Отчет по практике: Научно-исследовательская работа студентов. Научно-исследовательская работа студентов на практике Скачать пример научно исследовательская практика отчет

Казалось бы, все тягости студенческой жизни уже позади, написано множество отчетов по учебно-ознакомительным, производственным и преддипломным практикам и, на первый взгляд, пример отчета научно-исследовательской практики магистров вовсе не нужен. Тем не менее, данный отчет существенно отличается от всех предыдущих не только по оформлению, но с точки зрения наполнения.

Основные требования к отчету

Для начала необходимо разобраться в основных требованиях, которые выдвигаются к отчету магистранта. Зачастую объем работы не должен превышать 25-30 страниц, при этом приложения не учитываются. Также, в отличие от предыдущих отчетов, в которых требования к списку литературы были не такими строгими, и их число могло достаточно сильно варьироваться, то научно-исследовательская практика предполагает использование не менее 30 источников, каждый из которых должен быть оформлен в соответствии с государственным стандартом. Выделить остальные отличия достаточно сложно, а потому мы настоятельно рекомендуем вам обратиться к научному руководителю на кафедре и попросить у него пример отчета научно-исследовательской практики магистров. Таким образом вы сможете избежать многих ошибок и необходимости переделывать работу.

Задачи практики

После того, как вы представите свой отчет на кафедре, вам придется его защитить . Как вы уже знаете, после написания дипломной работы составление доклада по защите лучше проводить одновременно с написанием отчета. Для того, чтобы облегчить работу, можно кратко очертить задачи вашей научно-исследовательской практики, которые, кстати, необходимо также продублировать во вступлении. Итак, в вашем отчете вам необходимо показать углубленные познания в сфере, изучением которой вы занимались, а также продемонстрировать свое умение собирать и анализировать информацию при помощи новейших технологий. Помимо этого, вы как практикант должны обладать не только основными познаниями в изучаемой сфере, но и приобрести умение оперативно адаптироваться к изменениям, а также находить информацию, которая не связана с вашей сферой деятельности.

Примерное содержание отчетной работы

На самом деле, представить подробное описание каждого раздела в случае отчета по научно-исследовательской практике достаточно сложно. Это связано с тем, что каждая специальность и каждое направление, не говоря уже о различных учебных заведениях, выставляет собственные требования к работе. Тем не менее, существует ряд общих рекомендаций:

  1. Первым и самым главным отличием магистерской практики является не только постоянное тесное сотрудничество с научным руководителем, но и возможность привлекать к работе других сотрудников и студентов ВУЗа. По сути, каждый свой шаг вы должны согласовывать с куратором.
  2. Поскольку этот вид практики подразумевает не только посещение, но и участие в различных тематических конференциях, это также необходимо указать в отчете. Отмечается тематика, время, количество посещений, а также приводится вырезка из вашего доклада и несколько научных тезисов.
  3. Отдельно описывается весь процесс сбора и анализа информации из различных отечественных и зарубежных источников. Обращаем ваше внимание на то, что если вы использовали порядка 30 источников, то 10 из них должны быть зарубежными, а 20 - отечественными.
  4. Также необходимо провести зондирование, а также привести для примерка как минимум 3 эксперимента. После этого можно переходить к доказательству и описанию своей гипотезы, которую Вы вывели в результате исследования и проведенных экспериментов.

Если предыдущие пункты вас только запутали, а предоставленный на кафедре пример отчета научно-исследовательской практики магистров не вносит ясности, тогда мы предлагаем вам обратиться в нашу компанию. У нас работают авторы, которые помогут вам не только составить отчетную работу, но и подготовят пример доклада на защиту.

Организация практики

При реализации в Университете магистерской программы по направлению 030900.68 «Юриспруденция» (профиль «Правозащитная деятельность») предусмотрены учебные и производственные практики следующих конкретных видов:

1. научно-исследовательская практика;

2. педагогическая практика,

3. юридическое консультирование.

Цели и задачи, место и время, компетенция практикантов, перечень заданий, виды и объем работ, применяемые технологии, а также формы контроля и отчетности – образуют содержание программ по указанным выше видам практик. Программы практик входят в качестве составной части в ООП магистратуры реализуемую по направлению «Юриспруденция», профиль «Правозащитная деятельность».

Практики проводятся в сторонних организациях, с которыми Университетом заключены договоры (в соответствии со ст.11 п.9 Федерального закона РФ от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), в студенческой правовой консультации (юридическая клиника) или на кафедрах Университета, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.

В своей совокупности все программы практик по данному направлению и профилю подготовки обеспечивают формирование у обучающихся целого ряда общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных данной ООП для магистров.

Программы практик конкретизируются для каждого обучающегося и уточняются в зависимости от специфики и характера выполняемой работы – в виде индивидуального плана прохождения практики.

Практика (во всех её видах) завершается для обучающегося подготовкой и защитой соответствующего отчета по практике.

Все виды практики входят в раздел М.3 учебного плана ООП магистратуры по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (профиль «Правозащитная деятельность»). Общий объем трудозатрат по практикам, определенный учебным планом, составляет 15 зачетных единиц.

Научно-исследовательская практика – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических, учебных, учебно-исследовательских, творческих заданий с использованием элементов научного исследования. Научно-исследовательская практика должна соответствовать характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся и проводиться под руководством ведущих преподавателей и ученых вуза и города.

С учетом профиля подготовки «Правозащитная деятельность» научно-исследовательская практика магистранта может включать анализ и обобщение идейно-теоретических, юридико-статистических, историко-правовых, сравнительно-правовых и иных фактов из области правозащитной деятельности, критику и разработку новых норм правозащитной направленности, научную оценку эффективности известных форм и средств правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц и других субъектов от противоправных посягательств.



Основной целью научно-исследовательской практики является подготовка обучающегося к научно-исследовательской деятельности, наработка практического опыта изучения актуальных проблем и вопросов юридической науки, формирование у выпускника научного мировоззрения и методических навыков, которые могут быть востребованы в Университете или в иных научных учреждениях, а также в юридической практике при анализе сложных ситуаций, требующих профессионального научного подхода.

Задачи научно-исследовательской практики:

Знакомство магистранта с теоретико-методическими, нормативно-правовыми и иными знаниями, необходимыми для работы в области юридической науки;

Освоение умений и навыков по организации научных конференций и иных мероприятий в области юриспруденции;

Овладение методическими приемами подготовки и проведения научных исследований;

Ознакомление с техническими средствами, используемыми в научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции;

Ознакомление с использованием современных компьютерных и IT-технологий в юридической науке;

Подготовка к государственной аттестации (экзамены, ВКР);

Приобретение опыта совместной работы в научном коллективе;

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения общенаучных и общепрофессиональных дисциплин направления и специальных дисциплин магистерской подготовки;

Развитие способностей принятия решений, навыков межличностных коммуникаций, креативных и других качеств, необходимых юристу в профессиональной работе.

Научно-исследовательская практика предоставляет магистранту возможности для организации и апробации результатов собственного научного исследования и иных смежных наработок, диагностику личностных качеств и склонностей как ученого, возможность практической оценки и самооценки собственных коммуникационных и креативных способностей.

В ходе прохождения научно-исследовательской практики магистрант проводит подготовительную работу к сдаче государственного экзамена, а также ведет сбор материала к написанию и защите выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Научно-исследовательская практика является завершающим этапом профессиональной практической подготовки выпускника - она проводится в начале второго курса обучения - после освоения магистрантом базисных программ теоретического и практического обучения.

Объем трудозатрат по научно-исследовательской практике, определенный учебным планом ООП по данному направлению подготовки и профилю, равен 108 часов, что составляет 3 зачетные единицы. Научно-исследовательская практика развивает у магистрантов следующие компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-8, ПК-11 и ПКВ-3.

Целью научно-исследовательской практикиявляется систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов-магистрантов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования, экспериментирования, проектной и экспертной деятельности, развитие компетенций, полученных при изучении дисциплин учебного плана специализированной магистерской программы «Государственное и муниципальное управление».

Задачами научно-исследовательской практикиявляются:

    приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации;

    получение компетенций самостоятельной работы по сбору и обработке научной, статистической, методической информации и практических данных;

    сбор, анализ и обобщение исследовательского материала, получаемого в ходе первичной и вторичной обработки в целях подготовки магистерской диссертации;

    написание научных текстов и их представление (апробация).

Во время научно-исследовательской практики студентдолжен:

Изучить:

    литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении магистерской диссертации;

    методы исследования и проведения аналитических работ;

    информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

    требования к оформлению научно-технической документации.

Выполнить:

    анализ, систематизацию и обобщение научной информации по теме исследования;

    теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач;

    анализ достоверности полученных результатов;

    сравнение результатов исследования с отечественными и зарубежными аналогами;

    анализ научной и практической значимости проводимых исследований.

Ожидаемые результатыот научно-исследовательской практики:

Знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;

    умение работать с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой магистерской диссертации (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта эмпирического исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных);

    формирование навыков проведения статистических и социологических исследований, связанных с темой магистерской диссертации студента;

    освоение методики анкетирования и интервьюирования (составление анкеты, опрос, анализ и обобщение результатов); освоить методики наблюдения, эксперимента и моделирования;

    умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов;

    умение подготовить аргументацию для проведения научной дискуссии, в том числе публичной;

    умение пользоваться различными справочно-библиографическими системами, приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах, работы с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;

    умение обобщать результаты научно-исследовательской деятельности для продолжения научных исследований в рамках системы послевузовского образования.

Место научно-исследовательской практики

в структуре ООП магистратуры

Выпускники магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» становятся специалистами в сфере государственного и муниципального управления, которые должны обладать навыками управления в органах государственного и муниципального управления различных уровней, и, наконец, накопив достаточный практический опыт, имеют возможность стать руководителями различных структур в сфере государственного и муниципального управления.

При организации проведения научно-исследовательской практики магистрантов весьма важно учитывать характеристики будущей профессиональной деятельности магистров, содержащиеся в разделе IV ФГОС ВПО по направлению «Государственное и муниципальное управление». В частности, область профессиональной деятельности магистров включает в себя:

    государственное управление;

    муниципальное управление и местное самоуправление;

    управление в государственных и муниципальных учреждениях;

    управление в социальной сфере;

    управление в некоммерческих организациях;

    управление в иных организациях, на должностях по связям с государственными органами и гражданами.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Магистр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач и в области научно-исследовательской и педагогической деятельности. В частности, в эти задачи входят:

Участие в научно-исследовательских работах по проблемам государственного и муниципального управления, подготовка обзоров и аналитических исследований по отдельным темам специализации;

Подготовка и апробация отдельных образовательных программ и курсов, представление результатов исследований для других специалистов.

Конкретизируя цели научно-исследовательской практики в соответствии с условиями конкретного университета, факультета, кафедры, профиля обучения, программа практики магистра может предусматривать:

    закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;

    приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе;

    сбор материала для выполнения научно-исследовательской работы магистранта (НИРС);

    сбор материала для написания выпускной работы магистра;

    приобретение умений и навыков работы в качестве преподавателя и т.п.

Таким образом, магистр государственного и муниципального управления готовится для эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической, организаторской и аналитической деятельности в области государственного и муниципального управления.

Место и время проведения

научно-исследовательской практики

Практика проводится на выпускающих кафедрах, осуществляющих подготовку магистров, в научных подразделениях вуза, также на договорных началах в государственных и муниципальных организациях, органах местного самоуправления, подразделениях администрации с целью изучения и сбора материалов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы. В подразделениях, где проходит практика, магистрантам могут быть выделены рабочие места для выполнения индивидуальных заданий по программе практики.

Магистранты в период прохождения практики подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделении и на рабочих местах.

Прохождение научно-исследовательской практики предусмотрено в 4-м семестре, продолжительность – 6 недель, общий объём – 9 зачётных единиц.

Формируемые компетенции

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Компетенция постановки проблем. Умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества (ОК-9);

Компетенция аналитической работы. Умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации. Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания. Умение и готовность систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций (ОК-10);

    компетенция владения инструментальными средствами исследования. Умение пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределёнными базами знаний в глобальных компьютерных сетях. Готовность применять инструментальные средства исследования для решения поставленных задач (ОК-11);

    компетенция научной работы. Способность создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями. Способность и готовность использовать знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения методов и теорий (ОК-12);

    компетенция креативности. Владение навыками самостоятельной, творческой работы. Умение организовать свой труд. Способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-13);

компетенции самосовершенствования, включая:

    способность и готовность к самосовершенствованию, к расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний. Умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-14);

    умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей (ОК-15);

    умение систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-16);

    умение выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-17);

    способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-18);

    способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-19);

Овладение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-20);

Овладение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-21);

Овладение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-22).

    С тематикой магистерской диссертации, выбранной студентом и согласованной с научным руководителем, исходя из специфики образовательной программы подготовки магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление»;

    Индивидуальным заданием научного руководителя магистерской диссертации и руководителя практики, назначенного по месту ее прохождения.

3. Местом прохождения практики.

База практики

государственной власти

Участие в управлении социально-экономическим развитием и организационными изменениями, планировании, распоряжении и контроле общественных финансов, исполнении функций органов, подготовке нормативных правовых актов, правоприменительной и контрольной деятельности, аналитическая работа и связи с общественностью

Органы местного самоуправления

База практики

Участие в управлении социально-экономическим развитием муници-пальных образований, муниципальным (городским) хозяйством, его отдельными Содержание деятельности

отраслями и организациями, состав-лении и реализации планов социально-экономического развития территорий, оказание муниципальных услуг, подго-товка актов местного самоуправления и их реализация, аналитическая работа, связи с общественностью

Государственные и муниципальные учреждения, организации и предприятия, негосу-дарственные некоммерческие организации

Участие в управлении учреждением, организацией, их подразделениями, выполнение индивидуальных управ-ленческих, аналитических и консалтинговых функций. Планирование, организационное развитие, бюджетирование, управление проектами и персоналом, контрактная практика. Прогнозирова-ние и аналитика, консалтинг

Виды работ и содержание отчетности магистрантов по научно-исследовательской практике

Вид работ по НИП

документации магистранта

1.Уточнение логики научного исследования по главам и параграфам

Подробный План проводимого

исследования

1.Обзор основных направлений научной деятельности по теме магистерской диссертации

Глава 1. Теоретическая концепция научного исследования магистерской диссертации

2. Разработка основных направлений теоретической концепции научного исследования по теме магистерской диссертации

Глава 1. Теоретическая концепция научного исследования магистерской диссертации

3. Методический аппарат научного исследования в магистерской диссертации

Вид работ по НИП

Глава 2. Структурированный анализ проблем по теме исследования, анализ законодательной базы в таблицах или схемах, анализ эксперименталь-

документации магистранта

ной, проектной, эмпирической информации.

Результаты в описательном и ил-люстративном оформлении с их интерпретацией

4.Характеристика научно-исследовательского проекта/самостоятельной методики исследования

Глава 3. Самостоятельный параграф - предложения автора по решению научной проблемы, совершенствованию управленческой практики

5. Информационно-аналитическая база научного исследования

1. Перечень литературных источников по теме магистерской диссертации (50 русскоязычных источников, 5 иностранных источников, в том числе самостоятельный перевод оригинальных источников – не менее 3).

6.Научная и публикационная активность студента

Характеристика научно-ис-следовательской работы и научной активности за 2 года обучения по МП ГМУ, включая таблицу о ре-зультативности конкретного личного участия по годам в научных мероприятиях университета и внешних организа-циях. Сведения о научных публикациях, в том числе: об индивидуальных научных работах, научных конкурсах, проектах, материалах научных конференций и статьях в аннотированных ВАК журналах

7. Составление отчетности, подготовка иллюстративного и презентационного материала

Отчет о НИП магистранта

По итогам научно-исследовательской практики студент предоставляет на кафедру:

    дневник научно-исследовательской практики магистранта;

    список литературы в рамках исследовательской программы;

    развернутый отчет о результатах научно-исследовательской практики, который состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части – отчет по аналитическому и проектному разделу практики в установленной форме; заключения (самостоятельной оценки работы), списка использованной литературы, приложений;

    текст подготовленной статьи (доклада) по материалам научно-исследовательской практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании защиты результатов, полученных в ходе научно-исследовательской практики. Защита отчетов по научно-исследовательской практике осуществляется либо на конференции, посвященной итогам научно-исследовательской практики, либо на научно-исследовательском семинаре программы в дни, установленные руководителем магистерской программы.

По итогам положительной аттестации студенту выставляется дифференцированный зачет (отлично, хорошо, удовлетворительно).

Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Аттестация практики проводится с оценкой по пятибалльной шкале. Уровень оценки соответствует уровню выполненной работы и представленных материалов в части обработанной литературы, собранных и обработанных материалов, их соответствия тематике диссертации и специфики программы «Государственного и муниципального управления», наличия элементов научной новизны и практической значимости.

    Оценка «отлично» (5 баллов) выставляется при полном выполнении требований по научно-исследовательской практике в срок, готовности для включения представленных материалов в магистерскую диссертацию, наличии подготовленной к публикации статьи, наличии результатов, обладающих признаками научной новизны.

    Оценка «хорошо» (4 балла) ставится при наличии отдельных недоработок, неполноте представленных материалов.

    Оценка «удовлетворительно» (3 балла) ставится при некомплектном и некачественном представлении материалов, слабой готовности для включения в статью (диссертацию).

По результатам научно-исследовательской практики студенты представляют к публикации подготовленные ими статьи, готовят выступления на научные и научно-практические конференции и интерактивные занятия.

Руководство и контроль прохождения практики

Общее руководство научно-исследовательской практикой осуществляет руководитель магистерской программы или, по согласованию с ним, один из преподавателей кафедры. Для прохождения практики для всех магистрантов определяются кураторы от базы практики, под руководством которых магистранты реализуют проектный раздел научно-исследовательской практики.

Руководитель практики от кафедры:

    согласовывает программу научно-исследовательской практики и тему исследовательского проекта с научным руководителем магистранта и научным руководителем программы подготовки магистров;

    устанавливает связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практики;

    разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

    содействует формированию общей схемы выполнения исследования, графика проведения практики, режима работы студента и осуществляет систематический контроль за ходом практики и работой студентов;

    принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ;

    несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

    осуществляет контроль соблюдения сроков практики и ее содержанием;

    оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для подготовки магистерской диссертации;

    оценивает результаты выполнения студентами программы практики.

Научный руководитель студента-магистранта:

    координирует постановку задач самостоятельной работы студентов в период практики с выдачей индивидуального задания по сбору необходимых материалов для выполнения исследовательской программы, оказывает соответствующую консультационную помощь;

    участвует в работе конференции по подведению итогов научно-исследовательской практики;

Студент-магистрант:

    проводит исследование по утвержденной теме в соответствии с графиком практики и режимом работы подразделения - места прохождения практики;

    получает от руководителя практики указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики;

Отчитывается о выполненной работе в соответствии с установленным графиком.

Факультет математики, информатики, физики и технологии

Кафедра информатики и методики обучения информатике

ОТЧЕТ

по научно-исследовательской практике

Выполнил(а):

магистрант 1-го года обучения

факультета МИФиТ

Согласовано: научный руководитель

д. п.н., профессор

Омск – 2013

ПЛАН

научно-исследовательской практики магистранта

Гордейчик Елены Ивановны

на период с 7.01.2013 по 19.01.2013

(магистерская программа «ИТ в образовании», 1-й год обучения)

Тема диссертации: «Дистанционные образовательные технологии как средство развития детской одаренности (основная школа)»

Исследовательские задачи

(в соответствии с тематикой магистерской диссертации)

Даты и сроки

Планируемые результаты

Заключение о выполнении

(визируется научным руководителем по окончании практики)

Провести теоретическое обоснование направления магистерского исследования. Сформулировать противоречие, выявить научную проблему, сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования.

Рукопись 8-10 стр.

Сформулировать цель и задачи констатирующего этапа педагогического эксперимента.

Определить методы исследования.

Выбрать опытно-экспериментальную базу исследования.

Рукопись 3–5 стр.

Руководитель магистерской программы____________________

Руководитель практики _______________________

Научный руководитель _______________________

Актуальность исследования

Развитие системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей – основа модернизации российского образования.

Прежняя образовательная трансляционно-репродуктивная парадигма, готовившая кадры для уходящего индустриального общества, в современных условиях глобальной неопределенности, нестабильности, постоянных изменений оказывается неэффективной.

Работа с одаренными детьми – ключевое звено, благодаря которому можно преодолеть и образовательный, и культурно-мировоззренческий, антропологический кризис, переживаемый современной цивилизацией, остро нуждающейся в творческих, самостоятельных, ответственных, компетентных, целостных личностях.

Междисциплинарный подход к построению содержания обучения и модели креативного образования, возникнув и ярко проявив себя в педагогической работе с одаренными детьми, может и должен применяться в широкой образовательной практике, поскольку потенциально одаренными является большинство детей.

Современная социальная и экономическая ситуация в стране способствовала появлению новой стратегии образования, развитию технологического подхода к обучению, новому осмыслению содержания и самих целей школьного образования. В данный период система личностноориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования.

Повышение качества общего образования, отвечающего уровню научно-технического прогресса и социального развития , всегда являлось первостепенной задачей системы образования. Особенно остро она стоит сегодня – в эпоху социально-экономических преобразований и расширения информатизации образовательного пространства.

Кроме того, проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе общего образования, а также в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Противоречия

Между традиционным содержанием образования и модернизацией этого содержания в соответствии с новыми возможностями и запросами современной информационной цивилизации;

Между традиционным классическим преподаванием информатики в школе и дифференцированным подходом, нацеленным на развитие детской одаренности;

Между упрощенным, стереотипным пониманием информатизации как «организации компьютерных классов» и сложностью реального процесса интеграции ИКТ в жизнь школы;

Между эффективными моделями использования ИКТ в образовательном процессе и существующей нормативной базой, сдерживающей такое использование;

Между высоким потенциалом информационных технологий и недостаточностью анализа передового опыта их использования в массовой школе.

Проблема

Теоретическое и практическое обоснование решения организационно-педагогических задач по внедрению дистанционных образовательных технологий в системе общего образования при работе с одаренными детьми.

Тема исследования: «Дистанционные образовательные технологии как средство развития детской одаренности (основная школа)»

Объект и предмет исследования

Объект исследования – процесс обучения одаренных учащихся основной школы на основе использования дистанционных образовательных технологий.

Предмет исследования – использование дистанционных образовательных технологий, ориентированное на эффективное решение проблемы работы с одаренными детьми в основной школе.


Цель исследования: выявить и обосновать методологические принципы, разработать научно-педагогическое обеспечение (модель) эффективного использования дистанционных образовательных технологий для обучения одаренных детей (основная школа).

Гипотеза исследования

Методология и практика ДОТ как средства развития детской одаренности может быть построена как система проектирования при условии согласования и сбалансированности по времени, финансированию и другим параметрам реализации следующих процессов:

Изменение содержания образования и аттестации с учетом новых приоритетов в отношении целей образования и процессов, идущих в социальной среде;

Формирование и поддержка в системе образования кадрового потенциала, обладающего профессиональной ИКТ-компетентностью, вовлечение в процесс работы с одаренными детьми родителей, общественности, представителей власти;

Обеспечение доступа учащихся и учителей к открытому информационному пространству, контролируемому в образовательных целях;

Предоставление учащимся и учителям инструментов для поиска, сбора, анализа, организации, представления, передачи информации, моделирования и проектирования, организации образовательного процесса;

Изменение нормативной базы общего образования и локальной нормативной базы образовательных учреждений, в том числе образовательных стандартов и программ, норм, регулирующих уклад школы, при условии сосуществования как обновленной нормативной базы, так и традиционной;

Трансформация образовательного процесса, профессионально реализуемого ИКТ-компетентными педагогическими работниками, деятельность которых должна быть обеспечена технической и методической поддержкой, в целях эффективного достижения приоритетных и перспективных образовательных целей.

Задачи исследования

Разработать и обосновать проект научно-педагогического обеспечения процесса работы с одаренными детьми, ориентированный на приоритетные, общественно мотивированные образовательные цели и результаты, достигаемые за счет использования средств ИКТ и ДОТ.

Разработать организационно-педагогические требования системности и гармоничности процесса работы с одаренными детьми, оптимизирующие воздействие основных факторов, которые влияют на эффективность работы с одаренными детьми.

Разработать педагогическую модель «Программа работы с одаренными детьми основной школы», реализующую современную систему приоритетов общего образования на основе информационных и коммуникационных технологий.

Разработать и реализовать модель общего образования с применением дистанционных образовательных технологий для одаренных детей основной школы.

Методы исследования

Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической, учебной и технической литературы по проблеме исследования;

Анализ и обобщение теоретических исследований по внедрению отдельных дистанционных образовательных технологий, по методическим основам использования информационных и коммуникационных средств в общем образовании;

Анализ практического опыта российских и зарубежных школ;

Проведение сравнительных международных исследований, в том числе SITES, и анализ их результатов в соответствии с международными методиками;

Анализ и обсуждение результатов исследования со специалистами, психологами, классными руководителями , учителями предметниками на научно-методических конференциях, совещаниях и семинарах;

Наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование учащихся и учителей;

Педагогический эксперимент на базе средней общеобразовательной школы.

Исследования в области теории и методики обучения (, и др.);

Фундаментальные труды, посвященные истории и современному состоянию образования в мире (,);

научно-методические работы по проблемам активизации познавательной деятельности учащихся, по гуманизации , дифференциации и индивидуализации обучения, по развитию творческих способностей учащихся (, и др.);

Исследования, посвященные общим вопросам внедрения информационных технологий в образовании (, и др.);

Работы по специальной психологии и педагогике (, и др.)

А также различные научно-педагогические статьи, монографии и учебные пособия отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; нормативные и правовые акты ; исследования в области информатики и технических аспектов функционирования информационных технологий в образовании; публикации в периодической печати по соответствующей тематике; труды российских и международных конференций, семинаров, рабочих групп; статистические материалы; документы по стандартизации ; интернет-сайты, освещающие современное состояние информатизации общего образования.

Материалы для констатирующего этапа эксперимента

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента: определение уровня одаренности учащихся основной школы.

Задачи констатирующего эксперимента

1) определить критерии уровня одаренности школьников основного звена;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня одаренности в экспериментальной и контрольной группах.

Методы исследования

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

Рассматривая проблемы одаренности, выделил следующие основные ступени, через которые прошло развитие идеи об общей одаренности:

Стремление отождествлять одаренность с отдельной психической функцией;

Признание того, что одаренность может проявляться в целой группе психических функций;

Дифференциация в любой разумной деятельности двух факторов: специфического для данного вида деятельности и общего, который Ч. Спирмен и считал одаренностью;

Одаренность как среднее целого ряда разных функций;

Признание существования множества типов одаренности.

Одним из способов оценки одаренности детей является результат их участия в различных олимпиадах, проектах и конкурсах, в том числе и дистанционных. Обычно эти результаты отражаются в Портфолио учащегося.

Мощным современным средством диагностики одаренности являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности. Применение тестов, однако, предполагает профессиональную психологическую подготовку. В некоторых тестах, подобных тесту Д. Векслера, необходима оценка ответов обследуемых в баллах, что требует существенного опыта практической работы . В других случаях (например, при компьютеризированных тестах) оценка ответов производится автоматически, однако все равно остается проблема интерпретации результатов, которая может быть грамотно произведена лишь квалифицированным психологом. Выводы тестирования должны быть соотнесены с результатами наблюдения поведения ученика в классе, мнением родителей и т. д. Также и выбор того или иного теста или батареи тестов для обследования школьника зависит от задач тестирования и всего контекста школьной ситуации.

Крупные американские ученые-психологи Дж. Рензулли, Р. Хартман и К. Калахан явились координаторами создания концепции и системы работы с одаренными детьми. Ими были собраны исследовательские работы ученых всего мира, посвященные проблемам детской и юношеской одаренности.

На основании этих работ Рензулли, Хартман и Калахан решили создать надежный и валидный инструмент объективной экспертной оценки учителями различных сторон детской одаренности. Были выбраны четыре вида одаренности: (1) способность к обучению, (2) мотивационно-личностные характеристики, (3) творческие способности (креативность) и (4) лидерские способности.

Эти тесты адаптированы для проведения эксперимента учителями.

Опытно-экспериментальная база

На базе 9 (информационного) класса школы созданы 2 группы контрольная и экспериментальная. Для проведения констатирующего эксперимента были выбраны шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли и соавторы (1977) в адаптации. (Приложение 1)

Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Оценка должна отражать, насколько часто учитель наблюдает проявление каждой из характеристик.

Такую шкалу заполняют все учителя, работающие достаточно длительное время с ребенком.

Оценки разных учителей сопоставляются, обсуждаются, в спорных случаях необходимо просить описать конкретные ситуации, в которых проявлялась та или иная характеристика. В случае сомнений коллективное решение лучше принимать в пользу ребенка, то есть дать шанс показать себя в специальной программе по исследованию влияния дистанционного образования на развитие одаренности.

Для чистоты эксперимента, данная шкала также предложена родителям и самим ученикам, а также предполагается и взаимооценивание.

После выявления уровня одаренности учащихся 9 класса экспериментальной группы, с ними будет проведен телекоммуникационный проект, в результате которого им также будет предложено оценить себя по данным шкалам.

Фамилия, имя учащегося _________________


Дата __________

Школа № ______________ Класс ______________

Возраст_________________

Как давно Вы знаете этого ребенка?

______________________

Инструкция. Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 - если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики.

2 - если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени.

3 - если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.

4 - если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристики ученика

1. Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять "как" и "почему"; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей

5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно "видит больше" или "извлекает больше", чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит

Умножьте на соответствующий коэффициент

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала II. Мотивационные характеристики

1. Полностью "уходит" в определенные темы, проблемы; настойчиво стремится к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию)

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий

3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью

4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от учителя

5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуации

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала III. Лидерские характеристики

1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает, и обычно делает это хорошо

2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда ее/его просят показать свою работу классу

3. Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и, обычно, понятно говорит

4. Любит находиться с людьми, общителен/общительна и предпочитает не оставаться в одиночестве

5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Умножьте на соответствующий вес

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала IV. Творческие характеристики

1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы

2. Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях; настойчив

4. Любит рисковать; имеет склонность к приключениям

5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если...»); занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным

7. Необычайно чувствителен/чувствительна к внутренним импульсам и более открыт/а к иррациональному в себе (более свободное выражение "девчоночьих" интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствительны

8. Чувствителен/чувствительна к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни

9. Не подвержен/а влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным/отличной от других

10. Дает конструктивную критику; не склонен/не склонна принимать авторитеты без критического изучения

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Умножьте на соответствующий вес

Сложите полученные числа

Общий показатель

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.г. № 000 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, принята 03.04.2012г.;

4. Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов от 01.01.2001 г.

5. Федеральный закон от 01.01.2001 N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»;

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001 г. «Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одарённых детей».

7. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.

8. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

9. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.

10. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

11. J. S. Renzulli, R. K. Hartman. Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971, p. 38, 243–248.

Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

  • информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
  • методы моделирования, сбора данных;
  • современные программные продукты;
  • правила подготовки научно-технических отчетов.

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.

В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.

Дневника в период научно-исследовательской практики магистранта

Цель научно-исследовательской практики

Целью научно-исследовательской практики магистрантов направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование магистерские программы Педагогическая психология творческой деятельности, Практическая психология является применение и развитие научно-исследовательских компетенций в процессе теоретического обоснования проекта программы психолого-педагогической деятельности (профилактики, просвещения, консультирования, развития и/или психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса), проектирования и проведения ее опытно-экспериментальной апробации с использованием современной вычислительной техники и адекватно подобранных современных методов математической статистики.

Задачи научно-исследовательской практики

Задачами научно-исследовательской практики являются:

— строить научно-исследовательскую деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами;

— актуализировать и применять практические способы поиска научной и профессиональной информации по теме магистерской диссертации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;

— применять приемы, методы и практические способы создания проекта программы психолого-педагогической деятельности (профилактики, просвещения, консультирования, развития и/или психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса), обеспечивающей решение проблемы магистерской диссертации;

— анализировать современный психолого-педагогический опыт и тенденции его развития, прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению на этапе апробации проекта созданной программы психолого-педагогической деятельности;

— апробировать созданную психолого-педагогическую программу на основе использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;

— применять современные технологии организации сбора, обработки данных и их интерпретации на контрольном этапе реализации проекта программы; инновационные технологии и активные методы обучения – на формирующем этапе; адекватно подобранные современные методы математической статистики – на этапе формулировки выводов о результативности апробированного проекта программы;

— разрешать конфликтные ситуации в процессе апробации проекта программы и оказывать поддержку субъектам образования в проблемных и кризисных ситуациях с учетом этнокультурной специфики;

— обработать, обобщить и интерпретировать данные психолого-педагогического исследования, проводить сравнительный анализ данных (самостоятельно полученных на констатирующем и контрольном этапах с полученными в исследованиях других авторов), выделять существенные связи и отношения;

— овладеть умениями изложения обоснованных научно-исследовательских положений и полученных опытно-экспериментальных данных, их предъявления в виде научного отчета, научного доклада, научной публикации.

Структура и содержание практики

Разделы (этапы) практики Виды работ на практику, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
1. Практический Завершение опытно-экспериментальной работы по теме исследования (формирующий этап). Проведение контрольного этапа опытно-экспериментальной работы. Обработка данных. Анализ полученных данных. Собеседование по результатам
2. Интерпретационный Составление таблиц и диаграмм, включающих сопоставительные данные констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы. Статистическая обработка данных. Анализ и интерпретация полученных данных в контексте темы исследования. Собеседование по результатам
3. Обобщающий Уточнение понятийного аппарата. Формулирование теоретических выводов и обобщений. Написание первого варианта практической части магистерской диссертации. Собеседование по результатам
4. Оформление результатов и рефлексии Оформление проведённого исследования в виде научной статьи. Оформление отчета о научно-исследовательской практике. Публичная защита выполненной программы практики

Магистранты в период научно-исследовательской практики:

1. Составляют индивидуальный план и программу практики.

2. Проводят опытно-экспериментальную работу по теме исследования (формирующий и контрольный этапы).

3. Оформляют данные и документацию о проведенном исследовании.

4. Составляют научный отчет о проделанной работе за период практики (публичная защита), пишут научную статью и первый вариант практической главы магистерской диссертации.

Основные требования по заполнению

дневника в период научно-исследовательской практики магистранта

1. Заполнить информационную часть (ФИО магистранта, ФИО научного руководителя практики, база практики, цель и задачи практики, тема магистерской диссертации и др.).

2. Совместно с научным руководителем практики составить индивидуальный план работы магистранта на период научно-исследовательской практики. Получить типовые и индивидуальные задания по профилю подготовки для квалификации магистра.

4. Регулярно записывать все реально выполняемые работы.

5. Один раз в неделю (во время консультаций) предоставлять дневник на просмотр научному руководителю практики.

6. Получить отзывы руководителей практики от образовательного учреждения и кафедры.

ДНЕВНИК УЧЕТА РАБОТЫ МАГИСТРАНТА-ПРАКТИКАНТА

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Студента 1 курса юридического факультета

_______________________________________Кочубея Алексея Андреевича _____________________________

фамилия, имя, отчество

___________конституционного и муниципального права _____________________________

продолжительность__________8 недель, с 19.05 по 12.07.2015 года ____________________

кол. недель, сроки практики

Руководитель практики от университета

С 19.05. по 12.07.2015 года мною осуществлялось прохождение учебной (научно-исследовательской) практики, основной целью которой стал сбор, анализ и обобщение научного материала, разработка оригинальных научных предложений и научных идей для подготовки и написания магистерской работы, изучения методов и средств самостоятельной исследовательской деятельности, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.

По итогам прохождения научно-исследовательской практики были решены следующие задачи:

— изучена методология научно-исследовательской работы;

— освоены современные информационные технологии в юриспруденции;

— усовершенствованы навыки получения, обработки научной информации;

Перед тем, как приступить к научно исследовательской практике, мною совместно с научным руководителем согласован план научной работы

изучена программа прохождения научно-исследовательской практики, цели и задачи, получены образцы отчета о практике и дневника учета работы студента-практиканта.

В процессе прохождения практики мной:

— проведена работа с библиографическими источниками (в том числе электронными), собрана и обработана информация, осуществлено применение найденного материала при написании второй и третьей главы магистерской работы, а также проведено редактирование первой главы, создана база эмпирических данных;

Переведены на русский язык некоторые правовые источники Федеративной Республики Германии

— собран и систематизирован научный материал, в том числе с помощью справочно-правовых систем (научные статьи, монографии, учебные пособия) по исследуемой мною тематике «Конституционно правовые основы законодательного процесса в парламенте: сравнительно правовой анализ Федеративной Республики Германии, Республики Казахстан и Республики Беларусь»,

— обозначена методология научного исследования, дифференцированы научные методы в процессе решения определенных исследовательских задач;

— определена необходимая теоретико-методологическая основа для проведения научных исследований по разрабатываемой проблематике в рамках магистерской диссертации;

— изучены технические особенности оформления результатов проделанной работы, печати и редактирования (в соответствии требованиями действующего ГОСТа);

Собрана определенная база правовых источников Федеративной Республики Германии, Республики Казахстан и Республики Беларусь

Проведен сравнительно-правовой анализ изучаемых стран

— структурирована теоретико-методологическая составляющая моего исследования;

— сформировано собственное видение содержания изучаемой проблематики.

По итогам практики мною были приобретены следующие навыки:

— самостоятельной научно-исследовательской работы,

Поиска и систематизации полученной информации;

Анализа и обобщения собранного материала,

Научного анализа исследуемой проблематики;

Определения и применения необходимого методологического инструментария по исследуемой проблеме;

— работы с информационными программными продуктами и ресурсами сети Интернет и т.п.

Магистрант Кочубей А.А.

ДНЕВНИК УЧЕТА РАБОТЫ МАГИСТРАНТА-ПРАКТИКАНТА

по учебной (научно-исследовательской) практике магистранта 1 года обучения кафедры конституционного и муниципального права

ФГБОУ ВО СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского Спелова А.А.

№ п/п Период Перечень выполненных действий
1. 18.05.- 19.05.2016 Перепроверка курсовой работы, написанной по итогам 1 курса магистратуры. Анализ ошибок в курсовой работе, изучены рекомендации научного руководителя по курсовой работе.
2. 20.05.2016 Поиск литературы по методологии проведения научного исследования в юриспруденции.
3. 23.05. – 25.05.2016 Изучение литературы по методологии проведения научного исследования в юриспруденции. Анализ полученных выводов.
4. 26.05. – 27.05.2016 Определение необходимой теоретической базы для проведения научных исследований по разрабатываемой проблематике в рамках магистерской работы. Составление примерного развёрнутого плана первой (теоретической) главы магистерской работы.
5. 30.05. – 03.06.2016 Поиск, подбор, изучение юридической литературы по вопросам: генезиса понятия «самовольная постройка», истории становления института самовольного строительства в России, сравнительного анализа института самовольного строительства в РФ и странах англо-саксонской правовой семьи. Составление развёрнутого плана второй главы магистерской работы.
6. 05.06. – 11.06.2016 Отработка судебной практики по вопросу о понятии «самовольной постройки»: толкование понятия арбитражными судами различных округов, судами общей юрисдикции, Конституционным судом. Сравнительный анализ собранной судебной практики.
7. 13.06. – 17.06.2016 Поиск и изучение юридической литературы по вопросам: условий признания постройки самовольной, порядка признания постройки самовольной, круга лиц, имеющих права обращаться с требованиями о признании постройки самовольной.
8. 19.06. – 21.06.2016 Проведение консультаций с практикующими юристами — специалистами в области земельного права; споров, связанных с недвижимостью.
9. 22.06. – 25.06.2016 Анализ изменений, внесённых в ст. 222 ГК РФ изменений (ч. 4 ст. 222 ГК РФ). Поиск и изучение юридической литературы по вопросам: срока исковой давности для признания постройки самовольной, градостроительных и строительных норм, подлежащих применению при решении вопроса о признании постройки самовольной. Систематизация и структурирование, полученной информации для упрощения её дальнейшей переработки и использования при написании магистерской работы.
10. 27.06. – 02.07.2016 Отработка судебной арбитражной практики по вопросам 2 главы магистерской работы. Сравнительный анализ сложившейся судебной практики в различных судебных округах РФ. Сопоставительный анализ практики судебных округов и линии, выработанной Верховным Судом РФ по каждому выделенному вопросу второй главы магистерской работы.
11. 04.07. – 07.07.2016 Отработка практики судов общей юрисдикции по вопросам 2 главы магистерской работы. Сопоставительный анализ практики нижестоящих судов общей юрисдикции и линии, выработанной Верховным Судом РФ по каждому выделенному вопросу второй главы магистерской работы. Сравнительный анализ арбитражной судебной практики и практики судов общей юрисдикции.
12. 08.07. – 09.07.2016 Изучение литературы и судебной практики по вопросу легализации самовольного строительства в досудебном и судебном порядке.
13. 10.07. – 12.07.2016 Поиск и изучение литературы, судебной практики по вопросу применения последствий самовольного строительства, снос самовольной постройки по решению суда и по решению ОМСУ. Поиск информации о незаконности сноса самовольных построек по решению ОМСУ.