Кто отменил выкупные платежи крестьян. Выкупные платежи в россии. Выкуп земли удельными и государственными крестьянами

19 февраля 1861 года Александр I подписал " Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", включавшее в себя 17 законодательных актов и получившее силу закона. В этот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян. Все это было обнародовано через две недели. В соответствии с Манифестом все крепостные крестьяне отныне получали личную свободу и гражданские права. Они могли заключать различные имущественные и гражданские сделки, открывать собственные предприятия в торговле и промышленности, переходить в другие

сословия, уезжать в другие населенные пункты страны, вступать в брак без согласия помещика и т.д. В стране устанавливалось выборное крестьянское самоуправление сельские и волостные сходы (собрания), где избирались сельские старосты и волостные старшины. Вводился волостной крестьянский суд по имущественным искам и нетяжким преступлениям. По решению суда крестьяне могли сами распределять между собой общинные земли, устанавливать очередность и объем повинностей и т.д. Весь процесс освобождения крестьян включал в себя следующие процедуры. По закону за помещиками признавалось право собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую, которую те ранее обрабатывали в качестве своих наделов. Крестьяне получали наделы не в собственность, а в пользование, взамен за отработку повинностей (оброка и барщины) до полного выкупа земли у помещика. Не получали землю дворовые крестьяне, крестьяне, переведенные на месячину, рабочие вотчинных мануфактур, крестьяне южного берега Крыма. Крестьяне не имели Права отказаться от надела, но выкуп земли мог осуществиться только "по соглашению сторон", то есть по желанию помещика. В большинстве районов России, которых коснулась аграрная реформа (а это происходило лишь в тех губерниях, где было помещичье землевладение), земля переходила от помещиков не к отдельному крестьянскому хозяйству, а сельской общине в целом, где и производилось распределение наделов между крестьянскими дворами по количеству душ мужского пола. В пределах общины крестьяне не являлись собственниками земли, а лишь ее временными пользователями. В соответствии с законом крестьяне стали в значительной мере зависимыми от сельской общины, без согласия которой они не могли свободно распоряжаться своими наделами, уйти из деревни. Провозглашенное в Манифесте право выбора хозяйственной деятельности в течение многих лет сводилось на нет необходимостью отрабатывать повинности в пользу помещиков за пользование наделами. Общинная форма землепользования служила явным тормозом на пути прогресса, сдерживала процесс дифференциации крестьянских хозяйств и проникновения рыночных отношений в деревню. Вся территория Европейской части России была поделена на три природно-экономические полосы нечерноземную, черноземную и степную. Это было сделано для того, чтобы определить нормы крестьянских наделов. В черноземной и нечерноземной полосах были установлены "высшая" и "низшая" норма, причем последняя составляла треть "высшей" нормы. В степной полосе устанавливалась одна норма "указная". Предполагалось, что если у крестьян размеры наделов будут меньше низшей нормы, то им прирежут часть помещичьей земли. Но на практике это случалось крайне редко. Чаще всего было так, что помещики под любыми предлогами отрезали излишки земли от наделов так называемые "отрезки". Наделы могли подвергаться и дальнейшему уменьшению, если в распоряжении помещика оставалось меньше трети всей земли имения (в степной полосе менее половины). При согласии крестьян они могли получить только одну четверть высшей нормы надела, но без выкупа, так называемый "дарственный надел". Такие наделы получили свыше 500 тыс. крестьян, в основном, в Поволжье, на Украине. В результате этого процесса после реформы у крестьян оказалось в пользовании земель меньше, чем до 1861 года. Крестьяне потеряли от своих наделов в виде "отрезков" свыше 20% земель, а в наиболее плодородных черноземных губерниях, где земля была особо ценной, у крестьян отрезали до 30-40% от площади наделов. Причем отрезались самые ценные и необходимые для крестьян угодья: сенокосные луга, выпасы и водопои для скота и т.д. А за пользование этими угодьями крестьяне были вынуждены платить помещикам дополнительную арендную плату. К тому же землепользование крестьян устанавливалось с чересполосицей, то есть чаще всего крестьянские наделы чередовались с помещичьими, что создавало дополнительные неудобства. Кроме того, по закону крестьяне были лишены лесных угодий, которые оставались собственностью помещиков. Выкуп крестьянских наделов также происходил в пользу помещиков. Основное условие определения размеров выкупных платежей заключалось в том, чтобы и после реформы помещикам был обеспечен такой совокупный доход, который они имели до 1861 года.

Суммы выкупных платежей для подавляющей части крестьян оказались просто колоссальными, и они не могли сразу их погасить. Поэтому правительство пошло на такой шаг: крестьяне, получившие полный надел, выплачивали непосредственно помещику (сразу, в рассрочку или путем отработки повинностей) 20% всего выкупа. После этого все отношения крестьян с бывшим помещиком формально заканчивались. Оставшиеся 80% суммы выкупа помещикам возмещало государство в форме ценных бумаг под 5% годового дохода. Эту 80%-ную сумму крестьяне должны были выплатить государству в течение 49 лет7. Следует подчеркнуть, что и 20% от выкупных платежей для крестьян были огромной суммой. Выплата их затянулась на многие годы. И до полной уплаты выкупа крестьяне находились на временнообязанном положении, то есть они были обязаны выполнять барщину или выплачивать оброк по установленным нормам примерно 8-12 руб. в год. Через 20 лет было принято решение завершить выкуп в обязательном порядке всем оставшимся временнообязанным, а таких было примерно 15% бывших крепостных крестьян. И лишь в 1907 году выкупные платежи были полностью отменены. К этому времени крестьяне выплатили сумму почти в три раза больше установленной по первоначальным расчетам свыше 1,5 млрд. руб. Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была резко негативной. В 1861 году по стране прокатилась волна крестьянского протеста против условий, на которых их отпускали на волю. Крестьяне не могли понять, почему еще на два года они остаются в прежнем подчинении у помещиков, отрабатывая барщину или выплачивая оброки.

Долгие десятилетия крестьяне оставались в тисках отработок повинностей и выкупных платежей помещикам и правительству, оставаясь при этом неполноправным сословием. Вместе с тем, отмена крепостного права явилась прогрессивным шагом. Она способствовала развитию новых экономических отношений не только в деревне, но и во всем народном хозяйстве страны.

Выкупная сделка - это в истории нашей страны понятие, относящееся к отмене крепостного права. В середине XIX века Россия проиграла Крымскую войну. Одной из причин этого поражения, как думал новый император Александр Второй, являлось низкое социально-экономическое и техническое развитие.

Главная проблема, которую надо было решить, - отмена крепостного права.

Нарастание социального напряжения в обществе

Задолго до реформы, которая и ввела понятие «выкупная сделка», в стране нарастало социальное напряжение. Страна активно развивалась по капиталистическому сценарию, многие купцы и промышленники начали богатеть. Помещики, которые до сих пор жили за счет крестьянских оброков, начали спускаться вниз по иерархической лестнице. Земля с крестьянами уже не давала доходов и высокого социального положения как ранее. Некоторые помещики нечерноземных земель часто отпускали крестьян за денежный оброк. Помещики же черноземных земель были лишены и этого: крестьяне отказывались уходить на заработки и предпочитали отрабатывать барщину. Естественно, что при кризисе натурального традиционного хозяйства в период развития фабричного капитализма это не приносило прибыли. Многие помещики в одностороннем порядке стали требовать оброк в денежной форме, а крестьяне просто не знали, где достать нужные суммы.

Император Александр Второй понимал все эти проблемы. Ему принадлежит фраза, ставшая крылатой: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Она била в самое сердце помещикам: у многих на подсознательном уровне сидел страх «пугачевщины». Дворяне - образованный народ, они всегда хорошо помнили уроки истории.

Цель реформы

Для подготовки будущей реформы создавалась редакционная комиссия. Будущий манифест об отмене крепостного права не должен был вызвать революции и крестьянских бунтов. Поэтому он должен выполнять сразу несколько задач: дать свободу крестьянам, не навредить помещикам, не быть затратным для государства. Другими словами, выполнять невыполнимое. Для этого и была придумана выкупная сделка, которая, скорее, ограбила крестьян, нежели дала им реальную свободу.

Знаменитая крылатая фраза В. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда» лучше всего бы подошла при описании данной реформы.

Отмена крепостного права и выкупные платежи

Манифест 19 февраля 1861 года освобождал крестьян. Хотя понятие «освобождал» здесь условное. Крестьянам давалась личная свобода, но они должны были возместить убытки помещиками, связанные с потерей оброка.

До реформы каждый крестьянин должен был платить примерно 10 рублей в год. Цифры колебались в зависимости от местоположения. Банковский депозитный процент на момент принятия Манифеста составлял 6% годовых. Крестьяне должны были внести такую сумму, которая при размещении ее в банк должна была давать 10 рублей в год в качестве процентов. Конечно, инфляцию и прочие сложные макроэкономические показатели в расчет не брали. Таким образом, отмена крепостного права только улучшала положение помещиков: теперь они получали оброк реальными деньгами в банке, что значительно упрощало им жизнь. Мы подошли к тому, что такое выкупная сделка.

Первые в России ипотеки

Крестьяне фактически выкупали свою свободу. Суммы были огромные для бывших холопов. Для этой цели государство выдавало ссуду. Придумали то, что сегодня называется ипотекой: огромный долг перед государством крестьяне должны были отдавать в течение 49 лет по 6% в год. Фактически переплата составляла около 300%. Т.е. государство не только упрощало жизнь помещикам, но и извлекало прибыль.

Государство «временнобязанных»

Вышеперечисленные кабальные условия - это еще не все сюрпризы, которые приготовило государство: ссуда, выдаваемая на 49 лет, шла помещикам в объеме 80% от необходимой. Остальные 20% должны были вернуть сами должники. Крестьянина, который до совершения выкупной сделки оставался у помещика, называли «временнообязанный». Произошла парадоксальная ситуация: холопы стали должны и помещику, и государству. Их положение значительно ухудшилось: ранее они принадлежали помещику, и те несли за них ответственность, теперь же они получили «свободу» и сами должны были выживать в тех грабительских условиях, в которые их кинуло государство. До реформы помещик хоть и называл холопов «говорящими орудиями», но считал их своими, заботился о них. Теперь «временнообязанный» становился «свободным», поэтому с него необходимо «выжать» как можно больше средств.

Итоги

Выкупная сделка крестьян в ходе реформы по отмене крепостного права - грандиозная афера, которую государство провернуло с собственным народом. Помещики получили суммы за потерю земельных наделов, которые в несколько раз превышали их реальную рыночную стоимость. И это при условии, что продать наделы было практически невозможно. Сами крестьяне всю жизнь должны были отрабатывать свою свободу, их положение только ухудшилось. Однако массовых протестов не было: многие жили ради свободы будущих поколений, понимая, что сами они ее не увидят.

§ 21. Великая реформа 1861 г. и выкупные платежи.

Но уменьшение дворянских земельных богатств, как таковое, еще не говорить о том, что экономическая мощь дворянского землевладельческого класса падает, если оно сопровождается переходом в дворянские руки огромных денежных капиталов, и доход от земельной ренты заменяется процентом на полученный капитал. Действительно, в руки дворянства после 1861 г. перешли и переходят огромные суммы. Те самые земли, которые ушли и уходят из рук дворянства, уходят не даром, т. к. они; превращались и превращаются в деньги. Во-первых, как известно, за земли, отошедшие от помещиков к крестьянам при освобождении, владельцы их получили выкуп. Далее, во-вторых, дворянские земли, продаваемые их владельцами, дали и дают приток в их руки тоже огромных денег, которые, благодаря деятельности Крестьянского Банка и ненасытной крестьянской нужде в земле, сильно, вздувается. Наконец, в-третьих, в руки дворянства же, перешли огромные капиталы, занятые им в разных земельных банках под земельные владения и все эти капиталы, данный общественный класс, если он действительно жизненный, тоже может пустить в оборот и “на деньгах наживать деньгу”.

Посмотрим, что говорят цифры о притоке денег “в собственность землевладельческого класса”, во-первых, о выкупных платежах, во-вторых, о займах, сделанных гг. дворянами под залог своей земли, т. е. о задолженности дворянского землевладения, в-третьих, о капиталах, перешедших в руки вымирающего сословия посредством продажи земли.

Накануне освобождения по десятой ревизии числилось к 1 января 1858 г. всех дворян землевладельцев свыше 103.000 чел., из которых было больше одной трети, - а именно 41.000 таких, у которых насчитывалось крепостных крестьян не больше как по 20 душ; помещиков крупных во всей России было всего лишь 1.400 чел., у которых в полном их владении было более 3.000.000 душ. Как известно, освобождение крестьян было решено с землей, которую, как известно, им не дарили, а перевели на выкуп. Впрочем, далеко не все крепостные были освобождены с землей. Во-первых, было решено всех дворовых освобождать без всякой земли. Это составляло, по ревизии 1858 г., 720.000 душ. Во-вторых, по почину воронежского губернатора, князя Гагарина, который предложим правительству “даровать помещикам право освобождать крестьян целыми селениями без условий”, т. е. не требуя с них никакого выкупа, но и без всякой земли, или с самым маленьким “дарственным наделом”, образовался особый разряд крестьян “дарственников”, получивших даровые наделы. То, о чем писал князь Гагарин в своей записке, как известно, стало законом, и по “Положению” 1861 г. помещик мог, по “добровольному” соглашению с крестьянами, подарить им часть их надела, включая усадебную оседлость, но с таким расчетом, чтобы этот дарственный надел был не меньше одной четверти того размера для наделов, какой указан в законе. За это, как известно, крестьяне дарственники должны были отказаться от своих прав на остальную землю, - ту, которую они обрабатывали до 1861 г. На даровой надел вышло около 640.000 душ бывших помещичьих крестьян. Таким образом, 640.000 дарственников и 720 тыс. бывших дворовых, а всего 1.360.000 ревизских душ было освобождено в 1861 г. без земли или с ничтожным даровым наделом. Остальные помещичьи крестьяне за свой надел должны были выплачивать выкуп.

Посмотрим теперь, какие суммы должны были перейти к землевладельческому классу, благодаря освобождению крестьян. За землю, от них отошедшую, они должны были получить выкуп, по расценке, сделанной правительством совместно с ними, и ими же произведенной. Земля эта была оценена в 897 миллионов, но так как крестьяне не могли уплатить все эти деньги сразу, то правительство взяло на себя расплату с собственниками, крестьянам же сделало рассрочку, разложив уплату этих миллионов на 49½ лет. Но и рассрочку эту крестьяне получили не даром, а из 5% годовых. Кроме того, крестьяне должны были платить небольшой процент погашения и оплачивать ведение дела. Вот самая суть выкупа. Некоторый детали его и самый ход дела видны из нижеследующего.

Освобождение крестьян и связанная с ним выкупная операция в экономической истории России имеет столь огромное значение, что на этом нельзя не остановиться, т. к. ею не только характеризуется социальное значение данного общественного класса и его историческая роль, но и объясняются в значительной степени все позднейшие исторические события. Как известно, крестьяне в течение 45 лет (1861‑1906 г.) выкупали свои земли не только от землевладельцев дворян, но и от других собственников, а именно уделов и казны. Вся выкупная операция, к моменту своего наибольшего развития достигла следующих размеров.¹*

Выкупная операция состояла в следующем: для выкупа земли, поступавшей в пользование крестьян по уставной грамоте, правительство выдавало помещикам выкупные ссуды в размере ⅘ того оброка, какой владельцы получали со своих крестьян до освобождения, капитализированного из 6%, при полном наделе, и в размере ¾ при наделе не полном. Правительство выдавало помещикам эту ссуду на руки разного рода процентными бумагами, обязательствами, приносящими от 5 до 5½% роста, крестьяне же должны были выплачивать свой долг за отошедшую к ним землю не в руки помещикам, а казне, и эти-то уплаты их и называются “выкупными платежами”. Крестьяне уплачивали их ”взамен следовавшего помещику за эту землю оброка, по 6 коп. за каждый рубль назначенной правительством ссуды, впредь до погашения оной” (стр. 113 “Положения о выкупе”). Другими словами, казна от себя рассчитывалась с помещиками и крестьянами в их платежах, от себя же делала крестьянам рассрочку, но за эту рассрочку с них же шел и процент: из этих 6 копеек пятачок составлял оплату роста (5% на рубль), процент на капитал, уже полученный от казны помещиками в виде процентных бумаг, затем ½ копейки с рубля назначались на погашение крестьянского долга, а остальные ½ копейки взимались на покрытие расходов по управлению, а также “особых расходов и потерь” (статья 143), т. е. на вознаграждение чиновников, ведавших выкупным делом. Срок погашения устанавливался для крестьян 49‑летний. Из этого видно, что, кроме тех денег, каких стоила земля, крестьянин должен был платить еще, кроме того 5½%, которые и шли, во 1‑х, владельцам процентных бумаг, которыми правительство рассчиталось с помещиками, т. е. собственникам денежного капитала, и, во 2‑х, чиновникам. Капиталисты получали с них доход под видом процента на бумаги, чиновники - под видом жалования. Но и это еще не все. Кроме выкупных платежей, крестьяне первое время должны были во всех случаях выплачивать еще ежегодно, до выхода на выкуп, в виде оброка или же отработкой помещикам (издельная повинность) еще некоторую сумму, на 25% или на 33% превышающую годичный выкупной платеж, а затем, в некоторых случаях, в момент выхода на выкуп, кроме того и особую доплату, размер которой зависел от соглашения с помещиками. Общую сумму этих доплат мы совершенно не знаем³*, но они, наверное, были очень значительны. Их нужно прибавить к тем 1.574.000.000 руб., которые выплачены крестьянством в пользу землевладельцев, капиталистов и казны. Но гораздо важнее была та доплата, которую внесли крестьяне в виде оброка за годы, предшествующие выходу на выкуп. Сумма эта составляет не менее 527.000.000 руб., переплаченных, или, по крайней мере, подлежавших уплате со стороны крестьян, без всякого влияния на понижение их выкупного долга: этим путем крестьяне уплатили помещикам огромную сумму, составляющую более одной трети всех выкупных платежей за все время взимания последних.⁴* Всего крестьяне уплатили выкупных платежей или должны были уплатить оброка помещикам:

ПЯТИЛЕТИЯ

Внесено выкупных

Следовало уплатить оброку

Сумма выкупных и оброка

За пятилетие

В среднем за год

За пятилетие

В среднем за год

За пятилетие

В среднем за год

Эта таблица, составленная Д. И. Шаховским, дает наглядную картину всей суммы главных платежей бывших помещичьих крестьян за поступившую в их надел землю. Но это только цифры, выражающие первоначальный долг, в который еще не входят %. Всего было уплачено одними только помещичьими крестьянами своим бывшим владельцам (и это не считая оброка) 1.541.204.000 руб., - более полутора миллиарда. Кроме того, было еще внесено ими же за это время 24.156.000 руб. досрочного погашения. Таким образом, за землю, которая оценена в 897 миллионов крестьяне уплатили более 1.574.000.000 руб., т. е. почти вдвое. Часть этой суммы перешла к владельцам земли, помещикам, другая часть в государственную казну. Общая же сумма и выкупных и оброка вместе, за все время выкупа, составила более двух миллиардов рублей, крестьянством действительно и выплаченных из своего более чем скудного хозяйства. Хотя в законе и не было сказано, что крестьяне должны выкупать не только надельные земли, но и свои, дотоле крепостные души, - этой огромной суммой, заработанной трудом рук своих, они оплатили, как единогласно признает целый ряд исследователей, и выкуп земель, и выкуп душ. Оставляя пока в стороне крестьянские платежи капиталистам (5%) и чиновникам (½%), посмотрим, по какой расценке крестьяне покупали свою землю. Об этом позволяет судить следующая табличка, составленная А. Лосицким⁶* который сопоставил выкупную стоимость надела с обыкновенными продажными ценами на землю за годы 1854‑58 (до освобождения) и 1863‑72 (во время выкупа).

Из этого видно, что, для выкупа, наделы были расценены гораздо дороже, чем сколько они стоили в это время, как в черноземных, так и в нечерноземных губерниях, и вместо того, чтобы заплатить за земли в этих губерниях 180 и 284 миллиона рублей, крестьянам пришлось покупать ее за 684 миллиона (342 и 342).

Другими словами, крестьяне черноземных и нечерноземных губерний переплатили при освобождении в пользу землевладельцев-дворян 220 миллионов рублей. В губерниях черноземных закон о выкупе установил земельную цену на 57% дороже, чем какая стояла в 50‑х годах, а в губерниях нечерноземных - на 127% выше (т. е. более, чем в 2¼ раза). История крестьянской реформы показывает, какое участие сыграли в этом деле землевладельцы (например, кн. Гагарин, гр. Панин и др.), входившие в состав правительства того времени. Из этого видно, что закон, написанный при их участии и под их влиянием, принял интересы землевладельческого дворянства под свою защиту. Подобным же образом, произошла переплата и под видом процента за рассрочку крестьянам их выкупного долга. Как сказано, размер выкупных платежей был установлен в 6% этой преувеличенной расценки за земли (5% роста, ½% на погашение и ½% на расходы по ведению дела). Эти 6% и взимались с крестьян вместе с выкупными платежами. Но, говорит Д. Шаховской, “само правительство никогда не платило этих 5% за свои обязательства по выкупной операции”. Оно лишь напечатало процентные бумаги и гарантировало их. Правда, оно выпускало и 5% банковые билеты и другие обязательства, оплачиваемый тем же процентом, а на 90 миллионов выданы были даже обязательства из 5½%. Но зато, из всей суммы выкупного долга в 900 миллионов, около одной трети (315.000.000) были удержаны с помещиков на покрытие их прежних долгов разным кредитным учреждениям, а эти долги оплачивались не 5%, а только 4%, долг же в 5½% в 1891 г. был заменен 4% рентой, как и долг в 5% (за вычетом купонного сбора - 3,8%). Таким образом, выкупная операция оказалась не только доходной землевладельческому дворянству, но и правительству, в состав которого входило, особенно в верхних слоях его, главным образом оно же. Оказался чересчур велик и ежегодный полупроцентный платеж крестьян на расходы по ведению дела: в среднем, на эти расходы пошло не 0,5%, а всего лишь 0,05, т. е. в десять раз меньше того, что было взыскано с крестьян на это дело. Ежегодный избыток поборов в пользу чиновников, ведущих дела, над расходами, составлял круглым счетом 2.554.892 руб. в год. Значить, и здесь за все 15 лет было переплачено крестьянами более 38 миллионов. Часть этих денег ушла на уплату долга кн. Витгенштейна, другая в ссуду ”Обществу поземельного кредита”. Правда, от времени до времени выкупные платежи складывались с крестьян, но, сравнительно с общей суммой, эти скидки и сложения были незначительны. Лишь 3 Ноября 1905 г. явился манифест об отмене выкупных платежей, которая произошла, несомненно, под влиянием все меньших и меньших поступлений их от крестьян, экономическое положение которых после 1861 г. стало быстро падать под тяжестью этих же платежей. Так, например, в 1905 г. казна ожидала получить с быв. помещичьих крестьян 89,3 миллиона рублей, получено же было всего лишь 54,5, т. е. на 40% меньше. Стало очевидным даже для самих землевладельцев, что с выкупным бременем крестьяне, действительно, не в силах справиться, как это и признал еще в 1903 г. Шванебах, и 17 дней спустя после манифеста 17 Октября выкупные платежи были отменены. Но недоимки, накопившиеся на крестьянах за прошлые годы, отменены при этом все-таки не были и взыскиваются кое-где в пользу помещиков и казны и до сих пор. Так, еще в 1907 г. за быв. помещичьими крестьянами насчитывалось 22.395.000 руб. долга. В 1907 г, крестьяне уплатили выкупных платежей 507.600 руб. в 1910 г. - 720.000.⁷* Вышеизложенное показывает, какие суммы перешли за время 1861‑1906 годов под видом выкупных платежей, к землевладельческому дворянству. Посмотрим теперь, что дало освобождение крестьян другим собственникам.

В 1863 г. вышел закон о выкупе земли у крестьян удельных, к которым отошло от удельных владений 3.983.000 дес. в Европ. России, а всего около 4½ миллионов десятин. Первоначальная выкупная ссуда им была в 51 миллион рублей, но позднее понижена до 48.659.000 руб. Стоимость земли, отошедшей при этом к удельному ведомству, была ему немедленно уплачена казною, которая и здесь сделала для крестьян, со своей стороны, рассрочку, назначив себе за это тоже 5%. До 1907 г. крестьянами было уплачено в погашение долга более 183 миллионов рублей. Из земель, находящихся в ведении Кабинета Его Величества, отошло до 168.000 ревизских душ крестьян на оброк, этот оброк был отменен 19 Января 1899 г. До этого года крестьяне выплачивали 1.300.000 руб. ежегодно; с 1899 г. прежний оброк был заменен “государственной оброчной податью”, которой стало насчитываться 1.535.000 руб. ежегодно. В 1904 г. все платежи крестьян были заменены “земельным сбором”, по 22 коп. с десятины, что дает около 3 миллионов ежегодно. Департамент окладных сборов Министерства Финансов следующим образом исчисляет доходность удельных земель по 36 губерниям, в которых уделам принадлежит всего 5.558.442 десятин, не считая 1.536.000 дес. в Арханг. губернии, доходность которых не может быть установлена за неимением сколько-нибудь прочных данных о ценах на земли в этой губернии. По мнению департаментского издания, ценность удельных земель может быть определена на основании определенных рыночных цен на землю, в сопоставлении их с размерами владений, в 262.489.779 руб., а ежегодный доход с них в 15.749.387 руб.⁸*

В 1887 г. начался выкуп у крестьян государственных. Земли, к ним отошедшие при этом, были оценены правительством в 1.057.000.000 руб. В некоторых местностях цены на эти земли были назначены еще более высокие, чем какие платили крестьяне помещичьи. И в этом случае крестьянам была сделана рассрочка платежа, за которую те должны были платить по 4,17%. До 1887 г. государственные крестьяне платили в казну оброчную подать 36½ миллионов рублей. С этого года было наложено на них 53½ миллиона выкупных платежей, в том числе около 24 за земли, и 29½ миллионов рублей процентов. В промежуток времени 1887‑1902 г.г. государственными крестьянами было уплачено землевладельцу-казне 706 миллионов рублей, но за ними еще оставались непогашенными долги 799.000.000 руб., которых было бы еще больше, если бы им не было сложено по разным случаям 81 миллион руб. За 45 лет казна, как самый крупный землевладелец, получила с государственных крестьян 1.570.189.000 руб. выкупа за земли, стоившие 652 миллиона; кроме того в 1906 г. крестьянам предстояло приплатить к этой сумме еще не сложенных с них платежей 15.954.500 руб.

Всего уплачено государственными крестьянами за время 1861‑1907 г. разным землевладельцам почти два и три четверти миллиарда рублей.

¹* Кн. Д. И. Шаховской. Выкупные платежи. Великая реформа, т. VI, стр. 105 и след.

²* В эти цифры входят не только данные о крестьянах Европейской России, но и других частей империи, впрочем, очень немногочисленные относительно.

³* Д. Шаховской. Там же, стр. 107.

⁴* Там же, стр. 108.

⁵* Данные относятся лишь к одному 1882 г.

⁶* Цитата у Д. Шаховского. Великая реформа, т. VI, стр. 116.

⁷* Покровский. Гос. бюджет России за 1901‑1910 г. СПб. 1911 г. стр. 30.

⁸* Опыт исчисления народного дохода. Печ. по распоряжение Департамента окладных сборов. СПб., 1906 г., стр. ХII.

Выкупные платежи в России производились в рамках выкупной операции, которую осуществляло государство в связи с отменой крепостного права, произошедшей в 1861 году. С одной стороны, эта реформа называлась самой значительной из «великих реформ» Александра II, с другой, ее называли «половинчатой» и «крепостнической», так как крестьяне, хотя и объявлялись свободными, освобождались без земли.

Выкупная операция

Чтобы решить вопрос об отношении крестьян к земле, в рамках крестьянской реформы был принят ряд документов, регулирующих порядок ее осуществления. Всего их было 17, и в их числе - положение о выкупных платежах крестьян. Согласно данному законодательному акту и проводилась выкупная операция. Она была призвана способствовать переходу земельных наделов в собственность крестьян.

До того момента, как земля будет выкуплена, крестьяне, будучи свободными лично, должны были продолжать платить оброк и барщину за то, что они пользовались землей помещиков. В таком положении крестьяне рассматривались как временнообязанные. Чтобы земля перешла в собственность к земледельцам, им необходимо было заплатить выкупные платежи, понятие которых будет дано ниже.

Сущность платежей

В соответствии с положением о выкупе, правительство ссужало крестьянам под приобретаемые ими земли определенную сумму, которую они должны были уплачивать в течение продолжительного времени. Для изыскания средств на ссуды правительством были выпущены процентные бумаги для долгосрочного кредита. Срок выкупных платежей составлял 49 с половиной лет. При этом правительству полагалось ежегодная выплата должниками 6 % от суммы долга.

Правительство брало на себя обязательства по уплате капитала и процентов помещикам по выданным им процентным бумагам. А крестьяне из временнообязанных превращались в собственников земли и были должны денежные средства за нее непосредственно правительству в части уплаты процентов и погашения самой ссуды. В этом и заключается сущность выкупных платежей.

Правила выкупа

По общему правилу, выкуп земли совершался по взаимному добровольному соглашению между крестьянами и помещиками. Однако существовал и другой вариант, обязательный, осуществлявшийся по требованию хозяина земли. В последнем случае помещик получал только саму ссуду, не имея права рассчитывать на дополнительные платежи. По некоторым данным, они составляли около 25 % и полностью зависели от условий соглашения сторон.

Чтобы определить размер ссуды и выкупных платежей по ней, производилась оценка. Сумма годового оброка, который был установлен в пользу помещика за надел, отведенный в постоянное пользование крестьян, капитализировалась из расчета 6 %, то есть она умножалась на 16 и 2/3. Полученную сумму называли выкупной оценкой. Из нее помещику государство выдавало 80 %, а 20 % выплачивал крестьянин.

В течение 49,5 года он должен был вносить выкупные платежи равными долями, при этом уплачивая 6 % годовых. В результате получалось, что в общей сумме за землю уплачивалось 294 % выкупной ссуды.

Данные статистики

Самое большое число сделок по выкупу земли было совершено в первые годы после начала реформы. К началу 1864 года к выкупу приступило около 17 % бывших крепостных. На начало 1877 года в тех 39 губерниях, что находились на общем положении, число сделок приближалось к 62 тысячам. Из них по соглашению с помещиками - около 22 тысяч, а по требованию помещиков - около 40 тысяч.

Затем была проведена переоценка земли, в связи с чем по выкупным платежам образовалась недоимка, порядка 17 миллионов рублей. Но, несмотря на это, за первые 20 лет своего проведения выкупная операция принесла прибыли на 40 миллионов рублей. В связи с таким результатом в 1881 году вышел указ о снижении сумм выплат.

Снижение платежей

Было проведено два вида понижений: общее и специальное.

Общее снижение суммы платежей было произведено для всех бывших крепостных, которые уже оформили выкуп и принимали в нем участие, а также и тех, кто имел намерение перейти на выкуп. Вторые должны были сделать этот переход в силу того, что в 1883 году вышел указ, предписывающий прекратить обязательные отношения крестьян.

Для снижения платежей были изданы два положения - «Великороссийское» и «Малороссийское». Снижение равнялось одному рублю с душевого надела в тех губерниях, что находились на великороссийском положении. А для тех, кто состоял на малороссийском, - 6% от годовой суммы выкупного платежа.

Специальное понижение, или добавочное, было проведено для тех местностей, где хозяйство бывших крепостных пришло в упадок из-за ряда неблагоприятных факторов.

Результаты понижения

В совокупности общее и специальное понижение по 49 губерниям составило около 11 миллионов рублей, что равнялось в среднем 27 % годовой суммы платежей, существовавшей до проведения этой операции. Но в отдельных губерниях, уездах и селениях этот процент мог сильно отличаться. Так, например, в Херсонской губернии он составил 16 %, а в Олонецкой - 92 %.

Платежи в 25 уездах понизились наполовину и больше в сравнении с прежним окладом. Тогда как в 57 процент понижения не превышал 16. При этом 58 % всей суммы понижения относились к общему, а 42 - к специальному. Что касается суммарного выражения, то оно выглядело следующим образом. Около 6,3 миллиона рублей - в первом случае и около 4,5 - во втором.

В период с 1861 по 1906 годы с бывших крепостных крестьян было взято более 1,6 миллиарда рублей, при этом общий правительственный доход составлял приблизительно 700 миллионов рублей.

Отмена выкупных платежей

По плану, выкуп всей земли должен был закончиться в 1932 году, однако революционные события 1905 года изменили ситуацию. Под их влиянием началась столыпинская аграрная реформа, и выкупам был положен конец. 03.11.1905 г. был выпущен указ об отмене выкупных платежей, в соответствии с которым с 01.01.1906 г. они снижались наполовину, а с 01.01.1907 г. отменялись окончательно.

Такое решение имело большое значение как для правительства, так и для крестьян. Принимая его, государство тем самым отказывалось от значительных поступлений в бюджет, и делалось это в то время, когда в бюджете имелся большой дефицит, который покрывался внешними заимствованиями.

Сначала налоговую льготу получили только крестьяне, позже она распространилась и на других землевладельцев, независимо от того, к какому сословию они принадлежали. Хотя в обязанности крестьян уже не входила уплата выкупных платежей, помещики, перед которыми у государства сохранялись соответствующие обязательства, продолжали получать ренту в размере 4 % в год.

Финансовые итоги отмены

В результате отмены выкупа земли крестьянами вся операция из приносящей большую прибыль бюджету превратилась в убыточную. Так, суммарный ее убыток достиг 386 миллионов рублей. При этом было списано 1 миллиард 674 миллиона рублей долгов, которые подлежали выплате в рассрочку на тех или иных условиях. В эту сумму входит расчет обязательств, рассчитанных на период вплоть до 1955 года. В это время текущие доходы, выпавшие из бюджета, составили около 96 миллионов рублей в год, что равнялось 5,5 % его доходной части.

Отмена выкупных платежей, в общей сложности, являлась большой финансовой жертвой со стороны государства, которая была направлена на решение аграрного вопроса. Все последующие мероприятия правительства уже не носили настолько затратного характера.

Выгода для крестьян

Мероприятие по полной отмене платежей по выкупу земли было более конструктивным, чем аннулирование неустоек по просроченным выплатам, которое ранее производилось неоднократно. Тем самым прямо стимулировались их задержки. Но и данное мероприятие поставило в более выгодное положение те хозяйства и общины, что производили платежи с отсрочками и задержками, чем те, что совершили досрочный выкуп земли.

В итоге данное мероприятие крестьяне восприняли больше как уступку правительства, сделанную им под натиском волнений, произошедших летом 1905 года, чем как полезную субсидию.

Принципиальным последствием отмены выкупных платежей стала потенциальная возможность проведения дальнейшей реформы землевладения. Ранее сельские крестьянские сообщества как коллективные землевладельцы и владельцы подворных участков могли распоряжаться участками довольно свободно, но с одним условием - если их выкуп был завершен. Это было возможно и тогда, когда земля была выкуплена в процессе частной сделки уже после наделения. В противном же случае какие бы то ни было операции с земельными наделами не могли производиться без согласия государства, являвшегося кредитором. С отменой платежей право собственности на землю приобрело новое, улучшенное качество.

Последним моментом освобождения был выкуп крестьянской земли, отведенной в их постоянное и неотъемлемое пользование. Однако закон 19 февраля 1861 года окончательного срока завершения такого перевода на выкуп не устанавливал. В 9 губерниях Литвы, Белоруссии, и Правобережной Украины правительство указами 1 марта, 30 июля и 2 ноября 1863 года перевело крестьян на обязательный выкуп.

Кроме того, оно сделало ряд уступок: крестьянам были возвращены отрезанные от их наделов земли, а повинности снижены в среднем на 20%. Но это было вызвано стремлением царского правительства в условиях вспыхнувшего в январе 1863 года восстания в Польше привлечь на свою сторону литовское, белорусское и украинское крестьянство в борьбе со шляхетским национально-освободительным движением и внести "успокоением" в крестьянскую среду.

В других 36 великороссийских, малороссийских и новороссийских губерниях перевод крестьян на выкуп занял более двух десятилетий. Лишь 28 декабря 1881 года было издано "Положение", предусматривавшее перевод остававшихся еще на временнообязанном положении крестьян на обязательный выкуп, начиная с 18 января 1883 года. Одновременно был принят указ о снижении на 12% выкупных платежей крестьян, ранее перешедших на выкуп. Перевод на выкуп был завершен к 1895 году.

В основу выкупа была положена не реальная, рыночная цена земли, а феодальные повинности, то есть крестьянам пришлось платить не только за наделы, но и за свою свободу - утрату помещиком крепостного труда. Земля, которую выкупали крестьяне, ценилась посредством "капитализации" назначенного за нее оброка 6%; это значит, что каждый рубль оброка соответствовал 16 рублям 67 копейкам выкупа.

Дело выкупа взяло на себя государство путем проведения выкупной операции. Для этого в 1861 году было учреждено при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Выкупная операция заключалась в том, что казна выплачивала помещикам сразу деньгами или ценными процентными бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне имения получали по норме высший надел, и 75%, если им предоставлялся надел менее высшего. Остальные 20-25% выкупной суммы ("дополнительный платеж") крестьяне выплачивали непосредственно помещику - сразу или в рассрочку, деньгами или отработками (по обоюдной договоренности). Выкупная сумма, уплачиваемая государством помещику, рассматривалась как предоставленная крестьянам "ссуда", которая потом взыскивалась с них в качестве "выкупного платежа" в размере 6% от этой "ссуды" ежегодно в течение 49 лет. Таким образом, за предстоящие почти полвека, на которые растягивались выкупные платежи, крестьяне должны были уплатить до 300% первоначальной выкупной суммы.

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важных социальных и экономических задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и вместе с тем избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Одновременно решалась и проблема возврата казне помещичьего долга, взятого ими под залог крепостных душ. Эти деньги были вычтены из выкупной суммы. Кроме того, выкуп оказался выгодной для государства операцией.

Хотя выкуп и дорого обошелся крестьянству, он, несомненно, способствовал развитию в стране капиталистических отношений. Из-под власти помещика крестьянин попадал под власть денег, в условия товарного производства. Перевод крестьян на выкуп означал окончательное отделение крестьянского хозяйства от помещичьего. Выкуп способствовал не только более интенсивному проникновению товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство, но и давал помещику денежные средства для перевода своего хозяйства на капиталистические основы. В целом реформа 1861 года создала благоприятные условия для постепенного перехода от феодального помещичьего хозяйства к капиталистическому.