«Новому главе Ростова придется работать с очень закостенелым чиновничьим аппаратом. «Ростов-на-Дону умирает в пробках»: сити-менеджер хочет искоренить проблему  Политолог Шмидт: количество акций протеста в Иркутской области увеличилось

Большие города, как и Ростов-на-Дону, принято называть «миллионниками». Хотя население города давно перевалило и за эту черту. И проблем, которые появлялись с ростом численности жителей, транспорта, тоже накопилось под миллион.

Сейчас по всему городу идут работы: ремонтируются фасады домов, обретают новый облик старые улицы. Приняты новые подходы в озеленении. Появляются новшества на транспорте. Когда это было видано, чтобы по Ростову ходили трамваи с кондиционерами? Город готовится к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Конечно, это не сокращает, а скорее только увеличивает количество проблем, которые надо решать.

На прошлой неделе в редакции нашей газеты побывал глава ростовской администрации Виталий Кушнарёв . Он занял этот пост восемь месяцев назад, срок для руководителя небольшой, но достаточный, чтобы вникнуть в самые острые проблемы. Корреспондент «АиФ на Дону» спросил, как он собирается разбираться со своим непростым наследством.

Карты в руки

Юлия Панфиловская, «АиФ на Дону»: Виталий Васильевич, какие чувства вы испытали, когда впервые в качестве хозяина города столкнулись со всеми проблемами, которые вам предстояло решать?

Виталий Кушнарёв: Конечно, не самые радостные. Я видел, насколько это сложная работа. Можно сказать, каждый день я хожу как на фронт. Проблем много, но решать их не только сложно, но и интересно. Много лет моя семья живёт в Кировском районе, в самом центре, и все трудности, в том числе пробки, я испытал на себе.

Так выглядит Ростов-на-Дону с высоты птичьего полёта. Фото: АиФ/ Денис Демков

- Но когда ты просто живёшь и ходишь по этим улицам, то на многое не обращаешь внимания...

Да, теперь же приходится думать, как можно что-то исправить, улучшить. Я люблю Ростов, здесь растут трое моих детей, и хочется, чтобы им было чем гордиться, чтобы эти чувства также испытывали жители и гости нашего города. Для этого предстоит очень многое сделать.

После вашего назначения в редакцию поступало много звонков, люди положительно отзывались о принятых вами мерах по каким-то частным жалобам, но вдруг вы ударили ростовчан как обухом по голове, подняв цены за проезд с 19 до 25 рублей.

По факту подорожание будет всего на рубль: оплата безналичным путём обойдётся всего 20 рублей за поездку. Таким образом мы хотим ввести дифференцированную тарифную систему оплаты проезда, чтобы она стала прозрачной. Валидаторы для считывания карт должны будут установить все муниципальные транспортные компании. А тариф 25 рублей останется для гостей города и тех, кто пользуется общественным транспортом редко.

Но в некоторых автобусах валидаторы уже есть, вот только они зачастую неисправны, либо водители отключают их, заставляя людей платить наличными.

Теперь валидаторы будут установлены во всех без исключения автобусах, их поломка или отсутствие станут проблемой транспортной компании. Если терминал безналичной оплаты перестанет работать, то проезд для обладателей карт будет бесплатным.

Но сегодня эти карты можно купить только в одном офисе: на Социалистической, 37. После новости о том, что цены на проезд вырастут, там выстраиваются огромные очереди.

В ближайшее время проездные карты можно будет купить во всех киосках города. Мы заказали их в достаточном количестве. Безусловно, у каждого ростовчанина должна быть возможность её приобрести. Именно поэтому мы сдвинули сроки повышения тарифа.

- Но в маршрутках уста-новка валидаторов будет более проб-лематичной...

Да, с маршрутками у нас проблем больше, но к чемпионату мира мы планируем создать новую транспортную сеть, в которой упор будет сделан на технику большой вместимости. Маршрутные такси уйдут на второстепенные улицы, планируем их заместить новыми автобусами с кондиционерами. Также будем развивать трамвайное движение.

Комфорт для ростовчан

То есть, разговоры о том, что трамваи и троллейбусы в Ростове исчезнут, в том числе и из-за долгов энергетикам, всего лишь слухи?

Да, это слухи. Мы наоборот стараемся развивать трамвайное и троллейбусное сообщение. Учитывая экологические проблемы маршруты электротранспорта в приоритете. В прошлом году администрация приобрела 16 новых низкопольных трамвайных вагонов, в этом году закупим ещё 14. К счастью, ростовчане уже успели оценить комфорт новых трамваев, поэтому в скором времени планируем заменить весь старый парк на новый.

В этом году были увеличены экономически обоснованные тарифы на перевозку одного пассажира, что позволило предприятиям электротранспорта получать субсидию из городского бюджета.

Однако, несмотря на эти меры, проблема с долгом за электричество ещё есть, её нужно закрывать. Сейчас мы решаем вопрос финансовой помощи трамвайному предприятию.

А как обстоят дела с платными парковками? Поначалу тех, кто не платил, активно штрафовали, в последнее время перестали. Может, лучше, по крайней мере для горожан, оставить так, как было?

Сейчас система парковочного пространства функционирует в штатном режиме, создано 5721 парковочное место. К сожалению, вопрос взимания штрафов с нарушителей оплаты парковки пока не удалось решить, мы его обдумываем.

Вернётся ли слава зелёного города?

Мы не раз писали, что некогда зелёный Ростов превращается в пустыню, а так называемая зона отдыха на Соборном пугает «деревьями» - палками, воткнутыми в большие кадки. Почему донская столица потеряла славу зелёного города?

Не могу согласиться с этим утверждением. В последнее время Ростов переходит на новый уровень озеленения. Мы постепенно уходим от однотипного оформления цветников. Например, на проспектах Стачки, Нагибина, Шолохова, Театральном, на площадях Королёва и 339-й Стрелковой Дивизии появилось больше многоуровневых цветников с кустарниками и многолетниками.

Виталий Кушнарёв: сегодня я ещё не могу вас порадовать каким-то глобальными делами, но мы стараёмся. Фото: Администрация Ростова-на-Дону

А при создании зелёных насаждений предпочтение отдаётся крупномерному посадочному материалу, выращенному в контейнерах, который отличается большой стойкостью при пересадке и погодным условиям.

Крона у крупномерного саженца формируется очень быстро, в то время как стандартный достигает такого результата лишь спустя три-четыре года. Например, такие крупномерные саженцы ели высадили на Театральной площади, а клёна и платанов - на проспекте Сельмаш и по улице Большой Садовой.

Да, около администрации нормальные деревья, дающие хорошую тень. Но те же проспекты Ворошиловский, Будённовский стали «голыми»... Надеемся, что всё-таки ситуация исправится. Кстати, ещё один бич города - ямы. Недавно в одну из них попал человек, который несколько часов не мог из неё выбраться.

Да, сейчас идёт ремонт центральных улиц. Приношу свои извинения горожанам за причинённые неудобства, но без этого никак, если мы хотим привести город в порядок.

Что касается трагедии с упавшим в яму мужчиной, ситуация выглядит иначе. Он упал в огороженную траншею на глазах у рабочих, которые тут же вызвали «Скорую помощь». Сейчас проводятся судебно-медицинские экспертизы. В любом случае, это беда, впрочем, как и происшествие, которое случилось летом 2016 года, когда во время ливня на Пушкинской погибла девочка. Чтобы подобного не повторилось, в этом году в центре будет реконструировано 80 процентов дорог с учётом ливнёвок.

В общем, сегодня я ещё не могу вас порадовать каким-то глобальными делами, но мы стараёмся. Я уверен, что город изменится к лучшему и ростовчане это заметят.

От редакции. Похоже, что в городе появился хозяин. Что ж, поживём - увидим...

Десятки неудобных вопросов задал коллектив «АиФ на Дону» в ходе встречи с главной администрации Ростова. Фото:

Их как минимум два, и кто главнее - трудно сказать

В назначении бывшего министра транспорта Ростовской области Виталия Кушнарева на пост сити-менеджера донской столицы немало странного.

Хорошо, когда дядя - не просто дядя

С одной стороны 40-летний Кушнарев, уроженец хутора Михайлов Тацинского района Ростовской области, получил хорошее, но узкоспециальное образование, далекое от проблем города-миллионника. Так, окончив в 1997 году Новочеркасский государственный технический университет, он стал горным инженером. Через год - в том же учебном заведении - дополнил профессию «горный инженер» квалификацией «экономист-менеджер».

Свой трудовой путь, как говорится на сайте Минтранспорта региона, он начал на шахте «Тацинская» АО «Ростовуголь». Затем работал в администрации Белой Калитвы - руководил группой по инвестициям администрации, возглавлял отдел реструктуризации угольной промышленности, потом - отдел промышленности и строительства администрации Белокалитвинского района…

Хорошая карьера горняка с деловой административной жилкой, жесткого и немногословного, по словам людей, которые его знают лично, стремительно понеслась вверх в 2010 году. Начался головокружительный взлет: помощник губернатора Ростовской области (2010 г.), заместитель, первый заместитель руководителя аппарата Правительства Ростовской области - управляющий делами (2012 г.), министр транспорта Ростовской области (2014 г.)… И наконец - глава администрации Ростова-на-Дону (7 ноября 2016 г.).

К 2012 году Виталий Кушнарев, окончив Южный федеральный университет, стал дипломированным юристом, но явно не новый диплом так повлиял на стремительность его карьеры: летом 2010 года бывший глава Ленинского района Московской области Василий Голубев стал губернатором Дона.

Сам Василий Юрьевич Голубев - уроженец станицы Ермаковской Тацинского района - приходится Виталию Кушнареву родственником, дядей. По одной информации новый градоначальник донской столицы - просто племянник, по другой - двоюродный.

Стоит ли удивляться, что с 2010 года карьера Кушнарева пошла как по маслу и в правительстве Ростовской области, и в администрации города?

Ждали Сергея Раздорского, а пришел Виталий Кушнарев

К работе бывшего градоначальника донской столицы и экс-губернатора региона Сергея Горбаня у ростовчан и города накопилось немало нареканий. В то же время до последнего сохранялась интрига. Общественность допускала, что гордума все-таки продлит с ним контракт на новый срок: Сергей Иванович в частности занимался подготовкой Ростова-на-Дону к ЧМ-18, а коней, как говорится, на переправе не меняют.

Среди реальных претендентов на должность чаще всего называли Сергея Раздорского, заместителя главы по экономике города, и это официально не подтверждалось и не опровергалось. Со временем он превратился в эдакого фаворита, который до поры не светится, а потом вдруг бросится на штурм должности сити-менеджера и станет им.

Когда прием заявок от соискателей на пост градоначальника близился к концу, а Сергей Раздорский так и не изъявил свои намерения, вдруг появился кандидат, которого меньше всего ждали.

17 октября - сперва из СМИ - стало известно, что Виталий Кушнарев уже побывал в Москве, и его кандидатуру, как претендента на должность, белокаменная якобы утвердила. При этом сам Виталий Васильевич в приемную комиссию мэрии еще не принес заявление и документы.

Даже не стану риторически спрашивать, у кого достаточно сохранилось влияния и знакомств в столице, чтобы устроить смотрины и согласование кандидатуры человека, который еще и документы в мэрию не подал…

Правда, буквально в последний момент поучаствовать в конкурсе на должность градоначальника внезапно пожелал другой бывший заместитель губернатора - Виктор Гончаров. Впрочем, за сутки до второго этапа он снял свою кандидатуру. Альтернативная кандидатура в виде еще одного экс-замгубернатора для видимости соблюдения приличий явно оказалась не нужна.

7 ноября на заседании гордумы администрации Ростова-на-Дону была названа фамилия нового сити-менеджера донской столицы, им стал племянник донского губернатора.

Строительство - наше все

Показательно одно из первых выступлений Виталия Кушнарева, которое он сделал на заседании фракции ЕР в гордуме примерно за час до своего назначения градоначальником.

Виталий Васильевич подверг жесткой критике деятельность предшественника, не называя, правда, его фамилии. Особо запомнились слушавшим его высказывания о перестройке исторического центра донской столицы, выносе предприятий за городскую черту… Иначе говоря, Ростов-на-Дону ждет, в частности, мощнейшие строительные и ремонтно-строительные работы.

В дальнейшем новый градоначальник высказывался более взвешенно и разностороннее, он явно учел негативный опыт Сергея Горбаня, который обращал внимание на общественное мнение постольку-поскольку.

Это наводит на мысль, что верна неофициальная информация, будто в назначении именно Виталия Кушнарева большую роль сыграли строительные компании, заинтересованные в новых подрядах как от области, так и от города.

Чаще всего называют даже не просто одну компанию, а группу строительных компаний федерального уровня, один из совладельцев которой - человек достаточно состоятельный, влиятельный и вхожий в различные кабинеты, чтобы со своей стороны пролоббировать интересы на уровне правительства России.

Что и говорить, уроженец Ростова-на-Дону Алексей Владимирович Кнышов - предприниматель и политик - человек очень непростой. В 1998 и 2003 году он был депутатом Законодательного Собрания II и III созывов по 24-му Багаевскому избирательному округу. С 2005 года - член партии « ». С 2011 года - избран депутатом шестого созыва от Ростовской области, вошел в состав комитета по строительству и земельным отношениям, а также - возглавил экспертный совет по дорожному хозяйству и логистической инфраструктуре.

В 2012 году досрочно сложил с себя полномочия по подозрению в том, что, будучи депутатом, продолжает заниматься коммерческой деятельностью, и что не задекларировал имущество, находящееся за рубежом, - в США, в Словакии…

В среде строителей можно услышать мнение, что с приходом на пост градоначальника Сергея Горбаня у группы строительных компаний «Дон» Алексея Кнышова несколько испортились отношения с мэрией. Так, например, одна из его компаний - ООО «Гидростроймеханизация» - положила глаз на спорный земельный участок площадью около 40 гектаров, находящийся на Лебердоне, близ Гребного канала. Участок был нужен под карьер, а добываемый песок - для ремонтно-строительных работ одной из федеральных дорог.

В октябре 2015 года «Гидростроймеханизация» получила от областного Управления Росимущество право собственности на земельный участок площадью около 38 гектаров с кадастровым номером 61:44:0041316:53, заручившись визами главы города и Департамента архитектуры и градостроительства донской столицы. Но затем вмешался Департамент имущественно-земельных отношений Ростова-на-Дону, и администрация города полностью изменила свою позицию. ДИЗО в Арбитражном суде Ростовской области смог отменить акт оформления права собственности. Впрочем, это еще не победа мэрии - «Гидростроймеханизация» подала на обжалование, а градоначальник теперь уже не Сергей Горбань.

По неофициальной информации, сейчас Алексей Кнышов большую часть времени проживает за рубежом, в Америке, хотя и продолжает заниматься строительным бизнесом в России, - в частности, в Ростове-на-Дону и в Ростовской области…

Если это так, получается, что за назначением бывшего министра транспорта региона Виталия Кушнарева на пост градоначальника донской столицы стоит предприниматель и экс-политик, которого с родной землей давно связывают лишь материальные отношения.

Бывший вице-губернатор Ростовской области, который в 2014 году пошел на определенное понижение статуса, став главой администрации Ростова-на-Дону, не подал документы для продления своего контракта с городом. Эту информацию 18 октября распространили ростовские СМИ, а вечером подтвердили в муниципалитете. Сам Сергей Горбань, который еще две недели назад во время традиционного субботнего объезда городского хозяйства обещал журналистам 18 октября провести пресс-конференцию и рассказать о дальнейших планах, сейчас находится в отпуске до 7 ноября.

По некоторым данным, он решает вопросы своего трудоустройства в Москве.

Такой поворот событий оказался неожиданным для всех, кто следит за карьерой Сергея Ивановича, начиная с его приезда в Ростовскую область летом 2010 года. Уроженец Азовского района, он после окончания школы поступил в Минское военно-политическое училище и до 2001 года строил военную карьеру в различных частях СССР, а потом РФ. В отставку ушел в звании полковника, уволившись с должности офицера Генштаба ВВС.

Карьеру в политике Сергей Горбань начал с консультанта секретариата председателя правительства Московской области. После этого получил должность зам главы администрации Ленинского района Московской области , а возглавлял ту администрацию . По информации московских журналистов, единственное, что омрачало успешный тандем двух земляков, так это периодические скандалы, связанные с застройкой дорогой подмосковной земли. В СМИ то и дело появлялась информация о личной заинтересованности Горбаня и Голубева в работе отдельных компаний, среди собственников которых обнаруживались то их супруги, то дети.

После назначения в 2010 году Василия Голубева на должность губернатора Ростовской области, Сергей Горбань получил должность первого заместителя и взялся за управление областью с таким азартом, что иногда своей активностью затмевал "первое лицо".

Практически с первых дней работы у него возник конфликт с многолетним мэром Ростова-на-Дону , который после отставки стал олицетворением всей ростовской элиты, сильно "просевшей" под напором московских "варягов".

Четыре года отчаянного противостояния закончились "водяным перемирием": Чернышеву дали кресло заместителя губернатора по малозначительным делам, а Сергей Иванович, спустившись с поста вице-губернатора, занялся ремонтом коллекторов, покраской фасадов, сменой глав районов и под конец своего правления затеял такой дорожный передел в Ростове, что его отказ от дальнейшего управления городом выглядел почти что торжеством справедливости. Особенно если учесть, что ростовчан еще два года назад лишили права напрямую выбирать себе градоначальника и таким образом влиять на ситуацию в южной столице.

Горбаня подозревали в лоббировании интересов крупных строительных компаний, которые одна за другой вдруг начали заходить в город, вытесняя местный бизнес, и за несколько лет застроили донскую столицу многоэтажками, не сильно задумываясь о решении вопросов отстающей социальной и транспортной инфраструктуры. Ему пеняли на ущемление интересов мелкого бизнеса за войну, объявленную палаткам и квасным точкам. Черным пятном на репутацию градоначальника летом этого года легла , которую во время дождя в центре города потоком воды затянуло под автомобиль.

В то же время Сергея Горбаня можно смело назвать одним из самых открытых чиновников. Он окружил себя свитой общественных советников, всерьез формированием городской общественной палаты и даже затеял регулярную телепередачу, куда пригласил известного донского теледеятеля Дмитрия Диброва для обсуждения с аудиторией наиболее актуальных городских проблем. Волевым решением Сергей Горбань лишил Ростов многолетних и, вопреки скепсису горожан, внедрил в центре.

Правда, в СМИ регулярно попадала информация о значительных тратах на градоначальника: за публикацию т.н. "социально значимых материалов о деятельности Администрации Ростова-на-Дону" в информационные агентства уходили десятки миллионов рублей из городской казны.

Специалисты, которые все это время внимательно следили за карьерой Горбаня, отмечали, что размах, который взял сити-менеджер, был явно рассчитан не на два года работы. Поэтому сообщение о его уходе у многих вызвало удивление.

Ростовский считает, что Сергея Ивановича все-таки "съела" местная элита, которая, не сумев объединиться, поодиночке забросала различные инстанции в Москве жалобами на энергичного сити-менеджера.

"Все эти петиции по поводу и без, бесконечные жалобы - все это в конечном итоге привело к тому, что "наверху", я думаю, скопилось определенное раздражение в адрес Сергея Ивановича, и было принято соответствующее решение, - говорит Смирнов. - Хотя я продолжаю считать, что его назначение на пост сити-менеджера крупнейшего города Юга России было логичным и оправданным".

Собственные источники "Делового квартала" в правительстве сообщают, что по результатам многочисленных жалоб и доносов летом и осенью город навещала делегация из Администрации президента , выводы которой не заставили себя долго ждать.

О дальнейшей судьбе Сергея Горбаня пока известно немного: отдельные СМИ сообщают о кресле главы одного из районов Москвы, которое уже ждет бывшего ростовского сити-менеджера; есть версия о возвращении в аппарат губернатора Московской области Воробьева. Но знатоков номенклатурных законов этим не обмануть.

"Горбань был хозяином города-миллионника, самостоятельная политическая фигура. Через два года здесь будет чемпионат мира по футболу. Это было начало серьезной политической карьеры без привязки к "патрону" - Василию Юрьевичу, - рассказал "Деловому кварталу" один из бывших соратников сити-менеджера. - А сейчас он снова станет фигурой второго порядка. Да, возможно с точки зрения "доходов" подмосковное или московское кресло куда привлекательнее, но у Сергея Ивановича были политические амбиции, а это - не простуда, это не проходит. Судя по всему, его действительно "попросили". Вежливо и по законам игры, которые он сам, видимо, свято соблюдал. Если бы не соблюдал - попросили бы "невежливо": с уголовкой и прочими делами".

В качестве нового сити-менеджера Ростова обсуждается кандидатура нынешнего министра транспорта , чья карьера тоже напрямую связана с личностью Василия Голубева: Кушнарев выходец из района, где родился губернатор, - Тацинского. После окончания НПИ он несколько лет трудился на шахте, а потом пошел на муниципальную службу в администрацию Белокалитвенского района. Оттуда с позиции 35-летнего начальника отдела летом 2010 года, сразу после инаугурации Голубева, Кушнарев перебирается в Ростов на должность помощника губернатора. Министерство транспорта он возглавил в 2014 году. Несколько дней назад Генпрокуратура передала в суд дело в отношении двух его подчиненных, которые подозреваются в махинациях при проведении конкурса среди претендентов на междугородние пассажирские перевозки в области.

По словам тех, кто работал с Кушнаревым, у него достаточно опыта для того, чтобы возглавить миллионный Ростов.

"Я сталкивался с ним как с министром транспорта и могу сказать, что не было таких моментов, которые бы позволили мне критиковать наше взаимодействие, - говорит сити-менеджер Волгодонска, бывший глава Департамента потребительского рынка и услуг Андрей Иванов. - Спокойный, прагматичный, все делает без лишней суеты. Я думаю, что на должности министра он приобрел достаточный опыт общения с федеральными структурами, чтобы возглавить муниципалитет".

В работе любого сити-менеджера, считает Иванов, самое сложное - подбор команды. "Это первая и главная проблема, которую ему придется решать. Очень важно создать команду единомышленников, - говорит муниципальный чиновник, который на себе испытал все "прелести" судьбы "варяга", перейдя из работы в правительстве на должность главы администрации Волгодонска. - В ней не должно быть "своих" и "чужих". Есть люди, готовые работать на благо муниципалитета, и остальные. Работать надо с теми, кто может это делать с тобой в одном темпе".

Для приличия в конкурсе на должность главы администрации Ростова-на-Дону по традиции будет участвовать несколько человек, но кандидатуру Кушнарева считают согласованной и устраивающей все заинтересованные стороны, прежде всего - губернатора области. Впрочем, после отставки Сергея Горбаня Василий Голубев вряд ли сможет чувствовать себя спокойно и уверенно на фоне продолжающейся активности старой ростовской элиты, для которой за 6 лет он так и не стал своим.

Депутаты городской Думы назначили Виталия Кушнарева на пост главы администрации Ростова. Соответствующее решение было принято на внеочередном заседании 7 ноября 2016 г. За Кушнарева проголосовали 37 из 40 депутатов.

Напомним, в финал конкурса на должность сити-менеджера Ростова два кандидата: министр транспорта Ростовской области Виталий Кушнарев и депутат ростовской городской думы Геннадий Рябоконов.

На заседании городской думы кандидатуру Кушнарева поддержал губернатор региона Василий Голубев. «Он сможет справиться с задачами, которые ставит город и область», - сказал, в частности, губернатор.

В ходе заседания гордумы депутаты обозначили основные задачи, которые предстоит решать новому главе администрации города. «Нужно обращать внимание на исторический центр, на качество жизни ростовчан. В городе есть проблема с кадрами для школ и детских садов. Кроме того, нужно работать с малым бизнесом», - сказал, в частности, депутат гордумы Ростова Алексей Лященко.

Ранее эксперты Кушнарева наиболее вероятным кандидатом на пост главы администрации донской столицы. Конкуренцию ему, по словам экспертов, мог составить глава «Ростовской корпорации развития» Виктор Гончаров, однако он снял свою кандидатуру с выборов перед финалом конкурса.

Политолог Александр Сухарь в беседе с корреспондентом РБК Юг говорил о том, что с приходом Виталия Кушнарева на пост главы администрации Ростова в городе, скорее всего, изменится парадигма управления. «С его приходом в Минтранс Ростовской области там произошли изменения в плане работы. Стало больше обсуждений. Он советуется с экспертами, прислушивается к мнениям. Если выиграет Кушнарев, в городе полностью изменится парадигма управления», —отмечал он.

3 ноября ростовчане РБК Юг о том, каким они хотели бы видеть будущего градоначальника. Участники опроса отмечали, что новый глава администрации должен любить город и думать о том, как смогут оценить его деятельность потомки.

Среди основных проблем, которые предстоит решить сити-менеджеру, ростовчане отметили необходимость реформирования системы ЖКХ и транспортную проблему.

«Маршрутки, которые сейчас ездят по Ростову, никуда не годятся. Людей перевозят в них как скот», — говорил активист Игорь Нарижний.

Кроме того, от нового главы администрации жители города ждут информационной открытости. Напомним, информатизация, открытость и намерения говорить о проблемах города были основными направлениями работы первого сити-менеджера Ростова Сергея Горбаня. Однако многие жители города остались неудовлетворены тем, как эти направления реализуются в Ростове.

Действующий глава администрации Ростова Сергей Горбань подавать документы на конкурс. Контракт с ним заканчивается сегодня, 7 ноября. Где именно планирует продолжить работу Горбань пока не известно.

Должность мэра, которого выбирали жители города, была упразднена в Ростове в ноябре 2014 г. Вместо нее ввели должность главы администрации города (сити-менеджера), который выбирается по конкурсу специальной комиссией.

Первым и, на данный момент единственным, сити-менеджером Ростова-на-Дону стал бывший вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань. Контракт с ним был заключен на 2 года.

Фото: Правительство Ростовской области

Новым сити-менеджером Ростова-на-Дону, как и два года назад, станет очередной человек из команды губернатора Василия Голубева, не сомневаются опрошенные «Клубом Регионов» наблюдатели. Нынешний глава администрации Сергей Горбань уходит в отставку, а его место, скорее всего, займет нынешний министр транспорта региона Виталий Кушнарёв, который является выходцем из того же района, что и губернатор Василий Голубев, и даже успел поработать с будущим главой региона на одной шахте.

В Ростове-на-Дону завершилось утверждение кандидатур на пост сити-менеджера. 27 октября специальная конкурсная комиссия, половину в которой занимают представители губернатора Василия Голубева, определится с тем, кто будет управлять региональной столицей. Для участия в конкурсе выдвинуты семь человек, но опрошенные «Клубом Регионов» эксперты почти не сомневаются, что сити-менеджером станет министр транспорта Ростовской области 41-летний Виталий Кушнарёв, кандидатуру которого выдвинул глава региона.

«Я бы сказал, что Кушнарёва изберут сити-менеджером с вероятностью 85%. Но вчерашнее выдвижение Виктора Гончарова [атамана Всевеликого войска Донского] - это появление альтернативы Кушнарёву. Хотя что Гончаров, что Кушнарёв - это обе фигуры из команды Голубева», - говорит политолог, директор Центра региональных социально-экономических исследований Дмитрий Абросимов .

Директор Института эффективного управления Дмитрий Са​вельев в разговоре с «Клубом Регионов» обратил внимание, что Кушнарёв родом из того же Тацинского района Ростовской области, что и губернатор. «Они даже на шахте какое-то время вместе работали», - подчеркнул эксперт. «Я думаю, Голубев просто решил поставить своего человека на должность сити-менеджера. Хотя я не думаю, что Кушнарёв обладает каким-то суперорганизационными качествами, а хотелось бы, чтобы сити-менеджер был продвинутым, энергичным человеком. А Кушнарёв сначала был чиновником в Белокалитвинском районе, а потом губернатор забрал его к себе в аппарат руководителем протокола. То есть это такая серая чиновничья масса, человек, который назначается», - охарактеризовал будущего сити-менеджера политолог. Он допускает, что установление контроля над бюджетом города для губернатора Голубева важнее, чем поставить во главе Ростова человека с харизмой.

Эксперты сходятся во мнении, что Кушнарёв, в принципе, подходит на пост сити-менеджера, хотя и отмечают, что у министра транспорта очень небольшой управленческий опыт, а в сравнении с пока еще действующим сити-менеджером Ростова-на-Дону Сергеем Горбанем он однозначно проигрывает.

«Я слышал о Горбане такое мнение, что он очень жесткий, очень требовательный и работоспособный и он очень сильно взбодрил всё руководство города и районов», - сообщил Савельев.

«Могу сказать, что хотя бы на уровне транспорта Кушнарёв вникал в специфику города и хотя бы эту тематику он понимает. С другой стороны, у него будет не как у Горбаня - два года, а, скорее всего, целых четыре, до конца полномочий городской думы. Так что, я думаю, он сможет вполне успешно войти в управление городом», - отметил Абросимов.

Генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов рассказал, что специальное исследование, которое оценивало кандидатов на пост сити-менеджера в 2014г., показало, что Горбань был лучшей кандидатурой из всех возможных и даже во многом отвечал требованиям к «идеальному сити-менеджеру». «Но он подвергался многочисленным нападкам из-за того, что он был первым назначенным, а не избранным. С другой стороны, его считали не ростовчанином, ведь, несмотря на то, что он родился в Азовском районе, он приехал в регион вместе с Голубевым из Ленинского района Московской области . Ну а с другой стороны, нельзя было за два года решить проблемы города, которые копились много лет», - рассказал об отношении к пока еще действующему сити-менеджеру собеседник «Клуба Регионов».

Напомним, Горбань стал первым сити-менеджером Ростова, и это произошло с подачи губернатора. В регионе основной причиной ухода сити-менеджера считают его политические амбиции, удовлетворять которые он якобы будет уже в Москве .

По мнению Смирнова, у Кушнарёва будет меньше первоначальных проблем, чем у Горбаня, потому что новый сити-менеджер придет на накатанную площадку. «При смене сити-менеджера наблюдается некая преемственность: Кушнарёву не надо будет полностью менять команду или полностью ломать старые схемы управления и выстраивать новые, что пришлось делать Горбаню два года назад. Так что я думаю, что смена власти пройдет достаточно безболезненно и новая администрация просто продолжит те проекты, которыми занимается нынешняя», - рассуждает Смирнов. Вместе с тем эксперт допустил, что оппозиционеры, которые упрекали Горбаня в том, что он является варягом, потому что основная его карьера строилась в Московской области, попробуют разыграть ту же карту и в отношении Кушнарёва, который никогда не работал именно в Ростове-на-Дону.

Версия для печати

Материалы по теме

Ростовская область

Бывший вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань единогласно избран депутатами гордумы на должность сити-менеджера Ростова-на-Дону. На заседании думы лично присутствовал губернатор Василий Голубев, который ранее и выдвинул своего экс-подчиненного на этот пост. Глава региона поставил перед новыми городскими властями задачу навести порядок в строительной сфере города, а также по-новому подойти к развитию транспортной инфраструктуры, здравоохранения и формированию городского бюджета.

Главное

  • Политконсультант Фетисов: саратовский губернатор Радаев начал готовить преемника
    Глава Саратовской области Валерий Радаев предложил провести в регионе административную реформу. Он намерен сделать главу Энгельсского района Александра Стрелюхина председателем правительства, отвечающим за весь реальный сектор экономики региона. Ранее Радаев совмещал посты губернатора и главы регионального правительства. Наблюдатели полагают, что, возможно, глава региона пытается снять с себя часть ответственности за проблемы в экономике региона. Однако политконсультант Дмитрий Фетисов уверен, что реальная цель губернатора - сохранить политическое влияние на случай своей возможной отставки.
    Политолог Шмидт: количество акций протеста в Иркутской области увеличилось
    Рост протестной активности в Иркутской области отмечают эксперты. В регионе участились митинги, в ходе которых высказываются претензии к работе губернатора Сергея Левченко. Эксперты считают, что за этими акциями протеста могут стоять оппоненты Левченко, однако пока «карта протестной активности» используется в регионе не в полную силу. Политолог Сергей Шмидт отметил, что митинги на позиции губернатора не влияют, однако его рейтинг снижается из-за ситуации с охотой на медведя. Шмидт добавил, что жители региона не любят ходить на митинги, а свое отношение к власти выражают на выборах. Объединять крупные города в метрополии для сокращения дифференциации регионов по уровню доходов предложил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его словам, развитие горизонтальных связей между регионами даст «новое развитие окружающим субъектам РФ». В эффективности этого предложения сомневается экономист Наталья Зубаревич: «Уровень дотационности городских округов в среднем почти 60%. Поэтому соединяйте, умножайте, делите - это ровным счетом ничего не изменит». В то же время эксперты считают достойными обсуждений предложения Кудрина передать нагрузку по страховым взносам за неработающее население на уровень Федерации и по сохранению части НДС в регионах.
    Власти Камчатки запускают адресное информирование семей о льготах
    Проект по адресному информированию молодых семей с детьми о мерах федеральной и региональной поддержки запущен в Камчатском крае. В регионе издан специальный справочник, позволяющий узнать обо всех соцвыплатах, а также о том, как их оформить. Брошюру будут выдавать родителям при получении свидетельства о рождении ребенка в органах ЗАГС. Эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», считают, что шаги региональных властей в сторону адресной помощи позволят перераспределить имеющиеся средства и увеличить размер социальных выплат тем, кто в них на самом деле нуждается.