установленным требованиям она утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 30августа.
При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении рабочей программы.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/________________

Г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом

от ___________г. №_____

директор

_________/_____________

3.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР.

4. Структура рабочей программы

4.1. На основании приказа Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,

Рабочая программа начального общего образования

*Титульный лист;

    Пояснительная записка

4.2. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г.«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

Рабочая программа основного общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:

*Титульный лист;

    Пояснительная записка

    Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

    Содержание учебного предмета, курса

    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.3. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности должна иметь следующие раздел

*Титульный лист

    Пояснительная записка

    Результаты освоения курса внеурочной деятельности

    Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

    Тематическое планирование

4.4. Структура рабочей программы среднего общего образования по Стандарту (2004 года) по учебному предмету (курсу) включает в себя следующие разделы:

*Титульный лист

    Пояснительная записка

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Содержание учебного предмета, курса

    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5. Требования к разделам рабочей программы.

5.1. Титульный лист (Приложение 1)

*Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом;

*гриф согласования программы с указанием даты;

*гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

*название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), класс;

*Ф.И.О. педагога (полностью), квалификационная категория;

*год составления программы.

5.2. Пояснительная записка (Приложение 2)

Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы, поясняющий на основании каких нормативных документов разработана рабочая программа.

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

УМК.

5.3. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ФГОС)

Требования разрабатываются в соответствии с ФГОС, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В соответствии с ФГОС должны быть отражены группы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, предметных результатов.

Требования к уровню подготовки обучающихся (Стандарты 2004)

Необходимо отразить, какие непосредственно результаты должны быть достигнуты по окончанию каждого конкретного класса.

5.4. Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса – структурный элемент рабочей программы, включающий:

Перечень и название разделов и тем курса;

Содержание учебной темы:

Темы практических и лабораторных работ;

Творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении.

5.5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (приложение 3,4)

Тематический планирование – структурный элемент рабочей программы, содержащий:

Перечень разделов, тем, последовательность их изучения;

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы.

Календарно – тематического планирования.

Календарно- тематическое планирование включает номер урока по порядку, номер урока в разделе, название раздела и тему урока, количество часов, дата план, дата факт, примечания

Дата

(факт)

Примечание

Причина корректировки

1.1

Выходной день 23.02.15

1.2

Карантин

2.1

2.2

Классный журнал заполняется в соответствии с учебно-тематическим планированием

5.6.1. Авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с ФГОС и с учетом примерной образовательной программы соответствующего уровня образования могут использоваться как рабочие программы по предмету. Изменения и дополнения, внесенные учителем в авторские программы, должны быть отражены в пояснительной записке.

6. Оформление и хранение рабочей программы.

6.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman , 12- 14 , листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Ориентация страниц – книжная (можно альбомная ).

Начинать все разделы с новой страницы

6.2. Один экземпляр рабочей программы в печатном и электронном виде сдается администрации ОУ, второй экземпляр хранится у учителя.

Приложение 1

к Положению о структуре, порядке разработки

и утверждения рабочих программ

учебных курсов, предметов, дисциплин

Муниципального общеобразовательного казенного учреждения

«Москвитинская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/________________

Г.

УТВЕРЖДЕ НА

приказом

от ___________г. №_____

директор

_________/_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

русский язык,

___ класс

на 201* -201* учебный год

с. Москвитино 201 __

Приложение 2 к Положению о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин

Пояснительная записка

Рабочая программа по (название предмета ) разработана на основе (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФкГОС), требований к результатам освоения основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Королевской средней общеобразовательной школы с учётом Примерной программы начального (основного, среднего) общего образования по (название предмета ) и ( полное название авторской программы с указанием

Общие цели учебного предмета.

Согласно учебному плану на изучение (название предмета ) отводится в 5 классе ( ), ( количество контрольных работ, в 6 классе ( указывается количество часов в год ), ( количество контрольных работ, лабораторных работ, практических работ, зачётов);

    7 классе ( указывается количество часов в год ), ( лабораторных работ, практических работ, зачётов);

    8 классе ( указывается количество часов в год ), ( количество контрольных работ, лабораторных работ, практических работ, зачётов);

    9 классе ( указывается количество часов в год ), ( количество контрольных работ,

лабораторных работ, практических работ, зачётов).

Рабочая программа ориентирована на УМК (название, авторы,

издательство, год издания).

Срок реализации рабочей программы ____ лет.

Приложение 3 к Положению о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин

Тематическое планирование

раздела

Название темы раздела

п/п

Количество часов

Приложение 4 к Положению о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин

К алендарно – тематического планирования.

Дата

(факт)

Примечание

Причина корректировки

Раздел I. Название раздела ***часов

1.1

Выходной день 23.02.15

1.2

Карантин

Раздел II. Название раздела ***часов

2.1

2.2

Зачетная работа.

"Новые требования к рабочим программам 2016-2017"

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.

Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.

Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.

Изменения

Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:

 планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

 тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:

 результаты освоения курса внеурочной деятельности;

 тематическое планирование.

Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.

Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.

Структура рабочей программы

В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.

Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:

    Титульный лист

На нем указывается:

 полное наименование учебного заведения;

 название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;

 срок, на который она утверждается.

    Пояснительную записку

Она должна содержать:

 цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.

 в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.

 в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.

    Сетку календарно-тематического планирования.

Таблица должна состоять :

 из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;

 обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.

 обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.

Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки - исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.

 в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.

 приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.

 деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.

 учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.

Составление программы

Рабочая программа создается на основании:

 стандартов нового поколения ФГОС;

 примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

 при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.

Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую .

Особенности рабочей программы

Рабочая программа учителя – это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.

Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.

Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.

В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.

Действующие новые требования к рабочим программам 2017-2018 года установлены приказом Минобрнауки. Они основаны на стандартах образования первого и второго уровня и должны способствовать созданию авторских документов, полностью реализующих требования государственного стандарта образования второго поколения. Основным содержанием приказа стали положения об обязательном упрощении программ, разрабатываемых школьными учителями для использования в конкретных классах.

Учителя в своей практической работе часто копируют рекомендуемые типовые программы, не перерабатывая их. В результате появляются объемные документы, практически не используемые в методических целях. Приказ предложил существенно сократить программы и снять с учителя часть административной нагрузки, связанной с их подготовкой. Целью нововведений стало повышение качества усвоения учениками предметов, для этого учителю предоставлены права отступать от рекомендуемых программ и внедрять новые стандарты обучения и оценки знаний.

Существенной новинкой стало то, что из 8 ранее обязательных для отражения в программах пунктов осталось только три. В урочной части это:

  • основное содержание предмета или курса;
  • планируемые результаты его освоения;
  • разбивка курса по темам с указанием количество учебных часов, необходимых для изучения каждой.

Сокращение объема документа направлено и на снижение нагрузки педагога, и на повышение качества авторской проработки материала. Кроме того, рабочие программы на 2017 2018 учебный год включают обязательные элементы внеурочной деятельности, это:

  • содержание внеурочной части курса, способы и методы его изучения в рамках домашней работы, формы проведения занятий;
  • предполагаемые результаты проведения внеурочной работы;
  • тематическое планирование.

Новая программа должна полностью соответствовать нормам ФГОС и не отклоняться от рекомендуемой типовой программы, при этом учитель вправе творчески переработать обязательные форматы.

Внедрение новых программ в учебный процесс

Учитель разрабатывает программу самостоятельно или в составе рабочей группы, опираясь на рекомендуемую базовую программу, учебники и методические материалы. Он вправе как внести изменения в базовую, так и создать на ее основе авторскую. В программе обязательно должны учитываться уже имеющиеся наработки и учебный план школы или иного учебного заведения.

После разработки программы администрация школы проводит ее проверку и принимает решение о возможности ее включения в учебный процесс. Вместе с ней должны быть внесены изменения и в перечень учебников, преимущество получит те, в которых есть методические материалы для педагога. Если в школе таких учебников нет, их комплекты должны быть закуплены. Администрация школы обязана утвердить документы не позднее 31 августа.

Весь учебный год в программу могут вноситься корректировки в части особенности и сроков изучения тех или иных разделов, связанные со скоростью изучения материала классом и особенными детьми. При наличии проработанного обоснования дополнительного утверждения таких изменений администрацией школы не требуется.

Администрация учебного заведения обязана контролировать создание программы по новым стандартам и ее выполнение на постоянной основе. Также в обязанности администрации входит информирования преподавателей о стандартах программ и сроках и подготовки.

Структура новой программы

Новые стандарты ФГОС обязывают в обязательном порядке подготовить и внести в учебные материалы и школьную документацию рабочую программу по каждому из преподаваемых предметов. Рабочие программы 2017-2018 годов должны иметь следующую структуру:

  • титульный лист, содержащий обязательные реквизиты (наименование школы, автора, предмета, срока действия программы;
  • задачи учителя на конкретный учебный год и для определенного класса. Любой класс имеет свои особенности, и они должны быть учтены в программе, как в виде упора на отдельные темы так и при определения времени и глубины их изучения;
  • моменты, адаптирующие общую программу под особенных (как одаренных, так и с ОЦВ) детей, эти моменты указываются в пояснительной записке к программе. По мере изучения она может корректироваться в зависимости от развития таких детей;
  • сетка календарного планирования, к которой предъявляется ряд требований, связанных с указанием темы каждого занятия, его формы – лекции, беседы или дискуссии, ожидаемых от него результатов;
  • приемы преподавания, ориентированные на большем использовании нестандартных видов занятий и оценки;
  • стандарты персональной активности учеников, методы оценки знаний.

Новые стандарты не ограничивают учителей классическими видами занятий, могут быть запланированы исследования, фантазии, круглые столы, конференции, путешествия. Рекомендуется активное использование аудио и видеоматериалов, фронтальных методов работы, наглядных пособий, активное вовлечение учеников в процесс постижения знаний.

Очень важно, что программа обязательно должна содержать систему оценивания, ее критерии. Оцениваются не только предметные, но и метапредметные, и личностные знания. Педагог может выбрать любой нестандартный вид проверки и оценки знаний — от викторины до диктантов.

Документ, созданный с опорой на новые правила, должен быть не формальным, а применяемым на практике, давать возможность ученикам лучше усваивать звания, а преподавателям оценивать их наиболее объективно. Программа должна вместить в себя опыт учителя, его стиль работы, методы преподавания, результаты повышения квалификации, а также опираться на внедрение инновационных технологий. Приказ министерства делает упор на сочетание личностных преимуществ конкретного преподавателя с теоретическими разработками рекомендуемых программ и учебников.

  1. Титульный лист, на котором указывается наименование учебного заведения, название учебного предмета и класса, для которого разрабатывается программа, ФИО и должность автора, квалификационная категория специалиста, срок, на который утверждается программа.
  2. Пояснительная записка, в которой перечисляется информация об авторе документа, перечне задействованных учебников, указываются задачи и цели педагогического работника на текущий учебный год. Особое место в записке занимает работа с одаренными детьми, учащимися с ОВЗ, а потому в документе должны быть прописаны методы работы с особенными детьми, обоснованы корректировки сроков изучения тематических разделов (на протяжении учебного года педагог сможет дополнительно корректировать сроки, ориентируясь на уровень развития учащихся в процессе изучения курса).
  3. Сетка календарно-тематического планирования выстраивается в виде таблицы и состоит из: названия раздела, количества часов, которые выделяются на его изучение, тем разделов. Если одна тема растягивается на несколько уроков, следует указать количество часов и ожидаемые результаты на весь блок. Педагогу необходимо прописать формы занятий по темам, например, дискуссия, беседа, теоретическое или практическое занятие, нестандартный урок.

Читайте про новые требования ФГОС:

  • Локальные акты в школе по ФГОС: организация документального обеспечения
  • ФГОС основного общего образования с изменениями и дополнениями 2017 г
  • Организация внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Разработка дополнительной общеобразовательной программы

Любовь Буйлова, зав. кафедрой педагогики внеурочной деятельности ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», к. п. н., доцент, Почетный работник общего образования