Система менеджмента качества проектных работ. Основные положения проектирования системы менеджмента качества. Установление организационной структуры проекта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие управления качеством, эволюция мировой системы менеджмента. Основные положения и преимущества японской школы управления качеством. Опыт управления качеством в США. Особенности формирования и развития американской школы управления качеством.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Возникновение и развитие систем управления качеством в эпоху Советского Союза. Содержание основных отечественных систем управления качеством. Потенциальные возможности систематического совершенствования отечественных комплексных систем качества.

    реферат , добавлен 14.07.2013

    курсовая работа , добавлен 03.06.2015

    Понятие и характеристика организационной культуры в новых условиях хозяйствования. Процесс внешней адаптации и выживания. Проблемы внутренней интеграции. Методы поддержания организационной культуры. Организационная культура предприятия "Кока-Кола".

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Понятие организационной культуры, ее основные элементы, принципы, методы формирования и поддержания. Разработка мер по совершенствованию организационной культуры в ООО "Иркутскэнергосбыт". Формирование кадрового резерва, состав и структура персонала.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2013

    Основы управления качеством на предприятии. Качество продукции как объект управления. Содержание системного подхода к управлению качеством. Тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике. Механизмы внедрения современных систем.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2013

    Современная система управления качеством (TQM) и ее принципы. Сущность методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем управления, понятие сертификации. Европейская премия качества и бенчмаркинг с ориентацией на Европу.

    ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

    МОСКОМАРХИТЕКТУРА

    МЕТОДИКА
    разработки документации системы качества проектной продукции
    (элемент СК 4.4)
    на основе стандартов ИСО 9000

    2002

    1. «Методика разработки документации системы качества проектной продукции (элемент СК 4.4.) на основе стандартов ИСО 9000» разработана авторским коллективом лаборатории паспортизации строительства ГУП МНИИТЭП.

    В работе приняли участие: заведующий лабораторией Смирнова Э.А., специалисты ЛПС: Чудновский Л.С., Айрапетян Е.А., Гончарова Т.А., Усачёва Л.П.

    2. «Методика разработки документации системы качества проектной продукции (элемент СК 4.4) на основе стандартов ИСО 9000» предназначена для формирования процессов разработки проектно-сметной документации (по элементу СК 4.4. «Управление проектированием») в проектных институтах, создающих у себя систему качества на основе ИСО 9000.

    3. Методика подготовлена к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры.

    4. Утверждена и введена в действие Указанием Москомархитектуры от 23.01.2002 г. № 8.

    Введение

    Главной целью деятельности проектно-изыскательской организации (далее по тексту ПИО) является обеспечение организаций инвестиционно-строительного комплекса г. Москвы документацией на строительство, полностью удовлетворяющей требованиям заказчиков, органов государственной экспертизы и исполнительных органов Правительства Москвы.

    Стратегической целью ПИО является обеспечение выпуска качественной конкурентоспособной продукции и обеспечение её сбыта.

    В основе реализации этой политики лежат следующие принципы:

    · максимального удовлетворения, повышения конкурентоспособности организации за счет улучшения качества продукции;

    · постоянное сотрудничество с административными органами правительства Москвы и префектур, функциональными управлениями и инвестиционными структурами с целью определения реальных потребностей города в развитии инженерной инфраструктуры и формирования городского заказа;

    · совершенствование технологий строительства в г. Москве на основе передового отечественного и зарубежного опыта;

    · формирование репутации ПИО как лидера на рынке проектной продукции и надежного партнера;

    · расширение рынка и увеличение объёма реализации продукции, улучшении финансового положения;

    · улучшение условий работы и повышение качества жизни и материального уровня работников организации.

    Основной задачей каждого ПИО является выпуск качественной проектной продукции или оказание качественных проектно-изыскательских услуг, которые:

    а) отвечают определенным потребностям, сфере применения или назначению;

    б) удовлетворяют ожиданиям потребителя;

    в) соответствуют законодательству, принятым стандартам и другим нормативам;

    г) отвечают требованиям общества;

    д) отражают требования, относящиеся к окружающей среде;

    е) реализуются по конкурентоспособной цене;

    ж) экономичны с точки зрения затрат на их производство.

    Современный подход в управлении качеством продукции базируется на унифицированных требованиях и методах, сформулированных в международных стандартах ИСО серии 9000. Создаваемые на основе этих требований Системы качества ПИО определяют круг полномочий организационных структур, способы, методы и технологию производства, средства обеспечения качества и являются механизмом проведения определенной политики для достижения поставленных целей в области качества.

    В России основные стандарты ИСО 9000 приняты в качестве ГОСТ Р.

    Основными стандартами ИСО серии 9000 являются стандарты, определяющие три модели обеспечения качества, предусмотренные Международной организацией по стандартизации:

    · ИСО 9001 «Модель для обеспечения качества при проектировании и разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

    · ИСО 9002 «Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

    · ИСО 9003 «Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытании».

    Кроме того:

    · Стандарт ИСО 9000-1 включает в себя инструкции для выбора модели разрабатываемой Системы качества и применению основных стандартов;

    · Стандарт ИСО 8402 содержит основные понятия и термины, применяемые в стандартах ИСО серии 9000;

    · Особое место в серии занимает стандарт ИСО 9004-1.Он содержит руководящие указания по элементам Системы качества, причем эти указания носят расширительный характер по отношению к требованиям стандарта ИСО 9001.

    В настоящее время введён в действие и опубликован международный стандарт ISO / FDIS 9001:2000 «Системы управления качеством - требования», который отменяет и заменяет ISO 9001:1994, ISO 9003:1994, являясь переработанным изданием этих документов. Из нового стандарта исключены слова «обеспечение качества», что отражает тот факт, что требования к системам управления качеством, приведенное в ISO 9001:2000, распространяется как на обеспечение качества продукции (в частности проектной), так и на удовлетворение потребителя.

    Настоящее издание ISO 9001:2000 разрабатывалось как одна из частей согласованной пары стандартов на системы управления качеством, причём вторым стандартом этой пары является стандарт ISO 9004:2000. Эти два международных стандарта разрабатывались для совместного применения, но могут использоваться независимо. Несмотря на то, что эти два международных стандарта имеют различные области применения, в целях удобства использования их структура одинакова, однако последний не предназначен для использования в целях сертификации или при заключении контракта.

    По новому изданию стандарта ISO 9001:2000, как и по предыдущим, создание системы управления качеством проектирования начинается со стратегического решения первого лица ПИО. Далее учитываются потребности пользователя, характер поставленной цели, специфика принятых технологий, производственные параметры ПИО. Единой структуры или унифицированной документации для всех систем не предусматривается - стандарт лишь ориентирует и дополняет общетехнические нормы качества проектной продукции - главное, что он может быть использован для внутренних целей организации, для сертификации и в контрактных ситуациях. Модель системы управления качеством по ИСО 9001:2000 представляет собой процесс и взаимосвязи между процессами, которые проиллюстрированы на рис. .

    Рис. 1 - Модель системы управления качеством, основанная на «подходе как к процессу»

    Рисунок подтверждает, что потребитель играет важную роль при определении исходных требований. При мониторинге удовлетворенности потребителя необходима оценка информации, касающейся мнения потребителя о выполнении организацией его требований. Модель, представленная на рисунке , включает все требования настоящего международного стандарта, показывает процессы в подробностях.

    Данный международный стандарт ISO 9001:2000 позволяет ПИО привести имеющуюся систему управления качеством в соответствие с распространяющимися на нее требованиями общей системы управления. В некоторых случаях может оказаться возможным для ПИО адаптировать систему управления таким образом, чтобы созданная при этом система управления качеством соответствовала требованиям данного международного стандарта, при этом требования стандарта распространяются на «организацию», обязанную установить, документально оформить, внедрить, поддерживать и, что необходимо отметить, постоянно улучшать систему управления качеством.

    Стандарт ИСО 9001:2000 предусматривает сокращение количества документации, которая должна включать:

    · документированное заявление о политике и целях в области качества;

    · ру ководство по качеству;

    · документированные процедуры, необходимость которых установлена стандартом;

    · документы, необходимые ПИО для эффективного планирования процессов, их осуществления и контроля над ними;

    · регистрацию данных о качестве.

    Термин «документированная процедура» предполагает, что процедура установлена, документально оформлена, реализована в проектном процессе и осуществляется.

    Объём и степень детализации документации системы управления качеством в ПИО определяются характером ПИО, сложностью процессов проектирования, компетентностью специалистов.

    Выбор системы управления качеством проектной продукции в проектно-изыскательской организации определяется следующими ситуациями:

    а) для административного управления качеством, проектной продукции в целях выполнения требований к качеству проектов, и проектных услуг наиболее экономичным и эффективным способом для повышения конкурентоспособности организации;

    б) для обеспечения интересов потребителя в условиях договорных отношений (конкретной ситуации) на разработку качественной проектной продукции и оказание качественных проектно-изыскательских услуг;

    в) при утверждении (регистрации) потребителем системы качества проектно-изыскательской организации;

    г) при сертификации или регистрации системы качества проектно-изыскательской организации уполномоченными органами по сертификации.

    В общем случае ПИО как поставщики проектной продукции или проектных услуг должны установить и поддерживать систему управления качеством, предназначенную охватить все указанные ситуации. При этом ПИО может выбрать любой из двух следующих, основанных на требованиях стандартов серии ИСО 9000, подходов для построения системы качества:

    а) подход, мотивированный руководством организации поставщика;

    б) подход, мотивированный заинтересованным лицом (потребителем, заказчиком).

    В таблице приводится схема условий и ситуаций, в которых обычно применяются системы качества ПИО. В зависимости от ситуации указываются международные стандарты серии ИСО 9000, рекомендуемые для формирования и оценки систем качества.

    Обязанности по общему управлению качеством возлагаются на все уровни ПИО при условии, что координацию осуществляет высшее руководство. К общему руководству качеством следует привлекать по возможности весь персонал организации. При этом приоритет следует отдавать экономическим методам, включающим в том числе необходимые меры поощрения персонала.

    Вместе с тем, главным условием успеха при создании системы качества является позиция первого руководителя и осознание им того, что такая система необходима, в первую очередь, самой проектно-изыскательской организации.

    Система качества ПИО должна быть взаимоувязана с основными этапами и видами проектной деятельности, определяющими качество проектной продукции или оказываемых проектных услуг. Особенностью деятельности по проектированию объектов капитального строительства является цикличность процесса создания проектной документации. Так, с момента формирования целей инвестирования до выпуска рабочей документации для проведения строительных и других работ проходит несколько проектных циклов, отличающихся в основном своими целями, задачами и масштабами проводимых работ, а также результатами, направленными на удовлетворение различных участников инвестиционного процесса (в том числе: заказчика-инвестора, органов местной администрации, органов государственного контроля и надзора, подрядных строительных организаций, поставщиков и изготовителей оборудования, материалов и др.).

    Цикличность проектного процесса отражает последовательное увеличение уровня детализации разрабатываемых проектных решений и соответствующей документации, обеспечивающей основные фазы «жизненного цикла» объекта строительных инвестиций.

    Таблица 1

    Условия

    *) Административное управление качеством (внутреннее)

    Внешнее обеспечение качества в условиях контрактной ситуации

    Ситуация

    а) Применение системы качества для административного управления качеством проектной продукции

    б) Применение системы качества для обеспечения интересов потребителя в условиях договорных отношений

    в) Применение системы качества при утверждении (регистрации) потребителем системы качества проектно-изыскательской организации

    г) Применение системы качества, при сертификации или регистрации системы качества проектно-изыскательской организации уполномоченными органами по сертификации

    Инициатор

    Руководство организации-поставщика (ПИО)

    Потребитель (указывает конкретную модель обеспечения качества)

    Потребитель (оценивает имеющуюся у поставщика систему качества)

    Потребитель и/или руководство организации поставщика (ПИО)

    Исполнитель

    Руководство и персонал организации поставщика

    Потребитель или компетентная организация по поручению потребителя

    Орган по сертификации строительной деятельности

    Цель

    Повышение конкурентоспособности организации за счет выполнения требований к качеству продукции экономичным и эффективным способом

    Обеспечение интересов потребителя поставщиком

    Утверждение (регистрация) потребителем системы качества поставщика

    Поставщик поддерживает сертифицированную систему качества для всех потребителей, кроме тех случаев, когда в конкретном договоре записаны другие условия

    Базовые требования

    ИСО 9004-1

    ИСО 9001

    ИСО 9001

    ИСО 9001

    ИСО 10011-1

    Дополнительные требования

    ИСО 9004-2

    ИСО 9004-4

    ИСО 10005

    ИСО 10011-3

    ИСО 9002-2

    ИСО 10005

    ИСО 10011-1

    ИСО 10011-2

    *) - административное управление качеством в проектно-изыскательской организации осуществляется с помощью управления процессами различного назначения: проектными и вспомогательными, организации управления и планирования, обеспечения (информационного, материально-технического, кадрового), подготовки, персонала и реализации других необходимых функций;

    Административное управление качеством охватывает все те операции общей функции управления, которые определяют политику, цели и ответственность ПИО в области качества, соответствующие задачи и обязанности функциональных и производственных подразделений, должностных лиц и персонала.

    1. Основные требования ГОСТ Р ИСО 9001-96 , ISO 9001:2000 по элементу СК 4.4. (по ГОСТ Р) и их адаптация применительно к ПИО

    ГОСТ Р ИСО 9001-96

    ISO 9001:2000

    Адаптация ГОСТ Р и ISO 9001::2000 применительно к ПИО

    4.4.

    Управление проектированием

    7.3.

    Проектирование и разработка

    Проектная организация должна управлять процессом проектирования и проверять ПСД, чтобы обеспечить выполнение установленных требований.

    4.4.1.

    Общие положения

    7.3.1.

    4.4.2.

    Планирование проектирования и разработки

    Поставщик должен подготовить планы по проектированию в разработке. В этих планах должны быть приведены виды деятельности или ссылки на них и определена ответственность за их осуществление. Проектирование и разработку проводит квалифицированный персонал, имеющий в своем распоряжении соответствующие средства. По мере развития проекта планы должны актуализироваться.

    Организация должна осуществлять планирование и управление проектированием и разработкой продукции. Организация должка определять:

    а. этапы процессов проектирования и разработки;

    б. подходящие для каждого этапа формы и методы анализа, проверки и утверждения результатов;

    в. ответственность и полномочия по проведению проектирования и разработки.

    Планирование проектирования

    Процедура планирования проектирования включает:

    · составление планов, которые определяют процессы и ответственность по каждому этапу проектирования, в том числе необходимую для этого проверку;

    · планирование продолжительности и сроков выполнения работ;

    · уточнение планов в ходе выполнения проектных работ, распределение работ между квалифицированным персоналом, оснащенным всеми необходимыми средствами.

    Таким образом, при составлении планов определяется перечень работ, подлежащих выполнению, сроки выполнения и ответственные исполнители.

    В плане определяются этапы, на которых происходит взаимодействие между различными группами проектировщиков, и предусматриваются для них соответствующие проверки и оценки.

    В каждом подразделении назначается ответственный за выполнение требований по качеству и обеспечивается понимание каждым проектировщиком меры своей ответственности. Кроме того, в проектной организации назначается ответственный за соблюдение в ПСД правил безопасности, законов, норм, уровня техники.

    Документы СК:

    · Порядок планирования и разработки проектной документации

    4.4.3.

    Организационно-техническое взаимодействие

    Между различными группами, которые вносят свой вклад в процесс проектирования, должно быть установлено организационно-техническое взаимодействие. Необходимую информацию следует документировать, передавать и регулярно анализировать.

    7.3.1.

    Управление взаимодействием между различными группами, участвующими в проектировании и разработке, должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечивалась эффективная связь между ними и четкое распределение ответственности. Результаты планирования должны уточняться по мере выполнения проектирования и разработки.

    Организационно-техническое взаимодействие.

    Необходимо установить организационно-техническое взаимодействие при выполнении проектно-изыскательских работ, включая:

    · четкое определение порядка взаимодействий и формы передачи информации между подразделениями;

    · документирование полученной информации;

    · регулярный анализ наработанных результатов.

    Установление организационно-технического взаимодействия направлено на передачу данных и периодический анализ результатов без потерь информации и без нарушения сроков.

    Процедура установления взаимодействия включает в себя:

    · определение всех подразделений, участвующих в проектировании;

    · установление ответственности при обмене информацией;

    · составление перечня требований к виду и объёму передаваемых данных.

    Выполнение этого требования создает возможность обеспечить комплектность, однозначность и своевременность передачи данных в процессе проектирования.

    В каждом подразделении должен вестись документированный учет передаваемых данных

    Документы СК:

    Организационно-техническое взаимодействие подразделений ПИО.

    4.4.4.

    Входные проектные данные

    Входные проектные требования к продукции, включая применяемые установленные законодательные и регламентирующие требования, должны быть определены, документально оформлены, а их выбор проанализирован поставщиком на адекватность. Неполные, двусмысленные или противоречивые требования должны быть предметом урегулирования с лицами, ответственными за их предъявление.

    Во входных проектных данных должны учитываться результаты любых видов деятельности по анализу контракта.

    7.3.2.

    Входные данные для проектирования и разработки

    Входные данные, касающиеся требований к продукции, должны быть определены и документально оформлены (см. 4.2.4 ). Они должны включать:

    а. функциональные и эксплуатационные требования;

    б. распространяющиеся на продукцию требования нормативных и законодательных актов н документов;

    в. при необходимости, информацию, полученную при выполнении аналогичных проектов в прошлом;

    г. любые другие требования, существенные для данного проекта и разработки.

    Эти входные данные должны быть проанализированы на адекватность.

    Требования должны быть полными, завершенными, исключать неоднозначное толкование и не должны противоречить друг другу.

    Входные проектные данные

    Для обеспечения качества проектной продукции ПИО должна:

    · сформулировать четкие требования к входным данным для проектно-изыскательских работ, в том числе нормативные и регламентирующие;

    · выполнить проверку соответствия входных данных установленным требованиям;

    · проанализировать достаточность входных данных;

    · выявить неполные, нечеткие или противоречащие требования и урегулировать их с заказчиком.

    Необходимо, чтобы все службы, которые участвовали в анализе контракта, принимали бы участие и были ответственными при установлении требований к входным данным.

    Независимо от требований заказчика проектная организация должна обратить внимание на требования безопасности, охраны окружающей среды, требования законов и норм.

    В результате необходимо достичь полной согласованности с заказчиком требований к ПСД и документально их оформить, что исключает риск ответственности при возможных конфликтных ситуациях в дальнейшем.

    Документы СК.

    Состав входных данных проекта и порядок разработки и анализа заданий на проектирование.

    Перечень действующих нормативных, законодательных актов и документов (на федеральном и московском уровне)

    4.4.5.

    Выходные проектные данные

    Выходные проектные данные должны быть документально оформлены и выражены так, чтобы их можно было проверить и подтвердить относительно входных проектных требований.

    Выходные проектные данные должны:

    а) отвечать входным проектным требованиям;

    в) идентифицировать те характеристики проекта, которые являются критическими для безопасного и надлежащего функционирования продукции (например, требования, относящиеся к эксплуатации, хранению, погрузочно-разгрузочным работам, техническому обслуживанию и утилизации).

    Документы, содержащие выходные проектные данные, должны быть проанализированы до их выпуска.

    7.3.3.

    Выходные данные проектирования и разработки

    Выходные данные проектирования и разработки должны быть представлены в таком виде, чтобы их можно было проверить на соответствие входным данным и требованиям к проектированию и разработке и утвердить до выдачи в производство.

    Выходные данные проектирования и разработки должны:

    а. соответствовать входным требованиям к проектированию и разработке;

    б. предоставлять информацию, необходимую для закупок, изготовления и обслуживания продукции;

    г. определять характеристики продукции, которые являются существенными с точки зрения её безопасности и правильного использования.

    Выходные проектные данные

    Выходные проектные данные должны быть полностью согласованы с входными проектными данными. Это достигается путём:

    · выполнения требований входных проектных данных;

    · установления критериев приемки;

    · выполнения соответствующих требований, установленных нормативами и законами;

    · выполнения требований по безопасности и охране окружающей среды.

    Выходные проектные данные должны быть проанализированы перед сдачей проекта заказчику. Рассмотрение и документирование результатов проектирования гарантирует соответствие ПСД установленным требованиям. Помимо выполнения требований соответствия выходных проектных данных входным проектным данным результаты проектирования должны содержать заключительную оценку на готовность проекта.

    Документы СК:

    · Критерии оценки качества проектных решений на этапах проектирования.

    · Порядок согласования ПСД .

    4.4.6.

    Анализ проекта

    На соответствующих стадиях проектирования следует планировать и проводить официальный, документально оформленный анализ результатов проектирования. В состав участников каждого анализа проекта должны быть включены представители всех служб, заинтересованных в анализируемой стадии проектирования, а также другие специалисты по мере необходимости .

    7.3.4.

    Анализ проектирования и разработки

    На соответствующих этапах должен проводиться систематический анализ проектирования и разработки, чтобы:

    а. оценить возможность результатов проектирования и разработки соответствовать требованиям, и

    б. выявить проблемы и предложить последующие действия.

    В состав участников такого анализа должны включаться представители служб, связанных с анализируемым этапом проектирования и разработки. Необходимо вести регистрацию данных по результатам анализа и последующим действиям (см. 4.2.4.).

    Анализ проекта

    Анализ качества проекта должен осуществляться на всех этапах его разработки. По завершении каждого этапа необходимо планировать и проводить официальный систематизированный и критический анализ результатов проектирования. Данные о результатах анализа должны быть документально оформлены.

    В ходе анализа проекта:

    · выявляются проблемные участки и несоответствия;

    · определяются корректирующие воздействия;

    · обеспечивается соответствие проекта требованиям заказчика.

    Анализ проекта должен предусматривать участие представителей всех подразделений, оказывающих воздействие на качество ПСД. Анализ и оценка качества отдельных проектных решений должны осуществляться на уровне исполнителей, специализированных групп, бригад и производственных подразделений.

    Проектной организации целесообразно разработать методику оценки качества проектирования, определить номенклатуру показателей, характеризующих качество отдельных проектных решений, проектов в целом и их частей. Эти показатели должны характеризовать частные (единичные) свойства проектного решения, а через них основные (групповые или комплексные) функциональные, архитектурно-строительные, технические, экономические и другие свойства проекта.

    При анализе проекта устанавливаются:

    · работоспособность проектируемого объекта в предполагаемых условиях эксплуатации;

    · безопасность и экологичность;

    · соответствие нормативным требованиям, национальным и международным стандартам;

    · соответствие практике организации строительного производства.

    Документы СК

    · Положение об анализе и проверке результатов проектирования;

    · Номенклатура показателей, характеризующих качество ПИО.

    4.4.7.

    Утверждение проекта

    Утверждение проекта должно проводиться с целью обеспечения соответствия продукции определенным запросам и (или) требованиям пользователя.

    Примечания:

    1. Проект утверждают после успешной проверки проекта (4.4.7.).

    2. Утверждение обычно проводится с учетом определённых условий эксплуатации.

    3. Утверждение обычно проводят по конечной продукции, но оно может быть необходимо на более ранних стадиях до завершения разработки продукции.

    4. Если продукция имеет несколько преднамеренных назначений, утверждения могут осуществляться многократно.

    7.3.5.

    Утверждение проектирования и разработки

    Для подтверждения того, что готовая продукция способна удовлетворять указанным или известным требованиям сферы применения, должно проводиться утверждение проектирования и разработки в соответствии с запланированными мероприятиями (см. 7.3.1 .).

    Если это возможно, утверждение должно завершался до поставки или изготовления продукции. Необходимо вести регистрацию данных по результатам утверждения и последующим действиям (см. 4.2.4.).

    Утверждение проекта

    После успешного завершения проверки проект передается на утверждение. Полный комплект документов, составляющих основу проекта, должен быть утвержден на соответствующих уровнях, такое утверждение служит основанием обеспечения соответствия ПСД установленным требованиям и означает осуществимость проекта.

    Документы СК.

    · Порядок утверждения и ввода в действие рабочей документации.

    Изменение проекта.

    Необходимо предусмотреть порядок подготовки н внесения изменений в проект по требованию заказчика как в период проектирования, так и во время реализация проекта.

    Внесение изменений в проект предусматривает:

    · разработку порядка утверждения изменений на различных уровнях;

    · определение этапов и сроков внесения изменений;

    · обеспечение изъятия устаревших чертежей;

    · подтверждение того, что изменения внесены.

    Необходимо следить за тем, чтобы изменения, вносимые в проект, не привели к ухудшению качества проектных решений.

    Если масштаб изменений, их сложность или связанный с ними риск значительны, то следует провести официальный анализ и проверку пригодности проекта.

    Документы СК

    Порядок внесения изменений в рабочую документацию

    4.4.8.

    Изменения проекта

    Все изменения и модификация проекта должны быть идентифицированы, документально оформлены, проанализированы и утверждены уполномоченным персоналом до их реализации.

    7.3.6.

    Управление изменениями проектирования и разработки.

    Изменения в проектах и разработках должны включать оценку влияния изменений на поставляемую продукцию и её составные части.

    Необходимо вести регистрацию данных по результатам анализа изменений и последующим действиям (см. 4.2.4.).

    2. Общая методика разработки документации системы качества (СК) по элементу 4.4.

    Специфика адаптации требований стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-96 и ISO 9001:2000 применительно к ПИО заключается в том, что проектирование для нее является основным видом деятельности. Поэтому управление проектированием - это управление основным производственным процессом, описание которых даётся в элементе 4.9 «Управление процессами», и их контроль в элементе 4.10 «Контроль и испытания».

    В рамках системы качества ПИО должна быть организована деятельность по управлению процессами проектирования. Необходимо определить все рабочие процессы, а также вспомогательные процессы, влияющие на качество продукции, которые должны планироваться, утверждаться, контролироваться и регулироваться в ходе их выполнения.

    Для обеспечения качества проектной продукции ее разработку и изготовление необходимо осуществлять в управляемых условиях.

    Система управления качеством ПИО укрупненно может быть представлена в виде двухуровневой структуры, где на верхнем уровне обеспечивается функционирование системы управления качеством, а на нижнем - выполняются и обеспечиваются собственно процессы разработки проектной продукции, при этом объектом управления системы управления качеством является качество технологических процессов, осуществляемых в процессе разработки ПСД.

    Каждый проектный институт, создавая у себя систему качества на основе ИСО 9000, должен определить состав элементов и процедуры, которые будут функционировать как на уровне органов управления, так и на уровне объекта управления, которые в совокупности образуют модель управления качеством конкретной ПИО.

    Основной производственный процесс нижнего уровня - процесс разработки ПСД.

    Качество этого процесса в целом определяется уровнем:

    · организационного обеспечения;

    · нормативно-методического обеспечения;

    · ресурсного обеспечения.

    Требования, предъявляемые к организационному обеспечению процесса разработки ПСД:

    · состав и объем ПИР по объёмам должны соответствовать требованиям заказчиков, контрактов и договоров, в которых гарантируется высокое качество ПИР в установленные сроки;

    · специализации, мощности и загрузки;

    · в процессе взаимодействия участников процесса проектирования определяются соответствующие организационные формы, которые зависят от вида проекта и условий контракта.

    К нормативно-методическому обеспечению процесса разработки ПСД предъявляются следующие требования:

    · технология и процесс проектирования должны основываться на передовых (современных) методиках, включая математические методы, средства вычислительной техники и компьютерной графики;

    · процедуры технологического процесса проектирования, т.е. собственно разработка ПСД должна выполняться в соответствии с требованиями всех действующих нормативных документов, которые включают:

    · законодательные акты, ГОСТы, СНиПы и другие нормативные документы в области капстроительства и проектирования;

    · отраслевые нормативные документы и документы ПИО в области организации и технологии проектирования;

    · должностные инструкции работников ПИО;

    · документацию по унифицированным и типовым процессам проектирования;

    · методы расчетов, технические обоснования, прикладные программы для ЭВМ и пр.

    Ресурсное обеспечение этого процесса включает:

    · обеспечение ПИО материально-техническими ресурсами (средства оргтехники, компьютеры, мониторы, принтеры, локальные сети, программные пакеты), которые используются в процессе проектирования;

    · специалисты соответствующей квалификации.

    Управление проектированием (процессом разработки ПСД) в рамках настоящего этапа исследований предполагает создание методик для разработки документов СК, определяющих и регламентирующих этот процесс, в т.ч.:

    · порядок планирования (разработки) проектной документации. Методика.

    · Организационно-техническое взаимодействие подразделений. Методика.

    · Критерии оценки качества проектных решений. Методика.

    Порядок выполнения технологических процессов проектирования должен определяться в необходимом объеме в официальной документации ПИО (например, в технологических инструкциях, регламентах, методиках, руководствах по выполнению работ, технологических картах, схемах и другой организационно-методической документации).

    Процессы проектирования и вспомогательного обеспечения ПИО должны проверяться на способность производить проектную продукцию в соответствии с установленными требованиями нормативных документов и другими критериями качества.

    2.1. Принципы управления проектированием.

    2.1.1. Планирование.

    Руководство ПИО возглавляет и организует работу по разработке планов проектирования.

    Оперативное руководство проектированием конкретного объекта (другого вида работ или проектных услуг), осуществляет назначаемый руководством ПИО или проектной мастерской (в зависимости от структуры ПИО) руководитель проекта (ГАП, ГИП).

    Планирование проектных работ осуществляется должностными лицами проектных и функциональных подразделений ПИО под оперативным управлением ГАПа, ГИПа в период организационно-технологической подготовки проектирования.

    План проектирования должен определять:

    · все виды деятельности;

    · устанавливать их исполнителей;

    · определять ответственность исполнителей в рамках ПИО и за её пределами;

    · взаимосвязи между различными видами деятельности и подразделениями;

    · устанавливать сроки выполнения и ресурсы.

    В ходе подготовки плана проектирования руководитель проекта отвечает за разработку:

    · сметы проектирования (ресурсы, оргструктура коллектива исполнителей);

    · календарного плана проектирования, точного графика этапов, контрольных сроков для проведения оценки промежуточных результатов работ;

    · рабочих заданий для подразделений и отдельных исполнителей;

    · внутреннего графика контроля, проверок и анализа проекта;

    · графика представления на рассмотрение заказчику (потребителю) результатов работ по этапам.

    В период организационно-технологической подготовки проектирования должны быть установлены на основании требований потребителя и нормативных документов конкретные общие и специальные (по проектным специальностям) требования к качеству проекта, а также установлены соответствующие оценочные критерии приемки результатов проектирования. С учетом требований к качеству должны быть установлены специальные требования к стандартизированной технологии проектирования данного объекта. В том числе, к информационному обеспечению и методам проведения основных видов работ.

    2.1.2. Анализ входных и выходных данных проекта.

    По завершению каждого этапа разработки проекта необходимо проводить документированный систематизированный критический анализ результатов проектирования. Анализ проекта должен предусматривать участие представителей всех подразделений проектной организаций, оказывающих воздействие на качество результатов рассматриваемой фазы проектирования. В ходе анализа должны выявляться и прогнозироваться проблемы и несоответствия продукции входным (заданным) критериям и параметрам. Должны инициироваться корректирующие воздействия на процессы проектирования и информационного обеспечения, обеспечивающие соответствие входных данных (окончательного проекта) требованиям потребителя.

    В зависимости от этапа проектирования и вида проектной продукции (цикла проектирования) при анализе проекта строительства следует учитывать следующие элементы, относящиеся к требованиям потребителя и их удовлетворению:

    · сравнение требований потребителя, выраженных в задании и исходных данных на проектирование строительного объекта, с нормативными требованиями к проектируемому объекту, технологическому оборудованию, материалам, процессам и системам инженерного обеспечения;

    · работоспособность в предполагаемых условиях эксплуатации и окружающей природной среды;

    · устойчивость, безопасность и экологичность;

    · использование типовой проектной документации и проектов повторного применения;

    · сравнение с проектами-аналогами и конкурентными проектами, в том числе анализ внутренних и внешних проблем, связанных с прошлым опытом проектирования и строительства аналогичных объектов.

    2.1.3. Проверка проекта.

    Все проекты перед представлением их на утверждение (одобрение, рассмотрение) подлежат проверке, чтобы обеспечить выполнение требований государственных стандартов, строительных норм и правил к проектной продукции, требований заданий на проектирование, технических условий на размещение объекта и его подключение к инженерным сетям и коммуникациям.

    В дополнение к анализу проекта проверка может включать использование следующих методов:

    · проведение альтернативных расчетов, обеспечивающих подтверждение правильности первоначальных расчетов и анализов;

    · испытания и экспериментальные проверки (например, испытание модели объекта строительства, проведение экспериментального строительства и т.п.) по специальной программе;

    · экспертиза (внешняя или независимая внутренняя) проектно-сметной документации;

    · нормоконтроль проектной документации.

    В рамках системы качества проверка проекта должна осуществляться по каждой проектной специальности (разделу проектной документации или марке рабочих чертежей) квалифицированными специалистами, не занятыми непосредственно проектированием или осуществлением надзора за разработкой данного проекта. Проверка, как правило, должна охватывать проектные расчеты, чертежи, спецификации оборудования и материалов, оценки вероятной стоимости строительства и пояснительные записки с обоснованием принятых решений.

    2.1.4. Утверждение проекта и внесение в него изменений.

    Необходимо проводить анализ и рассмотрение окончательного проекта после внесения в него изменений по результатам проверок и экспертизы. Результаты рассмотрения должны быть также отражены в проектной документации: обоснованные замечания приняты, а соответствующие изменения внесены в документы проекта.

    Полное рассмотрение проекта перед его утверждением должно включать рассмотрение всей документации, которая была подготовлена специалистами различных проектных специальностей и будет выходить как единый комплекс рабочей документации для строительства. Целью такого рассмотрения является согласование результатов работы, выполненной специалистами в разных дисциплинах, и снятие противоречий в документации.

    Комплект проектной документации должен рассматриваться и утверждаться в порядке, установленном нормативными документами для данного вида проектной продукции или этапа проектирования предприятия, здания, сооружения (см. стандарты СПДС, СНиП 11-01-95 , СП 11-101-95 и др.).

    Утверждение документации служит основанием для продолжения работ над инвестиционным проектом.

    Система качества проектной организации должна предусматривать документированные процедуры для контроля за выпуском, изменением и использованием рабочей документации, содержащей входные и выходные проектные данные, и для санкционирования принятия необходимых мер по внесению изменений, которые могут влиять на строительную продукцию в течение всего ей жизненного цикла.

    Данные процедуры должны предусматривать порядок утверждения изменений на различных уровнях управления, определять этапы и сроки внесения изменений, обеспечивать изъятие устаревших чертежей и документов с рабочих, участков у потребителя и подтверждение того, что изменения внесены в назначенные сроки и в установленном порядке. Такие процедуры также должны предусматривать внесение экстренных помещений, необходимых для выпуска проектной продукции.

    В случаях, когда масштабы изменений в рабочей документации, их сложность и связанный с ними риск могут существенно повлиять на качество объекта, необходимо проведение официального анализа и, повторной проверки пригодности проекта. Подобное оценивание должно включать анализ измененных требований потребителя, новых требований нормативов и технических условий на размещение объекта заинтересованных государственных и местных органов, а также изучение эксплуатационных и других характеристик, применяемой в усовершенствованном проекте новой техники и технологии.

    Система качества должна также обеспечивать обратную связь для анализа данных о необходимости внесения изменений в рабочую документацию на основе обобщения опыта эксплуатации объекта строительства.

    В результате документированного анализа и повторной аттестации проекта должно производиться переутверждение проектной (рабочей) документации в порядке, установленном соответствующими нормативными документами.

    2.2. Формализация проектных процессов.

    Проектная деятельность реализуется через комплекс разнообразных процедур, которые рассредоточены по проектным подразделениям ПИО. Поэтому процессы, проектирования необходимо формализовать и описать, что обеспечивает системный подход к разработке системы качества и её функционирование на основе четкого взаимодействия между проектными подразделениями, участвующими в проектировании объекта. Т.о. для формализации проектных процессов необходимо разработать технологические схемы процесса проектирования, в т.ч. определить:

    · входную и выходную информацию для каждого проектного подразделения, ее структуру;

    · источник входной и выходной информации;

    · ответственность должностных лиц за качество входной и выходной информации;

    · критерии качества, которым должна соответствовать входная и выходная информация.

    Формализованное описание технологического процесса проектирования и процедур составляет каркас СК, обеспечивает установление единого порядка и формы взаимодействия, т.е. показывает, кто и что делает и в каком порядке, какой информацией обмениваются проектные подразделения и какие носители информации используют.

    В соответствии с требованиями стандартов ИСО (ГОСТ Р) устанавливаются и согласовываются взаимосвязи, ответственность и полномочия по элементам СК, в том числе составляется «матрица ответственности», (см. Приложение ).

    2.3. Общие задачи документирования системы качества (СК).

    Комплектность документации системы обеспечивает «наглядность» СК для:

    · разработчиков;

    · пользователей;

    · контролирующих органов;

    · служб заказчика (потребителя).

    Общими задачами документирования СК являются:

    · определение и формализованное описание требований к выполнению работ по управлению качеством;

    · обеспечение регулярной регистрации фактических данных о качестве ПСД и состоянии СК в ходе ее функционирования и совершенствования;

    · отражение влияния любых изменений и сохранение тех преимуществ, которые обеспечивают повышение качества, закрепление положительного опыта по организации работ в СК;

    · объективное подтверждение того, что все процессы, с помощь которых ПИО обеспечивает заданный уровень качества ПСД, определены, процедуры утверждены и находятся под контролем при внесении в них изменений;

    · регистрация выявленных несоответствий;

    · доказательство внесения исправлений в рабочую документацию;

    · обеспечение достоверности проверки СК как внутренними, так и внешними аудиторами, с целью установления адекватности описания реальных процессов и их выполнения.

    2.4. Общая методика описания документированной процедуры СК .

    Документированные процедуры (ДП) СК составляют основу документации СК, охватывают все элементы, включенные в СК, и описывают, как необходимо осуществлять конкретную деятельность по обеспечению и управлению качеством.

    В ДП должна быть описана:

    · последовательность реальных действий;

    · взаимодействие различных оргединиц в процессе выполнения этих действий;

    · необходимая документация для их отражения.

    ДП оформляется в виде методологической инструкции. ДП разрабатывается на:

    · составную часть элемента СК;

    · завершенный элемент как логически отделимую составляющую СК;

    · последовательность действий с несколькими элементами СК.

    Документированные процедуры обеспечивают единообразное описание определенной деятельности и взаимодействий участников процедур. Описание ДП делается с такой степенью детализации, которая обеспечивает понимание всеми участни ками процедуры своей задачи по эффективному управлению соответствующей деятельностью и которая учитывает:

    · сложность деятельности участников;

    · используемые методы;

    · наличие необходимой подготовки персонала.

    ДП не должны акцентироваться на технических подробностях, характерных для рабочих инструкций.

    Количество разрабатываемых ДП (методологических инструкций) и объем каждой из них определяется ПИО - разработчиком СК.

    Методологические инструкции должны включать:

    · назначение;

    · область и условия применения;

    · термины и сокращения;

    · ответственность (указание лица, ответственного за выполнение данной процедуры, внесение изменений, рассылку, изъятие);

    · описание действий, содержащихся в процедуре (общие положения и представленный по шагам порядок выполнения действий по процессу);

    · учетные записи (указание документов, в которых отражены учетные записи по процессу);

    · ссылки (список документов, на которые даются ссылки из текста процедуры);

    · формы, в которых ведутся записи по процедуре;

    · архивирование;

    · рассылка;

    · внесение изменений;

    · приложения.

    2.5. Общая методика построения организационно-технической схемы ДП.

    Разработка ДП поручается компетентным специалистам соответствующих подразделений. Процесс разработки ДП включает:

    · анализ сложившейся в ПИО практики выполнения подобных процедур;

    · внесение при необходимости изменений в логическую последовательность, в распределение функций;

    · уточнение документов, сопровождающие выполнение операций по функциям;

    · графическое построение организационно-технологической схемы (ОТС).


    Александр ШАДРИН


    КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СМК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ

    На Предприятии сложилась достаточно распространенная в России ситуация: оно образовано в первой половине XX века, в последние 15 лет получало заказы от министерства и от частных фирм, сохранило профсоюзную организацию и штат почти в тысячу человек. Причем в последние годы Предприятие все чаще участвует в тендерах на проведение отдельных проектов, в том числе вместе с западными конкурентами, выполняет заказы зарубежных компаний. В этой ситуации, естественно, остро стоят вопросы о качестве, эффективности, престиже Предприятия и, соответственно, о сертификации СМК.

    Вместе с тем в приемлемые сроки "улучшить систему", в которой работает профсоюз и несколько сотен квалифицированных, преимущественно немолодых, специалистов, каждый из которых, действительно, мастер своего дела, очень трудно. Эти люди пережили не одну, в том числе (как сейчас всеми признается) неадекватную, реформу, и убедить их сегодня работать не так, как они привыкли за десятки лет, задача почти невыполнимая (Кстати, подобная ситуация имеет место во многих российских вузах, именно поэтому эффективное практическое внедрение в вузах стандартов ИСО серии 9000 - сложнейшая проблема, несмотря на огромное количество публикаций на тему качества образования.).

    Не вдаваясь в подробности сложившейся ситуации, подчеркнем лишь, что, к сожалению, высокая квалификация многих российских специалистов не предполагает наличия знаний об эффективном менеджменте, а знания о качестве ограничены качеством продукции. В условиях рынка этого уже недостаточно (подробнее см. в ).

    Организации, выполняющие инновационные проекты, зачастую громадные, сложно управляемые, у них неоправданно много накладных расходов (министерства, корпорации, НИИ, университеты и т.д.). Проекты же в условиях жесткой конкуренции необходимо выполнять в короткие сроки и по конкурентоспособным ценам, а на выходе получать высококачественную продукцию.

    К чести руководителей Предприятия, они изучили проблему, посоветовались с консультантами и решили создать у себя систему менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000 и ИСО 10006, используя следующие особенности этих стандартов и многолетнюю практику самого Предприятия:

      ИСО 9001 формулирует требования к "организации"; сертифицировать СМК организации можно только на соответствие ИСО 9001, а ИСО 10006, вслед за ИСО 9004, носит рекомендательный характер;

      ИСО 9000 определяет "организацию" как группу работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений, допуская, что это часть фирмы или учреждения и совсем не обязательно юридическое лицо;

      Предприятие в течение многих лет (еще с советских времен, когда существовали "комплексные творческие бригады") выполняет проекты, формируя для этого определенные, ограниченные (оптимальные) по численности группы работников; причем работать в данных группах престижно и менеджмент (система управления, мотивация и взаимоотношения) в этих группах всегда более эффективен, чем на Предприятии в целом;

      ИСО 10006 выделяет "инициирующую организацию" и "проектную организацию" и приводит многочисленные рекомендации, касающиеся их взаимоотношений, причем - в рамках выполнения требований ИСО 9001. Далее некоторые из этих рекомендаций приводятся в статье в кавычках мелким шрифтом.

    "Инициирующая организация принимает решение о разработке проекта. Инициирующая организация назначает для выполнения проекта проектную организацию. Инициирующая организация может предпринимать несколько проектов, на каждый из которых может быть назначена своя проектная организация.

    Проектная организация выполняет проект. Проектная организация может являться частью инициирующей организации" .

    В этой ситуации на Предприятии было принято решение разработать, внедрить и представить на сертификацию систему менеджмента качества выполнения проектов Предприятия (ИСО 10006 использует термин "система менеджмента качества проекта".) (далее - СМКП). При этом организацией с точки зрения ИСО 9001 является каждая проектная организация Предприятия, а инициирующей организацией - всегда само Предприятие. В соответствии с рекомендацией ИСО 10006 (п. 4.4.2), СМКП взаимоувязана с системой менеджмента качества Предприятия: как будет показано далее, ряд организационных и контрольных функций в СМКП выполняют должностные лица Предприятия, не входящие в проектную организацию. СМКП соответствует требованиям ИСО 9001, а для СМК Предприятия (Напомним, что, согласно определению , система менеджмента качества имеется на любом действующем предприятии, независимо от ее соответствия тому или иному документу.) в целом подобная оценка соответствия не проводится.

    ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИСО 10006, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В СМКП

    ИСО 10006 содержит ряд рекомендаций, которые превышают требования ИСО 9001 (т.е. их реализация не является обязательной для получения сертификата соответствия) и в значительной степени носят инновационный характер, т.е. являются новыми, достаточно обоснованными и вполне приемлемыми для практической реализации (Напомним, что в мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях .). Коротко перечислим некоторые из таких рекомендаций и отметим, как Предприятие использовало их на практике.

    1. Заслуживают внимания пп. 5.2.2-5.2.9 ИСО 10006, раскрывающие известные восемь принципов менеджмента качества. Достаточно часто в специальной литературе эти принципы описываются общими словами. Авторы ИСО 10006 конкретизировали часто повторяющиеся в специальной литературе понятия "культура качества" (п. 5.2.3), "идентификация процессов" (п. 5.2.5), "системный подход" (п. 5.2.6) и ряд других. Предприятие непосредственно использовало отрывки данного текста в документации своей СМКП (Автор считает также целесообразным прямо использовать текст пп. 5.2.2-5.2.9 ИСО 10006 в различных методических и учебных пособиях, посвященных менеджменту качества.).

    2. Удачным представляется вводимое в ИСО 10006 понятие ":оценка продвижения проекта (progress evaluation) - оценка продвижения к достижению цели проекта. Примечания: 1. Оценку выполняют на соответствующих этапах жизненного цикла проекта для всех его процессов на основе критериев для процессов проекта и проектируемой продукции. 2. Результаты оценок продвижения могут привести к пересмотру плана менеджмента проекта" .

    Очевидно, что оценку продвижения целесообразно проводить в течение любой работы, используя при этом четкие рекомендации п. 5.3.2 ИСО 10006, включающие описание: а) цели проводимой оценки, b) порядка (плана) проведения оценки, c) перечня действий, выполняемых при проведении оценки, d) перечня действий, выполняемых после проведения оценки.

    В Руководстве по качеству СМКП данный пункт приведен практически полностью в разделе "Анализ со стороны руководства".

    3. Отметим разд. 6.2 ИСО 10006 ("Процессы, связанные с персоналом"), рекомендации которого также использованы в Руководстве по качеству СМКП.

    4. Следует обратить внимание на содержание ряда пунктов разд. 7 ИСО 10006 ("Изготовление продукции").

    Так, например, разд. 7.3 ИСО 9001 ("Проектирование и разработка") начинается со слов: "Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции. В ходе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать: a) стадии проектирования и разработки; b) проведение анализа:; c) ответственность и полномочия:" и т.д. Другими словами, организация должна как будто без особых размышлений "активно действовать". Соответствующий же разд. 7.3 ИСО 10006 начинается с "Разработки концепции" (п. 7.3.2).

    Конечно, рекомендацию о том, что любую работу следует начинать с концепции, нельзя признать инновационной. Однако в контексте содержания ИСО 9001 (в котором вообще отсутствует слово "концепция"), и главное - в контексте практики применения ИСО 9001 (как известно, далеко не всегда удачной), рекомендация о формулировке концепции в начале работы является чрезвычайно актуальной7.

    При этом организации предлагается четко ("в виде документированных требований") сформулировать - зачем (для кого и для чего) затевается данный проект: "Другие заинтересованные стороны должны быть идентифицированы, а их потребности установлены. Они также должны быть представлены в виде документированных требований и согласованы с заказчиком" . Естественно, по окончании срока проекта необходимо публично оценивать степень удовлетворения потребностей всех идентифицированных заинтересованных сторон, т.е. собственно качество. Выполнение одного этого простого требования, безусловно, существенно повысит результативность проектов, выполняемых организациями.

    5. Следует также поддержать рекомендации пп. 7.3.4 ("Определение действий"), 7.3.5 ("Контроль действий") и связанных с ними пп. 7.4.4 ("Разработка графика") и 7.4.5 ("Контроль выполнения графика") ИСО 10006. В этих пунктах речь идет не о планировании и контроле процессов (совокупности, как правило, большого количества действий) и продукции (результата выполненных действий, когда, возможно, "поезд уже ушел"), как этого требует ИСО 9001 (Пример того, что вопрос о концепции разработки СМК вызывает недоумение и даже возмущение некоторых "специалистов по управлению качеством" из-за отсутствии такого требования в ИСО 9001, смотри в на с. 128.), а о планировании и контроле именно каждого "наименьшего идентифицированного элемента действия". "Результаты анализа должны быть использованы для оценки продвижения, чтобы оценить выходы процесса и планировать оставшиеся работы. Пересмотренный план оставшихся работ должен быть документирован" (, п. 7.3.5).

    Очевидно, что подобные планирование, контроль и анализ достаточно трудоемки и практически невозможны без применения современных информационных технологий. В СМКП информационные технологии использовались так, как это описано в . При этом Предприятие следует также рекомендациям раздела 7.6 ИСО 10006 ("Процессы, связанные с обменом информацией").

    8. Как известно, требования ИСО 9001 содержатся в пяти разделах этого стандарта и касаются организации процессного подхода, ответственности руководства, менеджмента ресурсов, процессов жизненного цикла продукции, измерения, анализа и улучшения. ИСО 10006 и вслед за ним, СМКП сохранили эту последовательность.

    ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    В ИСО 10006 подробно разработан процессный подход в проектной организации. В п. 4.1.3 говорится об 11 группах процессов. В приложении А приводится, в принципе, очень хорошая (компактная и информативная) "Блок-схема процессов при проектировании", в которой выделены 13 групп процессов, включающих 37 процессов с кратким описанием.

    При идентификации процессов Предприятие не стало в точности следовать рекомендациям ИСО 10006 - по следующим причинам.

    Во-первых, в ИСО 10006 разделяются "процессы, связанные с ресурсами" и "процессы, связанные с персоналом", что странно, поскольку ИСО 9001 вполне резонно рассматривает работников как ресурс.

    Во-вторых, Предприятие не стало выделять "процессы, связанные со временем", как это рекомендуется в ИСО 10006. Безусловно, планирование и контроль времени - важнейшие составляющие любого проекта. Но, на наш взгляд, соответствующие действия должны быть "встроены" в каждый процесс.

    В-третьих, непонятно перемещение в ИСО 10006 процессов, связанных с закупкой, на последнее место в последовательности процессов изготовления продукции (п. 7.8). В то время как в ИСО 9001 "Закупка" (п. 7.4) идет логично непосредственно за "Проектированием" (п. 7.3).

    В-четвертых, к сожалению, в разд. 7 ИСО 10006 ("Изготовление продукции" ()), в котором подробно рассматриваются действия по подготовке и обеспечению проекта, отсутствует раздел, посвященный собственно выполнению проекта.

    В частности, один из минусов ИСО 10006 - недостаточное внимание к процессам, результаты которых нельзя проверить посредством последовательного мониторинга или измерения. Поскольку любой проект - это процесс, недоработки которого становятся очевидными только после начала использования продукции этого проекта.

    В-пятых, к недостаткам ИСО 10006 следует отнести отсутствие отдельного раздела (процесса), посвященного внутреннему аудиту, так же как п. 8.2.2 в ИСО 9001. Правда, в ИСО 10006 аудит упоминается в нескольких пунктах. О внутреннем аудите говорится лишь в п. 5.2.7 "Постоянное улучшение", кроме того, в ИСО 10006 подчеркивается, что он "дополняет руководящие указания ИСО 9004", где внутреннему аудиту уделено достаточно внимания. Однако отсутствие отдельного процесса и рекомендаций в отношении внутреннего аудита при проектировании наносит ущерб цельности данного стандарта.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Нам уже приходилось отмечать, что после появления стандартов ИСО серии 9000 не было объективной необходимости разрабатывать "отраслевые" международные стандарты в области менеджмента (автомобильной, медицинской, нефтяной и газовой промышленности, образования, муниципального управления и т.д.) . Принципы стандартов ИСО серии 9000 универсальны. Во введении к ИСО 9001 есть достаточно четкая запись: "Организация может приспособить свою существующую систему менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего международного стандарта". И организации "приспосабливают" - вряд ли можно найти в мире две абсолютно идентичные системы менеджмента. Это означает, что никто не мешал и не мешает предприятию, руководствуясь только требованиями ИСО 9001, установить к своей системе менеджмента и те требования или рекомендации, которые сформулированы в том числе и в ИСО 10006.

    Однако сегодня вопрос следует рассматривать шире. Из специальной литературы по экономике, в частности, известно, что основной вопрос экономики, по сути, состоит из трех частей: что следует производить? как следует производить? как распределить результаты труда?

    Нетрудно заметить, что эти вопросы вытекают из необходимости удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон в условиях ограниченности ресурсов. Степень данного удовлетворения и есть качество. Именно (!) эти три вопроса составляют сущность менеджмента качества.

    Другими словами, если понимать качество так, как его рассматривают стандарты ИСО серии 9000, - именно как степень удовлетворения требований всех заинтересованных сторон, - то очевидно, что качество - основной предмет (проблема, тема) экономики. В свою очередь, менеджмент качества - сердцевина (ядро, квинтэссенция) экономики.

    Отсюда следует, что проект, цель которого - отличное качество как высокая степень удовлетворения требований всех заинтересованных сторон, является основным (единственным изначальным) проектом любой организации - и производственного предприятия, и медицинского, и образовательного учреждения, и городской администрации, и государства.

    Проектирование системы менеджмента качества как подготовительный этап ее сертификации

    10.1. Основные положения проектирования системы менеджмента качества

    10.2. Состав стадий и этапов создания системы менеджмента качества

    Общеизвестно, что наиболее результативным инструментом создания и внедрения систем МК является организационное про­ектирование. Оно пригодно как в условиях планово-рас­пределительного хозяйствования, так и в рыночной экономике.

    Свое развитие организационное проектирование получило от технического проектирования. Однако у технического и органи­зационного проектирования наряду со многими общими черта­ми (особенно в процедурном отношении) имеются свои особен­ности, а в содержательной части они существенно отличаются друг от друга. Важнейшее различие состоит в том, что организа­ционным проектированием охвачены не детали, узлы и ком­плексы технических устройств, а такие элементы, как управлен­ческие и производственные функции, производственные и орга­низационные структуры, технология управления, трудовые про­цессы, методы, информация и т.п., т.е. главное их различие за­ключается в объектах проектирования.

    Проектирование позволяет охватить практически все сторо­ны работы и отношений на предприятии, что дает возможность реализовать системный подход при организации и совершенст­вовании любого элемента, подсистемы или системы. Результа­том проектирования является разработка проекта и комплекса мероприятий по его внедрению.

    ♦ Таким образом, организационное проектирование представляет собой специфический вид деятельности, заключающийся в разра­ботке и внедрении проектов создания и совершенствования эле­ментов, подсистем и систем управления с целью повышения эф­фективности их функционирования. ♦

    В последние десятилетия организационное проектирование как инструмент зарекомендовало себя положительно. Подтвер­ждено использование системного подхода в оргпроектировании как объективной необходимости, обусловленной возрастанием объемов производства, сложности продукции, технологии про­изводства и других элементов систем. Процесс организационного проектирования систем УК, удовлетворяющих требованиям ныне действующих стандартов на УК, в общем случае и традиционно можно разделить на ряд последовательных стадий:

    Предпроектную;

    Проектную;

    Реализации (внедрения) и совершенствования, включая сертификацию.

    Каждая стадия имеет определенные этапы. Их конкретный состав зависит от тех условий, в которых разрабатывается и реа­лизуется тот или иной проект создания системы. Применитель­но к национальному хозяйству России это может осуществлять­ся в условиях:



    Функционирования на предприятии системы МК, но ко­торую необходимо привести в соответствие с современны­ми требованиями (ныне ГОСТ Р ИСО 9001-2001);

    Отсутствия на предприятии системы МК, т.е. необходимо на действующем предприятии, не имеющем оформленной системы, создать современную систему МК;

    Формирования нового предприятия из числа действующих при их укрупнении или разукрупнении, т.е. необходимо создать систему МК с учетом имеющейся базы в области качества на ранее функционирующем предприятии;

    Строительства нового предприятия, т.е. необходимо соз­дать совершенно новую систему МК без какой-либо кор­поративной преемственности и имеющихся традиций. Очевидно, что в данный период наиболее распространенны­ми являются первое и второе условия.

    Оргпроектирование системы МК - важнейший инструмент ее исследования. В общем случае при системном подходе иссле­дованию последовательно подвергаются три основных компо­нента (рис. 10.1):

    (1) объект социальной организационно-экономической системы предприятия - производственная система ка­чества - во взаимосвязи с внешней средой;

    (2) подсистема управления социальной организационно-эко­номической системы предприятия - система управления качеством - во взаимосвязи с внешней средой;

    (3) социальная организационно-экономическая система пред­приятия в целом и внешняя среда, их взаимосвязи.

    Создание систем менеджмента качества — процесс трудоемкий и ответственный. Разработка систем менеджмента качества предприятий и организаций в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 является не самым легким, но одним из наиболее надежных путей обеспечения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, необходимым условием деятельности организации в рамках международного сотрудничества. Число сертифицированных компаний в мире составляет более 400 тысяч, в России же чуть более тысячи предприятий получили сертификаты соответствия на системы качества.

    Продолжительность периода разработки СМК и подготовки предприятия к сертификации системы качества зависит от численности работающих, специфических особенностей предприятия, степени первоначальной подготовки персонала и составляет ориентировочно 1 – 2 года. При этом необходимо иметь ввиду, что от момента введения СМК в действие (либо после введения в действие всей документации СМК) до подачи заявки на сертификацию должно пройти не менее 2 месяцев, поскольку СМК будет функционировать уже в полную силу и все недоработки, «болезни» системного характера проявят себя «во всей красе». Задача специалистов предприятия на этом этапе – устранить все недоработки, осуществить необходимые корректирующие и предупреждающие действия для устранения их причин, в том числе внести необходимые изменения в документацию СМК и практику работы персонала. Эксперты, принимающие участие в сертификационном аудите, обращают пристальное внимание на то, поддерживается ли СМК в рабочем состоянии, т.е. выполняются ли требования, установленные во внутренних документах СМК, своевременно ли проводятся изменения в документацию. Отсутствие каких-либо изменений в СМК в период после введения ее в действие (даже если это кратковременный период – 2-3 месяца) невольно свидетельствует о том, что СМК существует только на бумаге, для комиссии, а предприятие работает совсем по другим правилам.

    Основными этапами являются:

    – проведение оценочного аудита действующей в организации СМК с целью определения степени ее соответствия требованиям стандарта ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001);

    – обучение различных категорий персонала организации вопросам обеспечения качества на основе стандартов ИСО серии 9000;

    – по разработке СМК и подготовке ее к сертификации и программы по документированию СМК;

    – разработка документов СМК, реализация плана мероприятий;

    – обучение внутренних аудиторов;

    – проведение внутренних аудитов, осуществление корректирующих и предупреждающих мероприятий;

    – проведение предсертификационного аудита СМК, осуществление корректирующих и предупреждающих мероприятий;

    – подача заявки на сертификацию СМК в орган по сертификации систем качества.

    Отдельные этапы этой работы могут выполняться параллельно (например, обучение персонала и разработка плана мероприятий).

    На предприятии должны быть специалисты, прошедшие подготовку: по вопросам обеспечения качества на базе стандартов ИСО серии 9000 (менеджер по качеству, кандидат в эксперты по сертификации систем качества, ведущий аудитор систем качества или др. — как минимум один человек), аудиторы по внутренним проверкам (их число зависит от размеров предприятия – чем больше подразделений, служб, тем больше требуется аудиторов, но как минимум их должно быть двое), также прошедшие специализированное обучение. Кроме того, обучение по вопросам обеспечения качества должен пройти в той или иной степени весь персонал предприятия — обычно это обучение проводится консультантами или силами своих специалистов, прошедших обучение в сторонних организациях и имеющих соответствующий документ. Для эффективного ведения работ по разработке СМК 20-30 % персонала предприятия (от общей численности) должны пройти обучение по вопросам менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000, остальной персонал должен быть обязательно проинформирован о том, что на предприятии ведется разработка СМК (с чем это связано, какие изменения происходят в связи с этим и т.д.). Обучение может проводиться как в сторонних организациях, так и непосредственно на предприятии (что менее затратно и более эффективно).

    На начальном этапе проблема заключается в интерпретации требований стандарта применительно к предприятию (необходимо понять, что требует стандарт и как эти требования можно реализовать на предприятии).

    Наиболее трудоемким этапом является разработка документации СМК. Стандарт ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) требует, чтобы СМК была документирована (т.е. описана) в ряде документов СМК:

    – заявления о политике и целях организации в области качества;

    – руководство по качеству;

    – шесть документированных процедур (Управление документацией; Управление записями; Управление несоответствующей продукцией; Внутренние аудиты; Корректирующие действия; Предупреждающие действия);

    – документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими (цели подразделений в области качества, документация по процессам СМК, положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты предприятия, инструкции и т.д.).

    При этом необходимо учитывать, что стандарт не устанавливает требований к тому, насколько подробными должны быть эти документы, каким образом их надо оформлять. Предприятие само определяет и степень подробности документов (в зависимости от опыта и квалификации персонала, степени риска при выполнении работы и др.), и форму документов (текстовый документ или документ в виде блок-схемы, матрицы ответственности и т.д.), главное, чтобы в этих документах были учтены все требования стандарта, они были понятны персоналу и удобны для пользования.

    Стандарт требует обязательного выполнения всего, что записано в документах СМК (т.е. необходимо не только определить каким образом выполнять ту или иную работу, но и делать все именно так, как это написано). В связи с этим все работы по разработке в организации СМК в целом и по разработке документации в частности должны выполнять непосредственно работники данной организации (начиная от подготовки плана разработки СМК и заканчивая разработкой общесистемных документов СМК, документацией по отдельным видам работ, проведением внутренних аудитов и др.), поскольку только они могут описать выполняемые работы с учетом всех особенностей организации, сложившегося распределения обязанностей и т.д., и именно им же и придется выполнять все написанное. Разработку общесистемных документов (руководство по качеству, документированные процедуры) обычно осуществляет служба качества (специалист по качеству), документы по процессам СМК и конкретным направлениям деятельности разрабатывают руководители соответствующих подразделений. Только в этом случае документация отражает реальное положение дел и СМК в целом является жизнеспособной. Разработка документации СМК консультантами или только службой качества (без привлечения специалистов по соответствующим направлениям деятельности) нецелесообразна и неэффективна. Иногда консультанты могут передать предприятию макеты отдельных документов СМК в качестве справочного материала. В отдельных случаях (например, когда исполнитель работ не имеет навыка и способностей к разработке документов) документ может быть разработан консультантом, но в этом случае консультант должен выяснить у исполнителя все подробности и особенности выполняемой работы, ознакомиться со всеми записями, которые ведутся по ходу выполнения работы, с документами, которые необходимы для выполнения работ и т.д., т.е. консультант должен четко представить себе все действия исполнителя. Написанный таким образом документ обязательно должен быть «одобрен» непосредственным исполнителем работы и, при необходимости, откорректирован. Такой подход к написанию документов СМК является очень трудоемким и к нему прибегают в исключительных случаях.

    2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

    Организации, которым не удается обеспечить требуемый уровень качества товаров, услуг, несут высокие затраты и подвергают свой бизнес значительному риску. Чтобы удовлетворить покупателей и быть конкурентоспособными, руководству организации необходимо изыскивать наименее затратные пути непрерывного улучшения качества продукции. Хотя создание системы управленческого учета затрат на качество внутреннее дело каждой организации, в состав такой системы следует включать общие элементы. Это:

    – принципы учета затрат на качество продукции;

    – классификацию указанных затрат в целях принятия решения управления ими;

    – методики учета затрат на качество с использованием различных подходов;
    – методику учета брака в разных системах калькулирования с целью управления несоответствующей продукцией.

    Д. Кампанелла дает следующее определение затрат на качество: Затраты, связанные с качеством, или цена качества, представляют собой разность между фактической себестоимостью продукции или услуги и ее возможной стоимостью, определенной при условии отсутствия случаев предоставления услуг, не соответствующих стандарту, или возникновения дефектов, выявляемых в процессе изготовления или после поставки продукции потребителям [ 3 ].

    Наиболее известная система классификации затрат на качество (quality costs) подразделяет их на четыре категории. Состав и структура затрат, сгруппированных по такому признаку, впервые была предложена американским ученым в области качества А. Фейгенбаумом. Коротко перечислим их.

    Превентивные затраты, или затраты на предотвращение несоответствия качеству (prevention costs). Это расходы, понесенные на то, чтобы выпуск продукции соответствовал стандартам качества. К превентивным затратам можно отнести: планирование качества; контроль технологического процесса; проектирование аппаратуры, применяемой для получения информации о качестве; работа с кадрами по обучению методам обеспечения качества; обучение и сертификация поставщиков с тем, чтобы они поставляли бездефектные детали и материалы и обеспечивали лучший, более надежный, дизайн продуктов.

    Затраты на оценку качества (appraisal costs). Затраты, понесенные для того, чтобы удостовериться, что продукты удовлетворяют требованиям внутренних и внешних потребителей. К таким затратам можно отнести: проведение испытаний и приемочный контроль материалов; лабораторные приемочные испытания и измерения; технический контроль; самоконтроль (проверка качества продукции самими работниками); аттестация качества продукции сторонними организациями; техническое обслуживание и проверка аппаратуры, применяемой для информации о качестве; испытания в условиях эксплуатации.

    Затраты при внутреннем обнаружении качественного несоответствия (internal failure costs). Затраты, понесенные в том случае, когда производственный процесс выявляет дефектный компонент или продукт, прежде чем он будет отгружен внешнему потребителю. Пример таких затрат: стоимость утилизации дефектной продукции (брака), переделок, повторных проверок и испытаний дефектной продукции; затраты на анализ применяемых материалов; потери от уценки дефектных изделий.

    Затраты при внешнем обнаружении качественного несоответствия (external failure costs). Затраты, понесенные в том случае, когда клиенты обнаруживают дефект. К таким затратам можно отнести: расходы на удовлетворение претензий потребителей, включающие техническое обслуживание изделий на месте эксплуатации; замену дефектных изделий; затраты на переделку или замену; расходы по гарантийным обязательствам; убытки, связанные с отзывом продукции, поставленной потребителям.

    Предотвратить дефекты намного дешевле, чем выявить и устранить их после того, как они имели место.

    Рассмотрим также современные модели, описывающие затраты, связанные с качеством. На рис. 1 представлена модель, предложенная А.В. Орешиным [ 4 ].


    Рис.1. Классификация затрат на качество

    Как видим, затраты, связанные с качеством продукции, включены в различные секции.

    Секция А. Затраты на предотвращение несоответствий:

    – стоимость предупреждающих мероприятий;

    – стоимость обучения персонала;

    – затраты на развитие бизнеса;

    – стоимость внедрения системы менеджмента качества (СМК);

    – стоимость разработки продукции.

    Секция Б. Затраты на оценку качества:

    – затраты на оценку качества закупаемой продукции, материалов, услуг (входной контроль);

    – затраты на проверку в ходе производства (инспекции);

    Секция В. Прямые внутренние затраты:

    – затраты на ошибки при проектировании продукции;

    – затраты на ошибки при закупке;

    – затраты на ошибки в процессе производства.

    Секция Г. Непрямые (скрытые) внутренние затраты:

    – ошибки менеджмента;

    – потери (затраты) из-за неправильного (несоответствующего) использования активов и собственности организации;

    – затраты на исправление ошибок, связанных с маркетинговыми исследованиями;

    – затраты на исправление ошибок административного персонала;

    – затраты из-за неэффективности производства;

    – затраты, связанные с ошибками в процессе планирования/производства.

    Секция Д. Прямые внешние затраты:

    – стоимость неудовлетворения (жалоб) заказчика;

    – затраты по гарантии;

    – затраты на отзыв продукции;

    – прочие затраты по обязательствам перед заказчиком;

    – затраты на штрафы и неустойки.

    Секция Е. Непрямые (скрытые) внешние затраты:

    – потери из-за недостаточного объема выпускаемой продукции;

    – потери из-за низкого качества продукции по сравнению с конкурентом;
    – снижение продаж из-за потери репутации на рынке.

    Особенность внедрения данной модели в том, что следует учитывать стиль менеджмента и специфику производства каждой организации. Для практического решения вопросов организации учета затрат на качество можно использовать классификацию затрат на производство. Э.В.Минько и М.Л. Кричевский предлагают следующую классификацию расходов на качество, складывающуюся из пяти групп затрат (см. рис. 2).


    Рис. 2. Классификация затрат на качество

    Первая группа характеризует потери, связанные с появлением дефектов продукции (это неисправимый брак, расходы на переработку, исправление дефектов продукции, на повторные испытания, затраты на ремонт и т.п.).

    Вторая группа затраты на выполнение контроля, проведение анализа, сбор данных о качестве, расходы на метрологическое обследование.

    В третью группу включаются затраты на мероприятия по предупреждению появления дефектов (техническое обеспечение оборудования, повышение квалификации кадров и др.).

    Четвертая группа это расходы, связанные с улучшением качества продукции и продвижением ее на рынок, т.е. на совершенствование качества.

    Пятая группа определяет обязательные расходы, которые за последние годы существенно возросли. К ним относятся затраты по сертификации продукции, по оплате разработки и оценки систем качества на предприятии, расходы на предоставление потребителю доказательств соответствия продукции требованиям на нее.

    Рассмотренная классификация по сути аналогична той, что предложена А. Фейгенбаумом, однако по форме она более конкретна. Это проявляется в том, что затраты на обеспечение и на совершенствование качества выделены в отдельные группы. Данная классификация напоминает ту, что рекомендована международным стандартом ИСО 9004-87. Согласно этому документу затраты подразделяются на производственные и непроизводственные.

    Производственные делятся на три категории:

    – затраты на предупреждение возникновения дефектов;

    – затраты на контроль и оценку качества продукции;

    – затраты, обусловленные выпуском дефектной продукции.

    Непроизводственные затраты не связаны с производством продукции и делятся на четыре категории:

    – затраты на подтверждение качества и предоставление потребителю объективных дополнительных доказательств качества;

    – затраты на испытание специфических характеристик продукции в сторонних специальных организациях;

    – затраты на демонстрационные испытания рекламного характера;

    – затраты на сервисное обслуживание.

    Кроме выше представленных классификаций существуют и другие, но ни один из вариантов классификации затрат в управленческом учете не может рассматриваться в качестве эталонного. Идеальных подходов к классификации затрат, применяемых во всех случаях жизни, не существует. В разных хозяйственных ситуациях при принятии решений необходима различная информация о затратах. Именно поэтому одним из принципов управленческого учета является принцип различной классификации затрат для различных целей управления.