Токарева А.В. Организации занятий со студентами специальной медицинской группы в ВУЗе. Специальная медицинская группа Кто входит в группу смг

Физкультура — обязательный предмет в школьной программе. У родителей сомнений в необходимости данного предмета, как правило, не возникает. Ведь детям, целый день находящимся за партой, совсем не помешает немного подвигаться.

Физкультура — это комплекс физических упражнений, способствующий здоровому развитию ребенка. Спортивные занятия для большинства детей полезны, однако некоторым школьникам (по состоянию здоровья) запрещены интенсивные физические нагрузки. Именно поэтому, все дети, которые готовятся пойти в школу, в обязательном порядке проходят полное медицинское обследование. На основании результатов этого обследования в медкарте будущего ученика появляется запись о принадлежности его к определенной медгруппе для занятий физкультурой.

Любая медицинская группа здоровья требует периодического подтверждения. Некоторые родители путают понятия «ЛФК» и «группы здоровья». Им не совсем понятно, в чем их различие. Поэтому мы решили внести некоторую ясность в данный вопрос. Занятия по лечебной физкультуре может проводить только врач ЛФК, а урок физкультуры с учениками из спецгрупп проводит школьный учитель, который предварительно проходит необходимую подготовку. В ходе подготовки он изучает оздоровительные методики, учится составлять индивидуальные спортивные программы для детей, страдающих определенными заболеваниями. Обучение проходит в специализированных Центрах ЛФК.


Классификация медицинских групп здоровья у детей по физкультуре — таблица

Как классифицируются группы здоровья по физкультуре

Группа здоровья Характеристика группы
Основная Группа для физически здоровых детей, не имеющих никаких отклонений и учеников с некоторыми функциональными нарушениями. Однако, по заключению медиков, эти нарушения не в состоянии за собой повлечь каких-либо последствий. При осмотре у ребенка не было зафиксировано отставаний в физическом развитии.

Основная группа подразумевает занятия по обычной программе. Учащиеся сдают нормы и тесты индивидуальной физподготовки, могут заниматься в секциях, принимать участие в соревнованиях.

Дополнительная В таких группах занимаются:

— ослабленные дети;

— уч-ся, состоящие в группе риска по заболеваемости;

— дети, имеющие хронические заболевания, но эти заболевания находятся в стадии длительной ремиссии.

Дополнительная группа предполагает строгое дозирование любых физических нагрузок, а также полное исключение некоторых движений. Например, резких наклонов, прыжков.

Школьники, занимающиеся по программе дополнительной группы, не могут принимать участие в спортивных соревнованиях, сдавать нормы и тесты по физподготовке.

Специальная А, В По программам группы «А» занимаются:

— дети с врожденными пороками;

— с хроническими заболеваниями в анамнезе;

— с явными нарушениями физического развития.

Школьники, в медкартах которых проставлена эта группа, могут заниматься физкультурой только по специальным оздоровительным программам. Программы разрабатываются индивидуально. Как правило, такие программы запрещают или ограничивают силовые и скоростные упражнения, но разрешают не слишком подвижные игры на воздухе, ежедневные прогулки и занятия адаптивной физкультурой. В большинстве школ учащиеся с этой группой здоровья занимаются отдельно от класса. Учителя должны проходить специальную подготовку в Центрах ЛФК.

В подгруппе «В» занимаются учащиеся:

— с хроническими заболеваниями в острой фазе;

— с врожденными пороками на стадии обострения.

Дети, относящиеся к этой группе, занимаются только лечебной физкультурой под контролем врача ЛФК. Комплексы упражнений подбирает врач.

Чтобы ребенка перевести в группу «В» нужно пройти комиссию КЭК и получить соответствующую справку. Этот документ выдается на определенный комиссией срок.
Справка является освобождением от физ-ры в школе.

Как определить, какая группа здоровья по физкультуре у ребенка?

Критерии оценки:

  • Наличие функциональных нарушений.
  • Хронические заболевания. Стадия развития болезни на настоящий момент.
  • Состояние основных систем детского организма.
  • Слаженность работы иммунной системы.
  • Гармоничное развитие ребенка в соответствии с его возрастом.

Группа здоровья определяется в медучреждении.

  1. Для определения комплексной оценки ребенок должен пройти обследование у всех «узких» специалистов. Некоторым детям дополнительно назначается консультация аллерголога. Например, если у ребенка в анамнезе есть диагноз «Дерматит».
  2. Затем, нужно пройти исследования и сдать все анализы, назначенные ребенку специалистами. Только после этого, можно обращаться к своему участковому врачу. Как правило, будущие ученики диспансеризацию проходят в детском саду, там же им и определяется соответствующая группа. Учащимся старшего возраста группа определяется на основании результатов диспансеризации, которую они должны проходить ежегодно.

Иногда неопытные врачи перестраховываются и пишут в справке группу, которая не соответствует состоянию здоровья ребенка. На первый взгляд незначительная ошибка нередко становится непреодолимым препятствием для поступления в престижные школы. Поэтому нижерасположенная таблица поможет родителям убедиться в правильном решении врача. В случае разногласий, родители всегда смогут оспорить результаты, обратившись за консультацией к главному врачу медучреждения.

Если в ходе диспансеризации ни один из «узких» специалистов не отметил отклонений в развитии ребенка, то в справке должна быть проставлена основная группа.

Заболевания у ребенка и группа здоровья

Заболевание Группа здоровья по физкультуре
Простудные заболевания чаще четырех раз за год. Слишком длительный процесс восстановления (более месяца).
В анамнезе поставлен диагноз « », имеется излишний вес, анализ крови показал анемию, туберкулиновая проба положительная (реакция Манту, проба Пирке). Вторая группа – дополнительная.
Окулист определили близорукость . Дополнительная группа.
Хронические заболевания , находящиеся в стадии длительной ремиссии. Дополнительная группа.
Хр. заболевания в стадии компенсации и врожденные пороки развития. Специальная группа «А»
Хр. заболевания в острой форме, врожденные пороки в стадии субкомпенсации . Специальная группа «В»

Основная группа здоровья по физкультуре — допуски и запреты

Уч-ся, относящиеся к основной группе, здоровы и не имеют никаких отклонений в физическом развитии. Они занимаются по обычной школьной программе, могут посещать любые секции, сдавать нормы, принимать участие в спортивных соревнованиях.

Дополнительная группа здоровья по физкультуре в школе

Данная группа позволяет заниматься физкультурой в школе вместе со всем классом. Однако интенсивность упражнений в этой группе отличается. Учитель подбирает специальные комплексы спортивных упражнений в соответствии с рекомендациями врача. Все ограничения указываются в медкарте уч-ся.

Например, одному ребенку нельзя посещать бассейн, другому – запрещено кувыркаться и резко наклоняться, третьему – не рекомендуется прыгать или бегать на длительные дистанции. В справке указывается срок ее действия. После чего, ребенок переводится в основную группу. Для участия в соревнованиях, для сдачи норм ГТО – требуется разрешения врача.

Специальная группа «А» и «В» по физкультуре в школе

  1. Уроки физкультуры для учащихся из группы «А» проводятся отдельно от всего класса.
  2. Занятия с ними проходят по специально разработанным индивидуальным программам. Однако им предоставляется возможность вместе с классом посещать теоретические занятия по физической культуре, делать доклады и писать рефераты.
  3. Спецгруппы предполагают занятия с подготовленными учителями физ-ры, прошедшими обучение в центрах ЛФК.
  4. Комплекс упражнений для детей разрабатывается строго в соответствии с медицинскими рекомендациями.
  5. Все упражнения делаются на специальных ковриках.
  6. Учащиеся не могут принимать участие в спортивных мероприятиях, но их присутствие в качестве болельщиков поощряется.
  7. Им нельзя заниматься в спортивных секциях.

Особенности занятий детей в спецгруппе «В» по физкультуре:

  1. Ученики, у которых в справке указана группа «В», полностью освобождаются от уроков физкультуры в школе, они занимаются только в медучреждениях.
  2. Занятия проходят по индивидуальным программам и под строгим контролем врача ЛФК.
  3. Таким ученикам разрешается посещать лишь теоретические занятия по этому предмету, проходящие в стенах школы.
  4. Врач ЛФК разрабатывает необходимый им комплекс упражнений. Эти упражнения можно выполнять и дома.
  5. Врач ЛФК консультирует родителей и выдает им нужные рекомендации.

Отметки

Многих родителей волнует вопрос: «Как будут ставиться оценки по физкультуре детям, которые вынуждены заниматься в дополнительной или специальной группе?» С учащимися из основной группы вопросов не возникает. Ведь они получают отметки на основании результатов сдачи нормативов. Многие родители даже не предполагают, что на сегодняшний день существуют учебники по физической культуре. Раньше таких учебников не издавали. Чаще всего, выставляя оценки, учителя просят детей из дополнительной и специальной группы написать реферат, сделать доклад, провести презентацию, посвященную ЗОЖ. Кроме того, физрук, оценивая ученика, ориентируется на его посещаемость теоретических занятий. Ученик совсем без отметки по этому предмету остаться не может.

А нам остается пожелать вашим деткам здоровья и отличных спортивных результатов.

Практика показывает, что организация работы специальных медицинских групп (СМГ) в школах пока серьезно отстает от требований времени. Это связано с тем, что процесс физического воспитания ослабленных детей очень сложен.
Если физические упражнения здоровых детей, подростков и юношества основаны на единой, общей для всех учащихся методике, то занятия в СМГ должны строиться по совершенно иным методикам.
Глубокие отличия в этиологии и патогенезе перенесенных заболеваний, различные локализации, характер и выраженность развившихся под влиянием патологического процесса нарушений требуют разного подхода к проводимым занятиям.

Принципы методики занятий СМГ

Прежде всего, это – оздоровительная лечебно-профилактическая направленность средств физической культуры. Преподаватель физического воспитания должен знать особенности влияния физических упражнений и средств закаливания на больной или ослабленный организм ребенка, уметь выбирать необходимые для лечения заболевания средства и методы физической культуры, уметь оценивать эффективность их влияния на организм.

Дифференцированным должен быть подход и к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме учащегося, вызванных патологическим процессом.

В подготовительный период средства и методы физического воспитания используются исключительно в оздоровительных целях.

В основном периоде по мере улучшения адаптации организма учащихся к условиям мышечной деятельности и восстановления нарушенного заболеванием функционального состояния постепенно переходят к профессионально-прикладной физической подготовке.

На заключительном этапе занятий обеспечивается повышение общей и особенно специальной работоспобности, укрепление защитных сил организма.

Комплектование групп

Основной критерий для включения учащегося в СМГ – установление диагноза с обязательным указанием степени нарушения функций организма.

Для более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов учащихся СМГ рекомендуется подразделять на две подгруппы – «А» и «Б» (по тяжести и характеру заболевания).

К подгруппе «А» относят тех, кто имеет отклонения обратимого характера, т.е. ослабленных в связи с различными заболеваниями.

В подгруппу «Б» объединяют школьников с необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени; высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.).

Деление на подгруппы позволяет определить режим занятий. При этом наиболее доступным критерием в отборе соответствующих нагрузок является пульсовой режим.

В случаях особенно выраженных нарушений функций опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата и значительных нарушений здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, учащихся направляют на занятия лечебной физкультурой в лечебно-профилактические учреждения. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного обследования.

Основной формой физического воспитания учащихся СМГ являются уроки, которые проводятся два раза в неделю по 45 мин. или три раза в неделю по 30 мин.

Обычно в группе до 12 человек. Для повышения эффективности занятий исключительно важен правильный подбор учащихся в группах, которые комплектуются по характеру заболевания:

    сердечно-сосудистой системы;

    эндокринной системы;

    пищеварительной, эндокринной систем и нарушения обменных процессов;

    позвоночника и опорно-двигательного аппарата;

    органов зрения и слуха;

    мочевыделительной системы;

    ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.).

Относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по форме заболевания. Допустимо следующее группирование: а) хроническая патология сердечно-сосудистой и дыхательной систем, б) патология опорно-двигательного аппарата и аномалия рефракции.

Практика показывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1–2-х, 3–4-х, 5–8-х, 9–11-х классов). Если число учащихся недостаточно для комплектования группы, то целесообразно объединять учеников трех или четырех классов: 1–4-х, 5–8-х, 9–11-х. Следует особо подчеркнуть необходимость строго дифференцированной нагрузки с учетом индивидуального подхода к учащимся.

Организация учебного процесса

На занятиях СМГ целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Но в методике их проведения есть особенность: занятие состоит не из трех, а из четырех частей.

Вводная часть (3–4 мин.): наблюдение за частотой пульса, дыхательные упражнения.

Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется от 4–5 раз до 6–8 раз. Особое внимание следует обращать на правильность дыхания. Не рекомендуются упражнения, требующие больших мышечных усилий и затрудняющие дыхание. При помощи общеразвивающих упражнений в подготовительной части занятия удается обеспечить поочередное (по принципу «рассеивания» нагрузки) включение в работу всех крупных мышечных групп. При этом нагрузка не должна возрастать резко. Специальные дыхательные упражнения, применяемые после наиболее утомительных физических нагрузок, позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом.

Основная часть (15–18 мин.): обучение и тренировки. В ней изучаются новые физические упражнения, тренируются дыхательные навыки, развиваются двигательные качества. Наибольшая физическая нагрузка должна приходиться на вторую половину основной части урока. Для этого учебный материал распределяется так, чтобы начальный период основной части был заполнен более легкими физическими упражнениями. Как правило, в этой части занятия проводят обучение одному новому упражнению. На каждом уроке необходимо также повторение нескольких упражнений, освоенных раньше. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения однообразных движений. Для этого, как и в подготовительной части занятия, необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы.

Предусмотренное программой по физическому воспитанию освоение гимнастики, легкой атлетики, баскетбола, лыжной подготовки, волейбола обеспечивается главным образом за счет основной части урока. Но для освоения отдельных разделов спортивной подготовки целесообразно использовать и подготовительную его часть.

Проводя занятия по каждому из разделов спортивной подготовки, необходимо заботиться о развитии двигательных качеств, тренировке выносливости, укреплении мышечной структуры организма.

Заключительная часть занятия (5 мин.) включает упражнения дыхательные и на расслабление. Главная задача этой части урока – восстановление функционального состояния организма учащихся после физических нагрузок. Здесь целесообразны упражнения на те мышечные группы, которые не были задействованы на уроке. Интенсивность этих упражнений, обеспечивающих активный отдых утомленных мышечных групп, должна быть ниже, чем в основной части занятия.

Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе занятия, учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они определяют в течение 10 секунд. Такой подсчет производится 4 раза: до занятия, в середине – после наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек.), после занятия и через 5 мин. восстановительного периода.

Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и специальной медицинских групп существенно различны. Учащиеся СМГ освобождены от выполнения каких-либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся:

– гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков; поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами;

– легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания гранаты, прыжки в длину;

– лыжная подготовка – техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении (по заданию преподавателя);

– плавание – правильное выполнение движений руками, ногами, умение держаться на воде и проплыть по заданию преподавателя отрезок дистанции изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при изучении техники плавания одним из способов.

О противопоказаниях к занятиям

При относительно одинаковом функциональном состоянии учащихся СМГ следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений, характерные для каждой группы заболеваний.

Заболевания сердечно-сосудистой системы предполагают групповой метод занятий (желательно на свежем воздухе, в парке или сквере). Урок строится так, чтобы преобладали циклические упражнения (различные виды ходьбы, лыжные прогулки, катание на коньках и др.). Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, со статическим напряжением, с резким ускорением темпа. Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, выполняются в положении лежа, сидя, стоя.

В процессе занятий необходим контроль за ЧСС и дыханием, цветом кожи и общим состоянием ребенка.

При заболеваниях органов дыхания в урок включают ходьбу, дозированный бег в сочетании с ходьбой и дыхательными упражнениями, лыжные прогулки, катание на коньках, игры, эстафеты. В холодную и ветреную погоду не следует проводить занятия на улице, особенно для страдающих бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале необходимо развивать правильное ритмичное дыхание, а также дыхание с акцентом на выдохе (особенно больным с бронхиальной астмой, обструктивным бронхитом и др.). Удлинить фазу выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произношением гласных звуков [а], [у], [е], [и], [о] и согласных [р], [ж], [ш], [щ], [з], [с] или их сочетаний (например, бре ,бры , бру и т.п.). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3–5 раз в день; дозировка для одного упражнения – 2–3 раза, количество упражнений – 3–4. После 2–3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями целесообразны занятия плаванием.

При ожирении в программу занятий включаются: длительная ходьба по пересеченной местности, бег в сочетании с ходьбой, ходьба на лыжах, занятия на тренажерах, плавание и игры в воде, гантельная гимнастика и т.д.

В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз), значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде (5–10 мин. – первый год обучения, 10–15 мин. – второй год обучения). Разрешение врача на занятия плаванием данного контингента детей оговаривается дополнительно.

Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается время игр и т.п.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на голове и руках.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как показывает опыт, для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать подвижные игры, для старшей – элементы танцев.

В занятия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение, занятия на тренажерах. Задача заключается в том, чтобы через физические упражнения приостановить прогрессирование болезни, а при функциональных нарушениях осанки – нормализовать ее.

Педагогический контроль за учениками осуществляется учителем на каждом уроке. На первых пятнадцати-двадцати уроках нельзя допускать появления признаков утомления (потоотделение, покраснение кожи и т.д.). В дальнейшем при хорошем самочувствии можно использовать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости. Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса в течение как одного урока, так и серии уроков. Пульс у основной массы ребят после урока должен вернуться к исходным данным в течение 15–20 мин.

Помимо контроля за уровнем физической подготовленности учащихся, учитель по мере прохождения материала оценивает правильность выполнения упражнений, улучшение показателей силы, гибкости, выносливости.

Домашнее задание

Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащихся, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашнего задания не должно превышать 15–20 мин. Чаще всего в домашние задания включаются следующие упражнения:

1. Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у зеркала).

2. Прыжки на месте (высота 20–30 см) с мягким приземлением.

3. Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги.

4. Упражнения из и.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах и разведены в стороны, кисти – одна на другой под подбородком, ступни вместе. Поднимание головы и рук назад или в стороны; поднимание головы и рук, согнутых в локтевых суставах (локти назад, лопатки соединены); поднимание головы и туловища, руки на поясе.

5. Упражнения из и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища: поднимание головы с одновременным сгибанием ступней; попеременное поднимание ног (под разными углами), движения велосипедиста; поднимание туловища с опорой руками о пол, то же – руки на пояс.

6. Упражнения на расслабление рук и поочередно ног, выполняемые из и.п.: стоя.

7. Упражнение из и.п.: стоя, руки в стороны: пяткой правой ноги прикоснуться к левому колену, зафиксировать это положение, сохраняя равновесие. То же – с закрытыми глазами.

8. Приседания на полной стопе, вытягивание рук вперед. Приседания на носках, руки впереди. То же – руки на поясе.

9. Упражнения для мышц стопы: захват легких предметов (малого мяча, коробка спичек и т.п.) пальцами ног, сгибая стопу в положении сидя.

10. Ходьба по гимнастической скамейке (линиям на полу) с подбрасыванием мяча, ударами его о пол и ловлей.

11. Упражнения с гимнастической палкой: наклон вперед, палку горизонтально вверх, за голову, за лопатки (одним движением занести палку, удерживаемую перед собой двумя руками, за спину).

12. Равновесие на левой (правой) ноге («ласточка»).

13. Прыжки через скакалку на одной и обеих ногах с мягким приземлением на носки.

14. Из стойки на коленях сед на пол сбоку (справа, слева) и возвращение в и.п.

15. Разучивание движений рук в определенном способе плавания из положения стоя, то же – ногами, но в положении сидя.

16. Освоение координации движений в определенном способе плавания.

Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно проводить собрания, беседы с родителями, приглашать их на уроки, объяснять им, как необходимо стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных упражнений.

Проведение спортивных и подвижных игр

Особого внимания требует методика проведения игр. Включенные в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление учащихся, поэтому учителю следует пристально следить за первыми его признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая возникновение переутомления.

1. Гонка мячей (волейбольных или баскетбольных). Проводится в виде эстафет:

а) передача мяча над головой (2 раза);
б) передача мяча между ногами (2 раза);
в) передача мяча справа, слева (по 2 раза);
г) передача мяча под ногами, над головой, справа, слева (по 2 раза).

2. Передача волейбольного мяча и ее разновидности:

а) подбрасывание мяча над собой, ловля его и передача товарищу. Игра проводится при построении в 2 шеренги, лицом друг к другу, на расстоянии 4–6 м (по 3–5 раз);
б) то же, но при построении в 2 колонны, стоящие лицом друг к другу, после передачи игрок переходит в конец противоположной колонны (по 2 раза);
в) перебрасывание мяча через сетку: 2.1. Двумя мячами – одновременное перебрасывание по сигналу. Два тайма по 3 мин; 2.2. Одним мячом – кто поймает, тот бросает. Один тайм 3 мин.

3. Передал – садись:

а) передача мяча капитаном (капитан стоит лицом к колонне на расстоянии 1–3 м) каждому игроку. Ученик, получив мяч и отдав его капитану, садится на пол (1–2 раза);
б) то же, но последний в колонне, получив мяч, говорит: «Гоп!», все встают и передают мяч справа или слева, между ног, над головой (по договоренности) (1–2 раза).

4. Технические приемы баскетбола. Школьники построены в 2 шеренги лицом друг к другу:

а) передача мяча двумя руками от груди (5 раз);
б) передача мяча от груди с ударом о площадку (5 раз);
в) ведение мяча (5 ударов правой рукой, 5 ударов левой) (3 раза);
г) имитация броска мяча в кольцо (5 раз);
д) ведение мяча и бросок его в кольцо (3 раза);
е) комбинация из ведения и передач мяча (3 раза).

5. Игра «Мяч капитану»:

а) смена играющих через 3 мин;
б) смена играющих через 5 мин.

6. Эстафета с элементами баскетбола:

а) продолжительность эстафеты до 3 мин;
б) продолжительность эстафеты до 5 мин. В команде – 6–8 игроков.

7. Игра в баскетбол по упрощенным правилам:

а) смена игроков через 3 мин;
б) смена игроков через 5–6 мин.

Игры 1–4 рекомендуются для школьников 4–8-х классов на первом году обучения, на втором году уже проводят игры 1–5, для 9–10-х классов на первом году обучения дают игры 1–5, а на втором году – 5–7, кроме того, добавляют элементарные технические приемы игры в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам. Дозировка игр приведена для одномоментного проведения. На уроках второго года обучения возможно проведение этих игр с двумя и даже с тремя повторениями, но между ними должен быть интервал не менее 5 мин, который заполняется упражнениями на расслабление мышц, ходьбой, дыхательными упражнениями и отдыхом не менее 1 мин.

Одним из критериев правильности дозировки и проведения игры может служить восстановительный период частоты сердечных сокращений, который должен быть не более 5–7 мин.

Тщательного продумывания и внимания требуют уроки лыжной подготовки. Перед началом занятий лыжной подготовкой школьники должны пройти дополнительный медицинский осмотр. На занятиях параллельно решаются задачи обучения ходьбе на лыжах и закаливания. Основное внимание должно обращаться на овладение техникой передвижения, поворотов, подъемов и спусков. Во время занятий необходимо строго следить за выполнением всех санитарно-гигиенических правил: рациональная одежда, соответствующая погоде, температура воздуха не ниже –15 градусов, правильный режим занятий. Необходимо избегать как перегревания, так и переохлаждения занимающихся. Поскольку скорость движения невелика, учителям необходимо контролировать, чтобы школьники делали вдох и выдох только через нос, что позволит избежать переохлаждения верхних дыхательных путей.

Работа с родителями

С первых дней работы по физическому воспитанию учащихся СМГ большое значение должно придаваться систематической работе с родителями. Хотя все родители и желают видеть своих детей здоровыми, сильными, стройными, выносливыми, хорошо успевающими в учебе, но лишь в 8% (из 100 опрошенных) семей дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, систематически используют средства физической культуры для его улучшения. Одной из основных причин недооценки роли физических упражнений является недостаточная осведомленность родителей об их пользе для улучшения здоровья и правильного физического развития ребенка. Родительские собрания, беседы, лекции, без сомнения, позволят добиться положительных сдвигов в решении этой проблемы.

Врачебные наблюдения в процессе занятий физическими упражнениями

При врачебных наблюдениях изучаются естественные условия, в которых проводятся занятия, учитываются показатели интенсивности и объема проделанной физической работы. Большое значение при этом, как уже говорилось, имеет наблюдение за внешними признаками утомления в процессе выполнения физических нагрузок. Если у учащихся возникает неудовлетворительное состояние после занятия, обусловленное несоответствием режима физических напряжений состоянию их здоровья, степени тренированности, необходимо снизить физические нагрузки, дать детям отдых, а в ряде случаев провести углубленное клиническое исследование.

Реакция на физическую нагрузку в процессе занятий должна проявляться умеренными сдвигами физиологических показателей. В зависимости от характера и интенсивности нагрузок частота сердечных сокращений, артериальное давление крови, частота дыхания повышаются, период восстановления показателей до исходного уровня обычно не превышает 5 мин. Вес тела существенно не меняется. Жизненная емкость легких и мышечная сила могут увеличиваться или умеренно снижаться, свидетельствуя в последнем случае о появлении утомления. Небольшая степень утомления на занятиях физическими упражнениями с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, вполне допустима.

Физиологическая кривая физической нагрузки определяется при подсчете пульса непосредственно перед началом и сразу после окончания каждой части урока. Полученная кривая пульса в определенной мере отражает реакцию организма, вызванную упражнениями, и позволяет проследить ее в динамике. На занятиях с учащимися СМГ рекомендуется так называемый волнообразный характер кривой.

Ахмедиев М.М., Махмудов Ш.Д., Шамсиев А.Т., Республиканский научный центр нейрохирургии МЗ РУз, Ташкентская медицинская академия, Республика Узбекистан

Резюме

Обосновывается протокол обследования и хирургические опции современного лечения детей со спинномозговыми грыжами. Хирургический прием, предполагаемый при вмешательстве, у каждого пациента должен быть обоснован объективными методами диагностики спинномозговой грыжи. Выполнение рекомендаций по лечению детей с врожденными спинномозговыми грыжами позволяет улучшить их качество жизни.

Ключевые слова

Врожденные спинномозговые грыжи, хирургическое лечение, дети.

Введение

Среди врожденных пороков развития аномалии центральной нервной системы (ЦНС) составляют 30 %. Они протекают наиболее тяжело, с различными осложнениями, порой инвалидизацией ребенка на продолжительный срок, а иногда и на всю жизнь. Среди врожденных пороков развития центральной нервной системы спинномозговые грыжи (СМГ) составляют 65 %, или 1-4,2 случая на 1000 новорожденных . В большинстве случаев дефекты невральной трубки имеют мультифакторную природу, и в их возникновении играют важную роль как наследственные факторы, так и факторы внешней среды . Стандартный алгоритм обследования новорожденного или ребенка с дефектом развития невральной трубки и хирургическое лечение проводятся обычно после первого месяца жизни ребенка, когда степень адаптации новорожденного к внеутробному существованию значительно повышается .

Классификация СМГ:

    Spina bifida (незаращение дужек позвоночника).

    Spina bifida occulta

    • Фиксированный спинной мозг (tethetred cord).

      Спинальная липома.

    • Расщепленный спинной мозг.

      Диастематомиелия.

      Дипломиелия.

    Spina bifida aperta.

    • Миеломенингоцеле.

Прогностические факторы

Основным прогностическим критерием у больных с СМГ является нозология в соответствии с МКБ-10 (стандарт). Поэтому тактика лечения определяется нозологическим диагнозом. Другими прогностическими критериями являются: структурные изменения (характер, локализация и выраженность), функциональные нарушения (основные клинические синдромы), тип течения заболевания (стабильный, медленно, быстро и стремительно прогрессирующий), состояние клинической компенсации (компенсации, субкомпенсации, декомпенсации), возраст пациента, общий статус (коэффициент Карновского), сопутствующие заболевания. Эти факторы также в определенной степени влияют на выбор тактики хирургического лечения .

Определение понятий

Цель работы - разработка протоколов лечения СМГ у детей. Применение этих протоколов будет являться практическим руководством для нейрохирургов и врачей смежных специальностей, позволит улучшить качество жизни и эффективность лечения детей с СМГ. Методология работы основывается на лечении данной нозологии с учетом опыта работы отделения детской нейрохирургии РНЦНХ. Ниже остановимся на определении понятий "стандарты", "рекомендации", "опции".

Стандарты. Это общепризнанные принципы диагностики и лечения, которые могут рассматриваться в качестве обязательной лечебной тактики. Большей частью это данные, подтвержденные наиболее доказательными исследованиями (1-2-го класса) - мультицентровыми проспективными рандомизированными исследованиями, или же данные, подтвержденные независимыми крупными нерандомизированными проспективными исследованиями, выводы которых совпадают.

Рекомендации. Лечебные и диагностические мероприятия, рекомендованные к использованию большинством экспертов по данным вопросам, могут рассматриваться как варианты выбора лечения в конкретных клинических ситуациях. Эффективность рекомендаций показана в исследованиях 2-го и реже 3-го класса доказательности, т.е. в проспективных нерандомизированных и крупных ретроспективных исследованиях. Для перехода этих положений в разряд стандартов необходимо их подтверждение в проспективных рандомизированных исследованиях.

Опции. Основаны на небольших исследовательских работах 3-го класса доказательности и представляют главным образом мнение отдельных авторитетных по тем или иным направлениям экспертов.

Принципы диагностики и лечения СМГ

Диагностика

Первичная диагностика СМГ осуществляется преимущественно обычно сразу после рождения ребенка (рекомендация). Пациенты с СМГ в последующем должны быть обследованы комплексно с оценкой общего статуса, неврологической симптоматики, с использованием методов нейровизуализации - компьютерной (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) (стандарт) .

Золотым стандартом предоперационного обследования является МРТ. Преимущества МРТ:

    Определяет анатомо-морфологические взаимоотношения в сложной анатомической системе "спинной мозг + позвоночный канал + мягкие ткани".

    Верифицирует скрытые формы спинального дизрафизма (дермоидная киста, диастематомиелия, дорсальная липома, утолщенная конечная нить).

    Выявляет прямые и косвенные признаки вторичной фиксации спинного мозга (низкое положение конуса, сирингомиелия, гиперлордоз пояснично-крестцового отдела) .

В случаях когда МРТ не может быть выполнена, необходимо проведение КТ без контрастного усиления и с ним (опция). МСКТ-миелография и герниография в аксиальной плоскости, во фронтальной и сагиттальной реконструкциях, а также дополненная полипозиционной 3D-реконструкцией, могут предоставить многоплановую информацию о структурных изменениях в зоне патологического очага (рекомендации) .

После обследования и установления диагноза пациент с СМГ должен быть госпитализирован в специализированный нейрохирургический стационар, располагающий необходимым оснащением и укомплектованный квалифицированным специально подготовленным персоналом (стандарт) . Необходимо определить круг нейрохирургических учреждений, соответствующих этим требованиям.

В послеоперационном периоде после удаления СМГ обязательно выполнение МРТ (стандарт), а также КТ (рекомендация). Общий статус оценивается по шкале Карновского (стандарт).

Лечение

Хирургическое лечение. Для хирургического лечения больной с СМГ должен быть госпитализирован в специализированное нейрохирургическое учреждение (стандарт). Стандартным лечебным мероприятием у больных с СМГ является хирургическое лечение, так как это единственный метод, позволяющий уменьшить или стабилизировать неврологический дефицит . Показания к хирургическому лечению зависят от возраста пациента, его общего статуса, а также анатомического расположения СМГ и ее формы . Правильный выбор разреза определяет характер заживления раны в послеоперационном периоде . Хирургическое удаление СМГ производится с целью уменьшения неврологического дефицита (стандарт). Удаление СМГ должно быть без функционального риска (рекомендация) с использованием микрохирургической техники и интраоперационной оптики (стандарт). Герметическое закрытие (при необходимости - пластика) твердой мозговой оболочки при завершении операции является стандартом. По показаниям могут быть использованы нейронавигация, интраоперационный электрофизиологический мониторинг (рекомендации). Стандартом в лечении является разрешение гидроцефалии путем проведения шунтирующей операции (эндоскопическая фенестрация дна III желудочка или вентрикулоперитонеостомия) .

Гистологическое исследование. Во всех случаях следует стремиться к гистологической верификации СМГ (стандарт). Гистологический диагноз следует устанавливать на основе микроскопического исследования в соответствии с патоморфологической Классификацией опухолей ЦНС, принятой ВОЗ в 2000 г. (стандарт). В единичных случаях возможно обнаружение незрелой опухоли (эмбриональный рак), расположенной на внутренней выстилке СМГ. По возможности морфологическое исследование СМГ дополняется молекулярно-генетическим исследованием родителей (опция).

Симптоматическое лечение. При обследовании основным моментом тактики лечения является вопрос о возможности обеспечения оптимального лечения. Под оптимальным лечением подразумевается удаление СМГ на основании оценки критериев операбельности (стандарт). У некоторых детей при наличии грубой сопутствующей соматической патологии, при большой протяженности СМГ, нарушении жизненно важных функций операция может не проводиться (рекомендация). Симптоматическое лечение может быть рассмотрено в качестве альтернативного лечения для этих пациентов (рекомендации).

Исходы хирургического лечения СМГ

Основной причиной неблагоприятных результатов лечения спинномозговых грыж являются воспалительные осложнения и множественные сочетанные уродства. При разорвавшихся грыжах наличие ликвореи, а в последующем менингита приводит либо к задержке проведения операции, либо к ее проведению в неблагоприятных условиях . Если учесть, что источником инфекции является грыжевая киста, то становится очевидной необходимость ее ранней ликвидации. Исходы хирургического лечения СМГ находятся в прямой зависимости от анатомической формы грыжевой кисты, степени выраженности функциональных нарушений спинного мозга и возраста ребенка. При полной дистопии спинного мозга с его расщеплением в послеоперационном периоде обычно улучшения не отмечается. Параличи нижних конечностей у таких больных и нарушение функции тазовых органов остаются до конца их жизни. Характерной является связь более благоприятных исходов с операциями, произведенными в первые месяцы жизни ребенка. Здесь имеет значение сохранность нервных корешков и спинного мозга, несмотря на их вовлечение в полость грыжевой кисты. В местах сращения корешков конского хвоста или спинного мозга со стенкой грыжевой кисты отмечается истончение и дегенерация последних. При этом у детей старшего возраста с увеличением грыжевой кисты может развиться полный перерыв указанных нервных структур, что приводит к необратимым двигательным нарушениям нижних конечностей. У детей первых месяцев жизни полный перерыв корешков конского хвоста в стенке грыжевой кисты отмечается редко.

Развитие высокотехнологичных подходов в хирургии СМГ не исключает риск развития послеоперационных осложнений, что указывает на необходимость разработки оптимальных методик их профилактики . Операция удаления СМГ не может считаться конечным этапом лечения. С целью обеспечения комплексного подхода к лечению больных со СМГ необходимо участие нейрохирургов, физиотерапевтов, урологов, реабилитологов, ортопедов (стандарт).

Комплексное воздействие на процессы восстановления функции спинного мозга включает следующее: а) нейропротекцию с целью восстановления функции корешков спинного мозга, б) использование физических факторов с целью максимальной стимуляции регенераторного потенциала.

Важным направлением нейропротективной терапии является применение препаратов с нейротрофическим и нейромодуляторным свойствами. Одним из наиболее известных препаратов нейротрофического ряда является Церебролизин, представляющий собой белковый гидролизат вытяжки из головного мозга свиней, активное действие которого обусловлено фракцией низкомолекулярных пептидов. Защитные эффекты Церебролизина включают его оптимизирующее действие на энергетический метаболизм мозга и гомеостаз кальция, стимуляцию внутриклеточного синтеза белка, замедление прцессов глутамат-кальциевого каскада и перекисного окисления липидов. Вместе с тем препарат обладает выраженным нейротрофическим эффектом (рекомендации). Доказано, что введение церебролизина приводит к увеличению в коре головного мозга числа стволовых клеток-предшественников нейронов, большинство из которых позднее дифференцируется в новые нейроны. Церебролизин повышает жизнеспособность нейронов и тормозит процесс нейроапоптоза, в частности, провоцируемого различными стрессорными факторами. Это установлено в экспериментах на культуре корковых нейронов эмбрионов цыплят, которая выращивалась в условиях депривации нейротрофических факторов. В то же время удалось доказать, что в условиях апоптотического процесса, развивающегося, например, под воздействием эксайтотоксических или свободнорадикальных факторов, Церебролизин способствует выживанию нейронов .

Лечебные и физиотерапевтические мероприятия следует определять с учетом нарушений функций тазовых органов . Лечение сопутствующей косолапости, трофических проявлений и других аномалий необходимо проводить в ранние сроки после грыжесечения. Дети, страдающие парезами нижних конечностей, должны подвергаться длительному физиолечению. Массаж и лечебная гимнастика показаны до ликвидации или улучшения нарушенных двигательных функций конечностей. Вместе с этим должны проводиться активные и пассивные упражнения для ног. Необходимым дополнением в процессе лечения является электростимуляция мышц. Особое значение необходимо придавать выработке рефлекса на мочеиспускание и дефекацию в определенные часы суток.

Заключение

На основании вышеизложенной тактики лечения СМГ предполагается обосновать рекомендации по лечению этих пороков развития центральной нервной системы.

Литература
1. Ахмедиев М.М. Хирургическое лечение врожденных спинномозговых грыж // Мат-лы II Всероссийской конф. "Детская нейрохирургия". Екатеринбург. 27-29 июня 2007 г. - М., 2007. - С. 125.
2. Ахмедиев М.М. Диагностика и оперативное лечение врожденных спинномозговых грыж // Мат-лы Всероссийской научно-практич. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения В.М. Бехтерева. Поленовские чтения. 24-27 апреля 2007 г. - СПб., 2007. - С. 254.
3. Ахмедиев М.М. Ликворошунтирующие операции при врожденных пороках развития центральной нервной системы у детей, осложненных гидроцефальным синдромом // Сб. тезисов III научно-практич. конф. "Актуальные проблемы нейрохирургии". - Ташкент. - 2008. - С. 13.
4. Ахмедиев М.М. Качество жизни детей, оперированных по поводу спинномозговой грыжи в раннем возрасте // Український нейрохiрургiчний журнал. - № 3. - 2007. - C. 56.
5. Ахмедиев М.М. Профилактика регионарных гнойно-воспалительных осложнений у детей со спинномозговыми грыжами // Мат-лы VIII Республ. научно-практич. конф. "Актуальные проблемы организации экстренной медицинской помощи: вопросы нозокомиальной инфекции в экстренной медицине". - Самарканд. - 2008. - С. 101-102.
6. Ахмедиева Ш.Р., Ахмедиев М.М. Оценка качества жизни детей со спинномозговой грыжей // Мат-лы Республ. науч.-практич. конф. "Современные аспекты педиатрии. Наука и практика" 25 марта 2008. Ташкент. - С. 52-53.
7. Ахмедиев М.М. Ведение детей с врожденными спинномозговыми грыжами // Матеріали з’їзду нейрохірургів України (Дніпропетровськ, 27-30 травня 2008 р.). - Дніпропетровськ. - 2008. - С. 125.
8. Ахмедиев М.М. Протокол ведения детей с врожденными спинномозговыми грыжами // Мат-лы VII съезда травматологов-ортопедов Узбекистана "Травматология и ортопедия в современном аспекте". 5-6 сентября 2008 г. - Ташкент. - С. 176-177.
9. Ахмедиев М.М., Ахмедиева Ш.Р. Врожденные пороки развития первичной невральной трубки у детей грудного и раннего возраста // Неврология. - 2008. - № 3-4 (39-40). - С. 125.
10. Ахмедиев М.М. Особенности магнитно-резонансных и клинических проявлений при врожденных спинномозговых грыжах с синдромом натянутого спинного мозга // VII научно-практич. конф. радиологов Узбекистана "Современные методы медицинской визуализации и интервенционной радиологии". 11-12 июня 2008. - Ташкент. - С. 47-48.
11. Ахмедиев М.М. К лечению врожденных спинномозговых грыж у детей // Мат-лы юбилейной научно-практич. конф., посвященной памяти 70-летия проф. А.С. Сулейманова, "Актуальные проблемы детской хирургии". Ташкент. 29 ноября 2008 г. - С. 136-137.
12. Ахмедиев М.М., Махмудов Ш.Д. Течение и прогноз результатов хирургического лечения врожденных спинномозговых грыж у детей // Всероссийская научно-практич. конф. "Поленовские чтения". 22-24 апреля 2009 г. - СПб. - С. 317.
13. Ахмедиев М.М., Махмудов Ш.Д. Рентгенорадиологические и диагностические критерии хирургического лечения детей со спинномозговыми грыжами // Мат-лы III Евразийского радиологического форума "Радиология: наука и практика". Астана. - 2009. - С. 413-415.
14. Ахмедиев М.М., Махмудов Ш.Д., Ахмедиева Ш.Р. Хирургическое лечение сочетанной аномалии развития: спинномозговой грыжи и гидроцефалии // Мат-лы 1-го съезда Ассоциации врачей экстренной медицинской помощи. - Ташкент. - 2009. - С. 296.
15. Мирсадыков Д.А. и др. Возможности мультиспиральной компьютерно-томографической миелографии и герниографии в дифференциальной диагностике разновидностей spina bifida // Нейрохирургия и неврология детского возраста. - 2008. - № 1. - С. 33-44.
16. Орлов Ю.А. и др. Хирургия спинномозговых грыж у новорожденных // Нейрохирургия и неврология детского возраста. - 2008. - № 1. - С. 107-109.
17. Шодиев А.Ш., Мамадалиев А.М. Некоторые особенности клиники и лечения спинномозговых грыж // Нейрохирургия. - 2000. - № 4. - С. 40-42.
18. Югай И.А., Ахмедиев М.М. Ведение детей с гидроцефалией, сочетанной со спинномозговыми грыжами // Всероссийская научно-практич. конф. "Поленовские чтения". Тезисы. 22-24 апреля 2009 г. - СПб. - С. 355-356.
19. Ladurner G., Kalvach P., Moessler H. // Journal Neural. Transmission. - 2005. - 112. - 415-428.

- 78.00 Кб

Содержание

Введение………………………………………………………… ……………..1

Общая характеристика специальной медицинской группы……………2

Основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским группам………………………………………4

Общеразвивающие упражнения для студентов специальной медицинской группы………………………………………………………….6

Дифференцированный подход в работе с учащимися в СМГ………13

Заключение…………………………………………………… ……………..15

Список литературы………………………………… ………………………16

Ведение

На основании данных о состоянии здоровья студенты распределяются на ряд медицинских групп - основная, подготовительная и специальная (далее спецмедгруппа).

В спецмедгруппу попадают лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Эти лица занимаются по специальным медицинским программам.

Невысокий уровень здоровья и низкая двигательная активность молодежи - проблема, привлекающая внимание многих специалистов. Для студентов спецмедгруппы за основу физического воспитания целесообразно брать последовательное развитие различных физических качеств с введением специальных физических упражнений, направленных на устранение имеющихся отклонений. Основной вопрос в методике занятий со спецмедгруппами - определение исходного и необходимого уровня физической нагрузки с учетом состояния здоровья, пола, физической подготовки.

Здоровье и учебная деятельность студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение. Чтобы студенты специальной медицинской группы успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходим оптимальный режим двигательной активности.

Общая характеристика специальной медицинской группы (СМГ)

Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.

К специальной группе А (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством преподавателем физической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации. 1

В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. при этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей. 2

К специальной группе Б (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в образовательных учреждениях.

Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей. 3

Основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским группам :

Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

Улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;

Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

Воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

Овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

Обучение правилам подбора, выполнения и формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и преподавателя; самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;

Обучение способам самоконтроля при выполнении упражнений различного характера;

Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания. 4

Применительно к такой категории занимающихся организация работы требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки инновационных подходов, средств, методов, форм физической культуры, здоровье формирующих технологий.

Общеразвивающие упражнения для студентов специальной медицинской группы

Общеразвивающие упражнения - основной вид упражнений в спецмедгруппах, они обеспечивают решение главных задач, стоящих перед группами здоровья. Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков. С их помощью легко дозировать нагрузку на занятиях, избирательно воздействовать на организм. 5

Общеразвивающие упражнения могут выполняться без предметов, с предметами и на снарядах.

1. Упражнения без предметов

1.1 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений. Движения в стороны, вверх, назад, вперед осуществляются как прямимы руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Эти упражнения могут широко сочетаться с упражнениями для других мышечных групп.

1.2 Упражнения для мышц шеи - наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

1.3 Упражнения для мышц ног - различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперед и другие. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. К упражнениям без предметов относятся упражнения в сопротивлении, выполняемые в парах. Они способствуют общемцу физическому развитию организма, развитию гибкости, силы и подвижности суставов.

2. Упражнения с предметами

Упражнения с предметами используют для развития силы, гибкости, координационных способностей. При их выполнении на организм оказывается дополнительная нагрузка благодаря увеличивающейся амплитуде движений, усложняется координация, предъявляются повышенные требования к точночти движений.

2.1 Упражнения с гимнастической палкой незаменимы в воспитании координации и точности движений, правильной осанке, навыков правильной и красивой ходьбы.

2.2 Упражнения с малыми мячами - в основном в женских группах. Это подбрасывания мяча и его ловля в самых различных вариантах.

2.3 Упражнения с волейбольными и баскетбольными мячами особенно широко используются в спецмедгруппах. Это поднимания мяча руками, движения с мячом в сочетании с наклонами и т.п.

2.4 Упражнения снабивным мячом помогают избирательно развивать отдельные группы мышц, последовательно увеличивая нагрузку.

2.5 Упражнения с гантелями эффективны для укрепления мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног. 6

3. Упражнения на снарядах

Такие упражнения занимают большое место среди других упражнений. Они применяются с целью общего и избирательного воздействия на определенные мышечные группы, суставы, для облегчения ряда упражнений.

3.1 Упражнения на гимнастической стенке служет средством общего и специального воздействия на организм. Они позволяют содействовать развитию силы, гибкости и выносливости.

3.2 Упражнения на гимнастической скамейке способствуют разностороннему развитию организма, устранению дефектов осанки.

4. Упражнения спецнаправленности

Упражнения спецнаправленности применяются для улучшения деятельности отдельных органов и систем организма. К ним относят упражнения на воспитание осанки, увеличение подвижности грудной клетки и ритмичности дыхания, корригирующие упражнения.

5. Прикладные упражнения

К ним относятся - ходьба, бег, прыжки, метание и т.п. Цель -совершенствование естественных движений, повышение уровня физической подготовленности, улучшение функционального состояния всех систем организма. Эти упражнения способствуют более полной координации деятельности отдельных органов и систем организма, они способствуют развитию навыков овладения телом, поддержания правильной осанки, учат ориентации во времени и пространстве, улучшают ориентацию во времени и пространстве, повышают двигательную координацию, выносливаость, силу, гибкость, быстроту, ловкость. 7

6. Спортивные и подвижные игры

Они имеют большое значение для развития таких физических качеств, как быстрота реакции на движущиеся предметы, выносливость, сила, равновесие, точность и др. Во время проведения игровыхупражнений движения непрерывно меняются, напряжение чередуется с расслаблением мышц.

В занятиях со спецмедгруппами наибольшее применение нашли подвижные игры, а также волейбол и баскетбол.

6.1 Подвижные игры широко используются в основной и заключительной частях занятия, где им отводится 3-7 минут. К таким играм относят "Третий лишний", "Тяни в круг", "День и ночь" и др.

6.2 Волейбол приемлем для людей, занимающихся в группах здоровья, однако прежде, чем приступить к самой игре, необходимо обучить занимающихся основным техническим элементам этой игры.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .

  1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
  2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

  • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
  • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
  • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

  1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
  2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
  3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
  4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

  • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
  • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

Детей из данной группы допускают до…

  1. Сдачи норм ГТО.
  2. Учебных занятий в полном объеме.
  3. Сдачи нормативов.
  4. Тренировок в спортивных секциях.
  5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
  6. Участия в туристических походах.
  7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

В частности:

  • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
  • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
  • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

  • Слабо подготовленных в физическом плане.
  • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
  • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
  • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

Детей из данной группы допускают до:

  1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
  2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

Также им запрещены:

  • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
  • Длительный бег.
  • Большое количество повторений упражнений.

Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

  1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
  2. Замена бега на ходьбу.
  3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
  4. Увеличение пауз для отдыха.

Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

  • Печать и подпись.
  • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
  • Диагноз.
  • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
  • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
  • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

Детей из специальной группы А допускают до:

  1. Занятий по специально разработанной программе.
  2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.

В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

  • Акробатические.
  • Силовые.
  • Скоростные.
  • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

Запрещено:

  1. Участие в соревнованиях.
  2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
  3. Посещение спортивных секций.
  4. Сдача нормативов.

Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

  • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

Детей из специальной группы Б допускают до:

  1. Занятий ЛФК.
  2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.