Исполнения поручений и указаний президента. Послания и поручения президента российской федерации как официальные письменные документы Центр компетенции по импортозамещению ПО в органах власти

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

Властные полномочия Президента РФ выражаются посредством издания указов и распоряжений . В настоящее время исследованию природы этих документов посвящены труды ученых правоведов, политологов . В документоведении данные виды документов исследуются, как правило, с исторических позиций . Однако это не исчерпывающий перечень документов, посредством которых глава государства выражает свое волеизъявление. Важное место в системе официальных документов Президента РФ занимают послания и поручения .

Рассмотрим некоторые аспекты, связанные с их характеристикой.

Решающая роль в системе формирования и реализации государственной политики принадлежит Президенту РФ как главе государства. В силу нормы статьи 80 Конституции Российской Федерации в его полномочия входит обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, а также определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Эти функции Президент реализует, утверждая доктрины, стратегии, концепции , а также выступая с ежегодными посланиями .

Следует отметить, что традиция ежегодных посланий в России существует с 1994 года. Отличительная особенность послания том, что его содержание изложено в форме доклада, с которым Президент РФ выступает перед парламентом. Но послание – это не нормативный документ, а разновидность обращения к законодательной (представительной) ветви власти, в котором декларируется позиция главы государства по основным положениям внутренней и внешней политики. Однако обращению Президента присущ один из основных признаков нормативного документа – его опубликование в официальных источниках, что фактически расширяет круг адресатов (помимо Федерального Собрания) и делает его прямым обращением к народу России. Сформулированные Президентом выводы и расставленные в послании приоритеты учитываются как парламентом, так и правительством при составлении планов законопроектных работ.

Таким образом, по своей сути послание ассоциируется с программным документом, поскольку в нем обозначены основные направления развития страны, государственной и бюджетной политики на ближайшую перспективу. Отнесение послания к программным документам подтверждается и принятым в 2014 г. федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» . Согласно статье 15-й послание Президента РФ является основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определения направления достижения указанных целей, важнейших задач, подлежащих решению, а также для разработки других документов стратегического планирования.

Послание одновременно является и программным документом для самого Президента РФ, поскольку он издает соответствующие указы в целях его исполнения и решения сформулированных в нем задач .

Темы ежегодных посланий Президента РФ зависят от политической ситуации в стране. В остальном форма и содержание послания выбираются Президентом, так как нормативных требований к такому документу почти нет. Имелись лишь отдельные эпизоды, затрагивающие, в основном, требования, предъявляемые к тексту послания. Например, предусматривалось, что в специальном разделе послания Президента РФ констатировалось состояние экономики Российской Федерации, формулировались и обосновывались стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводились важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу .

Несмотря на высокий статус посланий российского Президента, дискуссионным считается вопрос об их юридической силе. Существует мнение, что послание – нормативный документ, по своей силе приравниваемый к закону. Имеется и противоположная точка зрения, согласно которой послание – это официальный документ, который «не является нормативным актом, обязательным для граждан и должностных лиц, так как не включает правовые нормы» .

Нейтральной точки зрения придерживаются правоведы, полагающие, что президентские послания носят характер политического акта с элементами распорядительных функций. Они служат ориентиром законодательной деятельности парламента. В то же время по отношению к федеральному правительству их императивность очевидна.

Федеральное собрание – составная часть демократического механизма власти, и не считаться с официальными взглядами главы государства оно не может, поэтому заявленные президентские позиции влияют на составление плана законопроектных работ парламента. Не было случая, чтобы российский парламент каким-либо образом не отреагировал на выступления Президента РФ.

Поэтому, по мнению ученых-правоведов, существует необходимость в специальной правовой регламентации юридической природы ежегодного послания Президента РФ, которая позволит снять неопределенность в этом вопросе.

Однако вне обсуждения, а, следовательно, открытым остается вопрос подготовки и оформления послания Президента как официального письменного документа.

Как было отмечено, в соответствии с Конституцией РФ Президент издает указы и распоряжения, которые являются обязательными для исполнения. Для издания указов и распоряжений предусмотрена специальная процедура . Подготовка всех документов главы государства осуществляется в специальном органе – Администрации Президента РФ. Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль над исполнением его решений. На сайте Президента РФ указано, что «Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проекты ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию» . В этой связи более детальная технология подготовки документов, издаваемых Президентом РФ, отражается в Инструкции по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации, одна из редакций которой представлена в сети Интернет .

Необходимо констатировать, что унифицированная форма указов и распоряжений, включающая обязательный состав реквизитов, была установлена Правилами оформления документов в Администрации Президента . Рекомендации по оформлению проектов указов и распоряжений содержатся и в «Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» , поскольку исполнительная ветвь власти в ряде случаев выступает разработчиком проектов документов по вопросам, находящимся в полномочиях Президента. На рис. 1 представлена внешняя форма копии указа. На подлиннике документа оформлена личная подпись Президента РФ. Распоряжение Президента РФ имеет аналогичную внешнюю форму. Различие заключается в отсутствии проставления реквизита «место издания» и наличии буквенного обозначения «рп» (распоряжение Президента) в регистрационном номере (регистрационный номер указа Президента содержит лишь порядковый номер в рамках календарного периода - один год).

В то же время, несмотря на высокий статус, в отношении посланий Президента не предусмотрено ни определенной процедуры их подготовки, ни требований, предъявляемых к их оформлению. Целесообразность подобной регламентации очевидна, учитывая важность данного документа. Особое внимание при этом должно быть уделено документированной процедуре, отражающей ход разработки проекта послания в Администрации Президента. Что касается внешней формы послания, то, учитывая, что данный вид документа имеет признаки правового акта (обязательное опубликование), можно предположить, что его формуляр аналогичен унифицированной форме указа и распоряжения. Немаловажным является определение количества экземпляров послания, поскольку данный вид документа должен быть отнесен к документальному фонду Федерального Собрания РФ (адресат) и к документальному фонду Администрации Президента (автор документа). Не вызывает сомнений, что послание президента как документ, представляющий особую ценность, подлежит постоянному хранению.

Рис. 1. Внешняя форма указа Президента РФ

Следующий документ, процедура подготовки которого также осуществляется Администрацией Президента РФ – поручение Президента РФ.

В указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» предписано «безусловное и своевременное исполнение поручений». При этом «руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ несут персональную ответственность за своевременное и полное исполнение поручений Президента Российской Федерации». Требуется «ввести во всех федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ систему упреждающего контроля, для чего обязать руководителей заблаговременно представлять информацию о принятых мерах по исполнению поручений Президента Российской Федерации с последующим докладом в установленные сроки об итогах проделанной работы». Необходимо «вносить представления о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности» . Что касается сроков исполнения поручений, то они, как правило, указываются в тексте поручений.

Таким образом, сфера действия поручений охватывает всю государственную систему исполнительной власти и собственно президентские структуры. У поручений ярко выраженный обязательный характер. Именно в своих поручениях Президент в распорядительной форме указывает на необходимость обратить внимание на определенные проблемы, дает указания на осуществление определенных мероприятий и т. д. Для исполнительной ветви власти поручение выступает как первостепенное волеизъявление главы государства, а его невыполнение может явиться основанием для отставки конкретных должностных лиц.

Рассмотрим этот акт с документоведческой точки зрения. Поручения Президента содержат волеизъявление властного субъекта, которое для обеспечения точности, полноты и фиксации де-юре должно быть оформлено документально.

Поручение – акт индивидуальный, адресный, в каждом случае указывается исполнитель-адресат поручения, которым может являться как министерство (ведомство) в целом, так и отдельное должностное лицо. Список потенциальных исполнителей оказывается достаточно разнообразным: поручения адресуются Правительству РФ и его председателю, отдельным министерствам, министрам, главам и правительствам субъектов РФ, Администрации Президента и ее руководителю, полномочным представителям. В свою очередь в практической деятельности министерств и ведомств можно встретить правовые акты, в которых цитируется поручение Президента, во исполнение которого они издают свой распорядительный документ, дается ссылка на конкретный регистрационный номер и дату поручения как документа.

Единственное, что отличает в этом отношении поручение от большинства других правовых документов – отсутствие заголовка к тексту, т. е. одного из обязательных элементов оформления правовых актов.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что в содержании указа Президента ничего не говорится об «указаниях» как отдельной разновидности правовых документов, упомянутой в заголовке к его тексту. Возникает вопрос: если под «указанием» подразумевается самостоятельный вид документа, то каковы его отличительные особенности по сравнению с «поручением»? И, наконец, является ли «поручение» видом правового документа?

Существует мнение, что поручения Президента РФ – акт с неопределенным статусом, «неизвестный юридической и правовой литературе и «несуществующий» для российских юристов» .

Причин несколько. Во-первых, неясно, насколько поручения соответствуют конституционным полномочиям Президента. Согласно тексту Конституции РФ , в полномочия главы государства не входит руководство исполнительной властью на всех уровнях, он может лишь руководить работой Правительства. Возможность отдавать непосредственные указания другим органам исполнительной власти или должностным лицам не предусмотрена.

Во-вторых, неопределенность относится к содержанию поручений. Конституция РФ предполагает, что Президент может принимать индивидуальные акты, и указывает на их возможное содержание – «назначения на должность, освобождение от должности, вынесение кандидатур при назначении» (ст. 83), «приостановка действия ряда актов исполнительной власти» (ст. 85), «решения об амнистии, награждение государственными наградами» (ст. 89). Однако содержание поручений не соответствует этому списку. Таким образом, с точки зрения содержания конституционным полномочиям Президента соответствуют лишь поручения, адресованные его Администрации и иным непосредственно подчиненным органам, а также некоторые поручения, адресованные Правительству и его председателю.

В-третьих, что более важно, ни в одном нормативном акте поручения не устанавливаются как самостоятельный вид документа. Согласно Конституции, всю свою правовую деятельность Президент осуществляет посредством принятия указов и распоряжений , никакие иные формы не предусмотрены. Президент в своем указе, посвященном мерам контроля, говорит о «поручении» как о факте , но не как о документальной форме . Поэтому поручения и указания должны содержаться в документах, издаваемых Президентом, т. е. в тех же указах и распоряжениях.

Тем не менее, как показывает практика, такой вид документа как поручение Президента имеет право на существование. Основной идеей этого документа должна быть не директивная обязательность его выполнения, а некое направление и обращение внимания на определенную проблему органа или должностного лица, получившего данное поручение. В свою очередь адресат должен сам просчитать все возможности и риски выполнения поставленной задачи и принять соответствующее решение. В этом принципиальное отличие поручения от указов и распоряжений, обязательность исполнения которых провозглашена Конституцией РФ.

Порядок разработки поручений Президента регламентирован Инструкцией по делопроизводству в Администрации Президента.

Инструкция устанавливает:

Поручения готовятся ответственными работниками Администрации;

Поручения излагаются лаконично и к проекту поручения, как правило, прилагается краткая аннотация;

Поручение проходит регистрацию в общем отделе, где ему присваивается регистрационный номер вида «Пр-000».

Сама технология разработки поручения в Инструкции по делопроизводству прописана недостаточно подробно. Так, например, остается неясным, проходит ли проект поручения стадию согласования или сразу направляется на подписание. Однако в «Правилах оформления документов Администрации Президента РФ» сказано, что «проект поручения визируется исполнителем и руководителем подразделения или исполняющим в данный момент его обязанности заместителем». В Правилах также установлены требования к оформлению поручения.

Рис. 2. Внешняя форма поручения Президента РФ.

Поручение, в отличие от указов и распоряжений, может быть оформлено не только на бланках формата А4, но и формата А5, так как поручение в ряде случаев по своей сути выполняет роль резолюции. На рисунке 2 изображен подлинник поручения Президента РФ. В связи со статусом данного документа, а также форматом бланка, Государственный герб РФ расположен не по центру (как при оформлении указов и распоряжений), а слева, на уровне наименования главы государства.

Справа от наименования вида документа указывается адресат (без наименования должности). В Правилах данный реквизит обозначается как «исполнители поручения». Обращает на себя внимание тот факт, что при обозначении исполнителя указаны инициалы имени и отчества, а в расшифровке подписи Президента только один инициал.

На документе проставлены два штампа в виде штрих-кода, назначение которых ни Правилами, ни Инструкцией не обозначено. Можно предположить, что один из них является отметкой о контроле.

В соответствии с Инструкцией индекс поручения состоит из буквенного обозначения «Пр» и порядкового номера. Также на документе присутствует второй регистрационный номер (РД-П7-183), который указывает на руководителя подразделения, разрабатывавшего поручение (РД – инициалы имени и фамилии), номера подразделения (П7) и порядкового номера поручения с начала года (183). Что касается последнего номера, то он не совпадает с числом первого индекса. На основании этого можно сделать вывод о том, что поручение регистрируется дважды.

Таким образом, на основании существующей регламентации можно констатировать определенную специфику в технологии подготовки и оформления поручения как самостоятельного вида документа.

В рамках данной статьи затронута лишь часть вопросов, связанных с особенностями посланий и поручений Президента РФ как официальных письменных документов. Но и выявленная проблематика свидетельствует о необходимости изучения природы данных видов документов, определения их места в системе правовой документации, установления особенностей их подготовки и оформления.

См., например, Бошно С.В. Нормативные правовые акты Российской Федерации. Науч.-практич. изд. М.: Глобус, 2005; Калинин А. М. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации как главы государства. Теоретико-правовой аспект // Закон и право. 2011. С. 23-27; Уманская В. П. Тенденции правотворческой деятельности Президента РФ и направления ее совершенствования // Закон. 2010. С. 29-35.

См., например, Глотова С.А. Указы как главные распорядительные документы коллегий (XVIII в.) // Делопроизводство. 2009. № 3; Артамонова И.И. Изменение понятия и значения Указа в XVII – XX веках. // Делопроизводство. 2001. № 2. С. 87 – 90; Пронина С.А. Отражение распорядительной деятельности в документах XIII – XVII веков // Делопроизводство. 2007. № 3. С. 97 – 100. Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2257.

Сведения об Администрации Президента // Президент России [Электронный ресурс]. URL : http ://kremlin .ru /structure /administration (дата обращения 01.06.2015).

В частности, Распоряжение руководителя Администрации Президента РФ от 16 марта 1992 г. № 223 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Администрации Президента Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL : http ://base .consultant .ru /cons /cgi /online .cgi ?req =doc ;base =EXP ;n =468901 (дата обращения 01.06.2015).

Распоряжение Администрации Президента РФ от 15 января 1997 г. № 102 «Об утверждении Правил оформления документов в Администрации Президента Российской Федерации» (опубликовано не было).

Указ Президента РФ от 28 марта 2011 г. № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» (вместе с «Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации») // СЗ РФ. 2011. № 14. Ст. 1880.

Там же.

Уманская В. П. Тенденции правотворческой деятельности Президента РФ и направления ее совершенствования // Закон. 2010. С. 29-35.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Указ Президента РФ от 28.03.2011 N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации" (вместе с "Порядком исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации")

ПОРЯДОК

ИСПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЙ И УКАЗАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Поручения и указания Президента Российской Федерации даются в целях реализации его конституционных полномочий.

2. Поручения Президента Российской Федерации содержатся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, а также в директивах Президента Российской Федерации или оформляются в установленном порядке на бланках со словом "Поручение". Поручения Президента Российской Федерации могут оформляться в виде перечней поручений Президента Российской Федерации.

В поручении и перечне поручений Президента Российской Федерации должны быть указаны фамилия (фамилии) и инициалы должностного лица (должностных лиц), которому (которым) дано поручение (далее - исполнитель), а также срок, необходимый для его надлежащего исполнения.

Подготовка проектов поручений и перечней поручений Президента Российской Федерации осуществляется Администрацией Президента Российской Федерации.

Порядок подготовки проектов поручений и перечней поручений Президента Российской Федерации и требования к их оформлению утверждаются Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

3. Указания Президента Российской Федерации оформляются в виде резолюций. В случае если в указании Президента Российской Федерации не определен срок его исполнения, он устанавливается Руководителем Администрации Президента Российской Федерации либо помощником Президента Российской Федерации - начальником Контрольного управления Президента Российской Федерации.

4. Исполнитель обязан не позднее установленного срока представить доклад на имя Президента Российской Федерации, в котором должны быть отражены конкретные результаты исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации.

В случае если поручение или указание Президента Российской Федерации дано нескольким исполнителям, доклад на имя Президента Российской Федерации о его исполнении представляет исполнитель, указанный в нем первым. При этом он несет ответственность за своевременное представление доклада об исполнении поручения или указания Президента Российской Федерации.

Доклады, представленные на имя Президента Российской Федерации, в порядке, установленном Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, рассматриваются в Администрации Президента Российской Федерации и докладываются Президенту Российской Федерации.

В случае если в результате исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона либо был издан акт Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, то вместо доклада на имя Президента Российской Федерации в Контрольное управление Президента Российской Федерации представляется информация об исполнении.

5. При необходимости на основании указания Президента Российской Федерации по решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации готовится проект поручения Президента Российской Федерации. В случае его подписания соответствующее указание Президента Российской Федерации снимается с контроля.

Подготовку проекта поручения Президента Российской Федерации по результатам рассмотрения доклада об исполнении указания Президента Российской Федерации осуществляет Контрольное управление Президента Российской Федерации совместно с заинтересованными самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации.

6. При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению поручения Президента Российской Федерации в установленный срок, исполнитель не позднее чем по истечении половины установленного срока представляет на имя Президента Российской Федерации обоснованные предложения по корректировке срока исполнения.

В случае если в ходе исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации возникли обстоятельства, препятствующие его надлежащему исполнению в установленный срок, исполнитель представляет на имя Президента Российской Федерации доклад с указанием причин, препятствующих его своевременному исполнению, конкретных мер, принимаемых для обеспечения его исполнения, и предложений о продлении срока исполнения.

Решение о корректировке срока исполнения поручения Президента Российской Федерации либо о продлении срока исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации принимает Президент Российской Федерации, либо Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, либо помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации.

Решение о продлении срока исполнения поручения Президента Российской Федерации, срок исполнения которого продлевался два раза, принимает Президент Российской Федерации либо Руководитель Администрации Президента Российской Федерации. Решение о продлении срока исполнения поручения Президента Российской Федерации, срок исполнения которого продлевался три раза и более, принимает Президент Российской Федерации.

В Администрации Президента Российской Федерации подготавливается заключение об обоснованности внесенного исполнителем предложения о продлении срока исполнения поручения Президента Российской Федерации.

7. Решение о снятии с контроля поручения или указания Президента Российской Федерации принимает Президент Российской Федерации, либо Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, либо помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации.

Путин на форуме Интернет-экономика

По итогам встречи с участниками «Интернет Экономика», прошедшего 22 декабря 2015 года, президент РФ Владимир Путин подписал , посвященных развитию Интернета в России.

Напомним, на форуме обсуждались вопросы эффективного применения интернет-технологий в торговле, образовании, медицине, медиа, финансовой сфере. Два круглых столах были посвящены вопросам IT-суверенитета и взаимоотношений государства и общества в связи с Интернетом. Участники форума по итогам обсуждений сформулировали предложения, о которых рассказали Владимиру Путину. Итоги работы форума представили Герман Клименко, председатель правления Института развития Интернета, Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.ru Group, Аркадий Волож, руководитель группы компаний «Яндекса», Александр Мамут, глава Rambler&Co, Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch, Николай Молибог, генеральный директор РБК.

«Я здесь вижу своего помощника Игоря Щёголева, он бывший министр, сейчас помощник. Мы договорились о том, что если коллеги решат, то всё, о чём вы здесь договаривались и что сформулировали в качестве необходимой совместной работы для продвижения ваших инициатив, мы готовы передать в руки одного из ваших коллег, которого я пригласил на работу в администрацию президента, прямо к Игорю Олеговичу Щёголеву, чтобы они вместе продвигали наработанные вами предложения и на площадке администрации президента, и, естественно, что не менее, а, может быть, более важно, в исполнительных органах в правительстве и в регионах Российской Федерации», сказал Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Интернет Экономика» после встречи с представителями IT-индустрии.

Подписанный сегодня документ включает поручения по таким направлениям, как поддержка российских IT-компаний, образование, финансовая сфера, информационная безопасность, промышленный Интернет («Интернет вещей»).

Преференции отечественным IT-компаниям

В соответствии с документом, Минэкономразвития, Минкомсвязь и Минпромторг совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и ИРИ должны к 1 июня представить предложения по обеспечению приоритета российскому программному обеспечению и оборудованию при осуществлении закупок. Для госзакупок такой приоритет, напомним, с 2016 года федеральным законом и соответствующим .

Это и другие поручения приняты в соответствии с предложениями представлявших IT-отрасль участников встречи с президентом, цитируем их здесь и далее по стенограмме беседы с Владимиром Путиным.

Начну с суверенитета, с больной темы импортозамещения. Как вы знаете, был принят указ по Федеральному закону №44, по преференциям отечественным продуктам. Это очень здорово, большое спасибо… Мы бы, конечно, хотели, чтобы этот указ был расширен и на Федеральный закон №223, то есть на участие госкомпаний, потому что они, собственно, основные потребителиНаталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по внесению изменений в законодательство, обеспечивающие приоритет российскому программному обеспечению и оборудованию при осуществлении закупок».

Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Мантуров Д.В., Клименко Г.С.

Далее, ряду федеральных органов к 1 сентября поручено представить предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на обеспечение равных условий для российских и иностранных компаний в Российской Федерации с использованием Интернета. Речь идет о регулировании деятельности крупных зарубежных интернет-компаний, которые активно работают на российском рынке и зачастую находятся в более выгодном положении за счет несовершенства законодательства и несопоставимо бó льших ресурсов.

…нам, как работникам отрасли медиаинтернета, хотелось бы, конечно, выравнивания условий с остальными игроками, которые в силу трансграничности, прозрачности и лёгкости входа на рынок конкурируют с нами, пользуясь определёнными преференциями: с точки зрения и налоговых нагрузок и с точки зрения требований различного рода регуляторовАлександр Мамут

Из текста поручений

ФАС России, Минэкономразвития России, Минфину России, ФНС России, Минпромторгу России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на обеспечение равных условий ведения деятельности российскими и иностранными компаниями в Российской Федерации с использованием сети Интернет.

Ответственные: Артемьев И.Ю., Улюкаев А.В., Силуанов А.Г., Мншустин М.В., Мантуров Д.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С.

До 1 апреля должны быть также разработаны предложения по продлению действия пониженных тарифов страховых взносов для отечественных компаний, осуществляющих деятельность в области IT.

Льготная ставка ставки страховых платежей (14% фонда заработной платы) действует в России с января 2010 года. Сохранение льготы – условие сохранения конкурентоспособности российских производителей программного обеспечения на внешних рынках, и вообще необходимое условие работы в России, поскольку, в отличие от большинства отраслей, в IT-индустрии основные издержки производства связаны с заработной платой персонала. Однако позиция Минфина состоит в том, чтобы не делать для компаний никаких отраслевых исключений из правил взимания страховых выплат. На круглом столе «Интернет + суверенитет» форума «Интернет Экономика 2015» министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров говорил как о возможном варианте решения проблемы о ежегодных компенсациях страховых выплат IT-компаниям, что всё равно означает для них 1) необходимость изыскать дополнительные средства и 2) даже если эти средства будут компенсированы, часть из них потеряется из-за инфляции.

Ну и третья тема, очень болезненная для нас тема, это льготы. У нас есть льготы, Вы знаете, по страховым взносам для этих компаний. Я хочу вам одну цифру сказать, что объём тиражного программного обеспечения в 2010 году был 28 миллиардов рублей, а в 2014 году он вырос до 102 миллиардов, в 3,5 раза – объём продаж тиражного программного обеспечения, то есть компании, которые попали под льготы. Но её в 2017 году хотят отменить. Мы бы очень просили её продлить. При этом сейчас под льготу попадают такие компании, как центр разработки Cisco и «Майкрософт», а в принципе, я думаю, что будет разумно иностранные компании убрать из льгот, тем самым сократив, и расширить, наоборот, российские интернет-компании.Наталья Касперская

Из текста поручений

Минфину России, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по продлению действия пониженных тарифов страховых взносов для отечественных компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Ответственные: Силуанов А.Г., Никифоров Н.А., Улюкаев А.В., Клименко Г.С.

Минэкономразвития, Минобрнауки, Минфин, Минпромторг, Минкомсвязи к 1 сентября должны упорядочить отбор перспективных IT-проектов для финансирования проектов институтами развития, таких, как Сколково, Фонд перспективных исследований и других.

У нас большое количество институтов, которые инвестируют в высокотехнологичные проекты. Это и «Сколково», и ФПИ, ФЦП, всякие федеральные целевые программы и так далее. У меня создаётся ощущение, что нет единой стратегии инвестирования. Мы предлагаем создать публичный центр мониторинга инвестиций или хотя бы какой‑то орган, который бы генерировал стратегию инвестирования… Зачастую импортозамещение, например, под инновацию не попадает, потому что оно вроде уже разработано, а с монетизацией у наших компаний всегда было всё плохо. И поэтому хорошие технологические проекты, которые были бы нужны стране, могут выпадать по каким‑то критериям. И мне кажется, что было бы разумно, чтобы страна инвестировала то, что реально принесёт ей в будущем нужные дивиденды.Наталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минфину России, Минпромторгу России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить проект порядка формирования перечня перспективных информационно-коммуникационных технологий для отбора проектов институтами развития.

Ответственные: Улюкаев А.В., Ливанов Д.В., Силуанов А.Г., Мантуров Д.В., Никифоров Н.А.

Центр компетенции по импортозамещению ПО в органах власти

Минэкономразвития, Минкомсвязь, иные заинтересованные органы власти до 1 апреля должны представить предложения по созданию на базе ИРИ, АРПП «Отечественный софт» и Экспертного центра электронного государства Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того, мы предложили создать единый центр компетенции перехода на российские решения с участием общественности. В качестве общественности здесь предложено три организации. Это собственно Институт развития Интернета, это Ассоциация разработчиков программных продуктов, организация, которая занимается импортозамещением, и Экспертный центр электронного государства, как такая общественная организация

( Наталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минпромторгу России, Минкомсвязи России, ФСТЭК России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по созданию на базе Института Развития Интернета, Ассоциации разработчиков программного обеспечения и Экспертного центра электронного государства Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Ответственные: Улюкаев А.В., Мантуров Д.В., Никифоров Н.А., Селин В.В., Клименко Г.С.

Интернет вещей

Отдельное поручение касается «Интернета вещей», IoT. Главный ответственный здесь Минопромторг (ранее , что дорожную карту развития IoT в России Минпромторг и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), представят к февралю 2016 года). Президент поручил к ноябрю «представить предложения по внедрению отечественных технологий индустриального Интернета и формированию необходимой нормативной правовой базы».

Подготовить предложения по организации и проведению исследовательских работ для конверсии частот для работы сетей доступа в целях использования технологий в области «Интернета вещей.

Провести анализ эффективности принимаемых мер по развитию технологий в области Интернет вещей в рамках реализации государственных программ и планов «дорожных карт» их реализации. В случае необходимости представить предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, препятствующих формированию кросс-индустриальных открытых производственно-сервисных экосистем, базирующихся на модели «Интернета Вещей»Из дорожных карт, разработанных Институтом развития Интернета

Из текста поручений

Минпромторгу России, Минэнерго России, Минтрансу России, Минстрою России, Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Фондом развития интернет-инициатив представить предложения по внедрению отечественных технологий индустриального Интернета, формированию необходимой нормативной правовой базы и мерам государственной поддержки.

Ответственные: Мантуров Д.В., Новак А.В., Соколов М.Ю., Мень М.А., Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Варламов К.В.

Образование

Не забыто и Минобрнауки. Оно вместе с Минкомсвязью и ИРИ должно к сентябрю 2016 года обеспечить включение в образовательные программы вузов курсы и дисциплины, связанные с изучением отечественных разработок в сфере информационных технологий, систем и сетей. О проблеме преподавания преимущественно иностранных технологий и программных продуктов в российских вузах говорилось, напомним, 21 декабря 2015 года на Это актуальная проблема, считает профессор кафедры прикладной информатики Финансового университета при правительстве РФ д.э.н. Дмитрий Чистов: «Есть, разумеется, иностранные программные продукты, подлежащие изучению – например, операционные системы, СУБД. Но прикладные IT-системы, успешно конкурирующие с импортными, у нас свои, их и следует преподавать в вузах, финансируемых из бюджета, иначе надо переименовывать университет – говорить не «при правительстве РФ», а «при госдепе США» Многим коллегам, увы, свойственно думать иначе. Поддержка президента в этом вопросе очень важна и своевременна».

По образованию есть проблема в том, что наше образование, в вузах особенно, включает обучение иностранным технологиям и учатся на иностранных технологиях. Это понятно, учимся на том, на чём могли, на том, что имеем. Но, с другой стороны, нужно как‑то менять этот подход и, может быть, рекомендовать даже Министерству образования изменить программу в сторону отечественных технологий… Наталья Касперская

Из текста поручений

Минобрнауки России, совместно с Минкомсвязи России и АНО «Институт Развития Интернета» принять меры по включению в примерные образовательные программы высшего образования в области информатики, вычислительной техники и информационной безопасности и (или) учебные курсы, дисциплины (модули), предусматривающие изучение информационных технологий, систем и сетей, вопросы, связанные с изучением отечественных разработок в этой сфере.

Ответственные: Ливанов Д.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С.

А к июню должны быть готовы «предложения по созданию государственной системы сертификации электронных учебных материалов и электронных образовательных программ».

Да, мы активно занимаемся обучением этих кадров. Мы считаем, что в принципе это фундаментальные проблемы для будущего роста… Мы понимаем, что эти кадры находятся в основном в Москве, крупные университеты находятся в Москве. Единственный способ масштабировать эту модель на всю Россию – это онлайн-образование, то есть фактически использовать тот опыт преподавателей, которые есть у нас в Петербурге, делать записи, делать онлайн-курсы и распространять на всю страну. Таким образом мы можем решить сразу несколько проблем. Во‑первых, мы перепрыгнем достаточно большой период развития образования, потому что сейчас на Западе это одно из флагманских направлений. Во‑вторых, мы сможем таким образом контролировать качество по всей России. Поэтому у нас идея родилась подумать о том, чтобы включить курсы, которые создают ведущие IT-компании в программы вузов, и подумать о том, как эти вузы мотивировать. Потому что если не будет мотивировки, в принципе ничего не поменяетсяДмитрий Гришин

Из текста поручений

Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, Роскомнадзору, Рособрнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по созданию государственной системы сертификации электронных учебных материалов и электронных образовательных программ для применения в сфере образования.

Ответственные: Ливанов Д.В., Никифоров Н.А., Улюкаев А.В., Жаров А.А., Кравцов С.С., Клименко Г.С.

Информационная безопасность

Отдельное внимание уделено вопросам защиты персональных данных и информационнолй безопасности. Минкомсвязь, Минюст, ФСБ, Роскомнадзор и ФСТЭК до 1 июня должны представить предложения в законодательство по регулированию обработки данных граждан Российской Федерации в Интернете.

…Интернет, помимо того что хорошая среда, ещё и создаёт фантастические возможности для общения и сбора любой информации с граждан, а именно: информация о перемещениях, контактных, политических пристрастиях, уровнях дохода, привычках, круге друзей, высказываниях и прочем. И эта информация – кладезь знаний для того, чтобы различным образом влиять или манипулировать людьми, что, собственно, и делается. То есть создался целый класс новых информационных угроз. На мой взгляд, эти данные о гражданах нашей страны – причём они не персональные, я бы назвала это личными данными, потому что это более широкая сфера, – необходимо как‑то законодательно регламентировать, потому что это некие недра… Информация о контактах тоже… И мне кажется, что здесь нужно регламентировать использование этих личных данных любыми организациями. Не только иностранными, а любымиНаталья Касперская

Из текста поручений

Минкомсвязи России, Минюсту России, ФСБ России, Роскомнадзору, ФСТЭК России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения в законодательство по регулированию обработки данных граждан Российской Федерации в сети Интернет.

Ответственные: Никифоров Н.А., Коновалов А.В., Бортников А.В., Жаров А.А., Селин В.В.

Для этого, мне кажется, разумно будет также создать единый центр мониторинга реагирования на угрозы, аналог центра СОПКА – того, что у нас есть в ФСБ по сбору цифровых угроз, компьютерных атак, то же самое – на информационные угрозы. Помните атаку на Сбербанк в прошлом году? Атака шла с украинских аккаунтов. Это совершенно очевидная атака была совершена с целью обрушения Сбербанка, и был, по сути, огромный ущерб нанесён стране. Более того, сейчас всё переходит на шифрованное соединение, и сайты типа Фейсбука не передают свой сертификат государству. Вообще говоря, передача сертификатов государству, мне кажется, должна стать их обязанностью, если они работают на территории страны. Пусть передают свой сертификат и продолжают работать. Ну и вообще, правовую основу надо создать для наказания за совершение таких информационных атак. То есть должен быть закон, который наказывал бы за совершение информационных атак. Наталья Касперская

Из текста поручений

ФСБ России, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Минюсту России, Минкомсвязи России, Роскомнадзору, ФАДН России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по организации мониторинга информационных угроз в сети Интернет.

Ответственные: Бортников А.В., Чайка Ю.Я., Коновалов А.В., Никифоров Н.А., Жаров А.А., Баринов И.В.

К этому же сроку – 1 июня – ФСБ и Минкомсвязь должны подготовить «предложения по изменению требований к шифрованию данных, передаваемых по сетям связи в Российской Федерации, предусмотрев ответственность за их нарушение».

Из текста поручений

ФСБ России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по изменению требований к шифрованию данных, передаваемых по сетям связи в Российской Федерации, предусмотрев ответственность за их нарушение.

Ответственные: Бортников А.В., Никифоров Н.А.

Финансовая сфера

Форум «Интернет Экономика 2015» обсудил также изменения принципов идентификации физических лиц при совершении ими онлайн-расчётов и иные актуальные проблемы, связанные с эффективным использованием интернет-технологий для совершенствования банковской сферы, с удобством для потребителей банковских услуг. По словам представителей ЦБ РФ, принято принципиальное решение о том, что в рамках группы организаций можно доверять идентификации, проведенной (очно) любой из организаций, входящих в группу. Уучастниками такой ггруппы могут быть управляющие организации, микрофинансовые организации, банки, НПФ. ЦБ РФ ведет переговоры с Минкомсвязью, чтобы на базе ЕСИА сделать механизм полной удаленной идентификации, хранящий все необходимые для банковских операций данные гражданина, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к надёжности ЕСИА.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев : «В государственных органах власти при реализации электронных услуг уже найдено решение на основе единого пространства доверия, электронной подписи мы граждан идентифицируем, аутентифицируем. Предлагаем интернет-сообществу также принять это как основной способ электронной юридически значимой идентификации, аутентификации и широко использовать, в том числе и в коммерческих сервисах.»

Из выступлений на круглых столах «Интернет+Общество» и «Интернет+ Финансы»

Из текста поручений

Минфину России, Центральному банку Российской Федерации, Росфинмониторингу, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по внедрению единых подходов к проверке сведений, предоставляемых при банковском обслуживании, в том числе в сети Интернет.

Ответственные: Силуанов А.Г., Набиуллина Э.С.,Чиханчин Ю.А., Никифоров Н.А.

Государственные услуги

Государственные услуги, предоставляемые гражданам онлайн, обсуждались на круглом столе «Интернет + Общество».

Следующие — госуслуги. Круглый стол отметил некую такую стагнацию что ли в развитии электронных госуслуг и некий риск раздробленности. Появилось огромное количество порталов на государственном и региональном уровне, которые предлагают значительное число госуслуг. К сожалению, вот эта раздробленность ведёт к тому, что гражданам очень трудно ориентироваться в этом потоке и необходимо возобновить развитие этих госуслуг, как-то стандартизовать их и иметь принцип получения услуг из единого окна. Для того чтобы это было удобно не ведомствам, которые там лоббируют свои ведомственные интересы, а гражданам в первую очередь. Кроме того, информация сейчас на разных порталах отличается одна от другой и люди раньше бегали между ведомствами, теперь бегают между порталами и это ситуация, конечно, недопустима.

И для того чтобы как-то улучшить, необходимо обеспечить инструментами народного контроля за обеспечением электронных госуслуг. То есть какую-то электронную жалобную книгу внедрить

(из выступления на заключительном пленарном заседании форума) Наталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить перечень мер по повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С.

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минфину России, Минкомсвязи России, Росфиннадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на исключение дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении услуг в электронном виде.

Ответственные: Улюкаев А.В., Силуанов А.Г., Никифоров Н.А., Смирнов А.В.

На форуме президент ФИД Илья Массух президенту РФ Владимиру Путину проект «Российская общественная инициатива» (РОИ), созданный для публикации предложений граждан. Президент оценил работу ресурса положительно и высказал пожелание органам власти учитывать инициативы граждан, опубликованные для голосования на сайте РОИ. Также он дал поручение «работать с аудиторией и обращать внимание на пожелания граждан, которые выражаются не только в виде инициатив, но и виде обращений».

К 1 мая 2015 года Минэкономразвития и Минкомсвязи совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, ИРИ и Фондом развития информационной демократии поручено представить предложения по граждан Российской Федерации.

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, АНО «Институт Развития Интернета» и Фондом развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии» представить предложения по созданию единого механизма учета жалоб граждан Российской Федерации.

Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С., Массух И.И.

Недискриминационный доступ операторов связи в многоквартирные жилые дома

Этот вопрос среди прочих обсуждался на круглом столе «Интернет + Медиа», результаты обсуждения сообщены Владимиру Путину на встрече с представителями индустрии.

…без доступности инфраструктуры тяжело говорить о том, что Интернет проникает в нашу жизнь. На сегодняшний день мы как страна находимся на весьма достойном уровне, но в то же время есть ещё кое‑какие проблемы. В частности, подключение оптико-волоконного кабеля и распространение Интернета в многоэтажные дома и распространение в города, которые по какой‑то причине ещё не освоены.

Знаете, когда, например, речь идёт о приезде скорой помощи в дом или пожарной машины, не дай бог, то собственники жилья, жилищные товарищества открывают дверь, не требуя никакой входной платы. Когда же приходят связисты, с тем чтобы провести широкополосный Интернет, реализуя конституционное право граждан на получение информации, строятся какие‑то дискриминационные барьеры, то есть плату какую‑то требуют, что‑то там ещё. Мы подготовим предложения, для того чтобы на муниципальном уровне это выглядело обязанностью муниципалитетов – давать такой доступАлександр Мамут

Перечень поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, проведенной Контрольным управлением Президента...

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРУЧЕНИЕ

Перечень поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, проведенной Контрольным управлением Президента Российской Федерации


УТВЕРЖДАЮ
Президент
Российской Федерации
В.Путин


В целях повышения уровня доступности, качества и удовлетворенности граждан услугами по погребению умерших:

1. Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих, в том числе:

а) организацию оказания гарантированного перечня услуг по погребению умерших на безвозмездной основе по принципу "одного окна" с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

б) проведение инвентаризации действующих и неблагоустроенных (брошенных) мест погребения (кладбищ) для исключения искусственного дефицита мест погребения и в случае необходимости резервирование земель для размещения мест погребения в рамках территориального планирования;

в) государственную регистрацию прав собственности на существующие места погребения, включая неблагоустроенные (брошенные) места погребения.

, далее - один раз в полугодие.

Ответственные: Медведев Д.А., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере похоронного дела;

б) для формирования единообразного подхода к организации похоронного дела в субъектах Российской Федерации разработать на федеральном уровне методические рекомендации по вопросам:

создания и деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, в том числе требования к их материально-техническому оснащению и наличию квалифицированного персонала;

определения стоимости услуг, включенных в гарантированный перечень услуг по погребению умерших, возмещаемой специализированной службе по вопросам похоронного дела, и стандартов их качества;

осуществления учета граждан, ответственных за места захоронения;

в) завершить разработку и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о похоронном деле, предусмотрев в нем, в том числе:

закрепление за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по организации похоронного дела;

формирование единой системы учета мест погребения (кладбищ) и мест захоронения (могил) и порядка ее функционирования, сбора, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии таких мест;

контроль за деятельностью специализированных служб по вопросам похоронного дела;

г) проработать вопрос о предоставлении (резервировании) участков для погребения умерших на платной основе, в том числе для создания семейных (родовых) захоронений, только на специально созданных коммерческих кладбищах.

Доклад - до 1 декабря 2017 г.

Ответственный: Медведев Д.А.

3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации провести комплексную проверку соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших, по результатам которой разработать и утвердить план мероприятий, направленных на ликвидацию теневого рынка услуг.

Доклад - до 1 декабря 2017 г.

Ответственный: Чайка Ю.Я., Колокольцев В.А.

Информация о результатах проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела


В соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий, осуществляемых самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, на первое полугодие 2017 г. Контрольным управлением Президента Российской Федерации совместно с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах проведена проверка исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела.

В Российской Федерации ежегодно уходит из жизни в среднем 2 млн. человек. Государством гарантируется предоставление основных услуг по погребению умерших на безвозмездной основе (далее - гарантированные услуги) либо выплата социального пособия на погребение. На эти цели за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов расходуется порядка 20 млрд. рублей в год. В свою очередь, по данным Росстата, объем рынка платных ритуальных услуг в 2015 году составил 60 млрд. рублей.

Согласно Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" нормативно-правовое регулирование в сфере погребения и похоронного дела осуществляется на основании данного федерального закона, других нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в названной сфере не завершено формирование понятийного аппарата. В частности, не установлены понятия "специализированная служба по вопросам похоронного дела", "семейное (родовое) захоронение" и ряд других.

Кроме того, проверка показала, что в условиях регулирования наиболее важных вопросов организации похоронного дела на муниципальном уровне граждане сталкиваются с избыточностью процедур по оформлению необходимых для погребения документов, низким качеством ритуальных услуг, отсутствием квалифицированных ритуальных агентов, навязыванием дорогостоящих услуг, вымогательством и другими нарушениями.

Для организации похорон граждане вынуждены оформлять более 5 документов в различных инстанциях, в том числе в учреждениях здравоохранения, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, органах местного самоуправления, специализированных службах по вопросам похоронного дела (далее - специализированные службы), межведомственное взаимодействие которых отсутствует. Перемещения заявителей между названными учреждениями с учетом очередей и волокиты при оформлении документов по сути представляют собой "похоронный марафон".

Проверка показала, что условия для предоставления гарантированных услуг в значительной части муниципальных образований не созданы. Так, надлежащее информирование граждан о полагающихся им гарантированных услугах не обеспечивается, более того, отмечаются случаи отказа в их предоставлении (Республика Крым, Ростовская и Тюменская области). В результате гарантированными услугами пользуются не более 20% родственников.

В большинстве муниципальных образований республик Бурятия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Краснодарского края, Самарской, Тамбовской, Ульяновской областей и ряда других регионов не утверждены требования к качеству гарантированных услуг.

В свою очередь, установленные органами местного самоуправления требования к качеству одних и тех же гарантированных услуг (похоронные принадлежности, их доставка) существенно различаются даже в пределах одного региона.

Так, в Республике Коми в городских округах Сыктывкар, Сосногорск и Ухта предусмотрено предоставление необитого деревянного гроба, а в муниципальных районах Прилузский и Усть-Куломский - деревянного гроба, обитого тканью. В муниципальных районах Шебекенском и Ракитянском Белгородской области организация погрузочно-разгрузочных работ и укладывание тела умершего в гроб осуществляются представителем умершего, а в Старооскольском городском округе - рабочими специализированной службы. В г.Бийске Алтайского края в рамках гарантированных услуг предоставляется необитый гроб, изготовленный из необрезного пиломатериала, а в Змеиногорском районе - обитый тканью, в г.Белокуриха - обитый бархатом.

Действующим законодательством предусмотрено оказание услуг по погребению умерших специализированными службами. Вместе с тем в настоящее время из 7881 организации различной организационно-правовой формы, оказывающей ритуальные услуги, лишь 2016 организаций - это специализированные службы.

При этом деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание данных услуг на платной основе, не урегулирована. Порядок взаимодействия специализированных служб с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями также не определен.

Фактически в каждом шестом муниципальном районе и городском округе специализированные службы не созданы (Краснодарский и Хабаровский края, Амурская, Курганская, Челябинская области) либо их функции возложены на непрофильные учреждения, осуществляющие деятельность в сферах транспорта и теплоснабжения (республики Коми, Мордовия и Татарстан, Амурская и Магаданская области). Часто их функции передаются коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям (Приморский край и Тюменская область).

В большинстве случаев специализированные службы не располагают необходимым для оказания ритуальных услуг материально-техническим и кадровым потенциалом (Республика Адыгея, Краснодарский край, Астраханская, Ростовская области).

В этих условиях ритуальные агенты навязывают родственникам умерших дорогостоящие услуги и похоронные принадлежности, как правило, без должного оформления (например, в г.Москве). Стоимость таких услуг существенно превышает размер социального пособия (в отдельных случаях - более чем в 10-15 раз), что делает их недоступными для граждан. В итоге образовался неучтенный рынок ритуальных услуг, ежегодный оборот которого, по оценкам специалистов, составляет 120-150 млрд. рублей.

В отсутствие должного регулирования сложилась практика предоставления (резервирования) земельных участков на платной основе для организации семейных (родовых) захоронений (Красноярский край, Самарская область). При этом их стоимость в отдельных случаях превышает 1 млн. рублей.

Более того, в отсутствие необходимого регионального законодательства в ряде муниципальных образований республик Адыгея и Марий Эл, Брянской, Кировской и Курской областей предоставление земельных участков для создания семейных (родовых) захоронений, в том числе на платной основе, регулируется муниципальными правовыми актами.

Проверка показала, что зачастую отсутствуют различия между установленными размерами земельных участков, гарантируемых в целях погребения, предоставляемых на бесплатной основе и за плату, либо эти размеры отличаются незначительно (Приморский край, Тверская область). В результате земельные участки, подлежащие предоставлению на безвозмездной основе, выделяются за плату якобы под такие захоронения (г.Москва, Калининградская, Нижегородская области).

В этой связи требуется проработать вопрос о предоставлении (резервировании) участков для погребения умерших на платной основе, в том числе для создания семейных (родовых) захоронений, только на специально созданных коммерческих кладбищах.

В соответствии в законодательством специализированным службам возмещается стоимость гарантированных услуг в размере, установленном органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации возмещается стоимость указанных услуг в пределах фиксированного размера (с 1 февраля 2017 г. - 5,6 тыс. рублей).

В ходе проверки установлено, что, несмотря на обязанность органов местного самоуправления устанавливать стоимость гарантированных услуг, на сегодняшний день она не определена в значительном количестве муниципальных образований (республики Бурятия, Марий Эл и Мордовия, Пермский край, Астраханская, Оренбургская, Пензенская, Ульяновская области и другие регионы).

В свою очередь, в отсутствие единой методики формирования стоимости гарантированных услуг ее размер существенно варьируется даже в регионах, расположенных в пределах одного федерального округа. Так, максимальная стоимость таких услуг в Республике Саха (Якутия) составляет 47,2 тыс. рублей, а в Чукотском автономном округе - 158,9 тыс. рублей, в Ханты-Мансийском автономном округе - 15,9 тыс. рублей, а в Ямало-Ненецком автономном округе - 55,1 тыс. рублей.

При этом стоимость гарантированных услуг, предоставляемых в пределах одного региона, зачастую не соответствует их качеству. В Сахалинской области в рамках гарантированных услуг в Охинском городском округе предоставляется гроб без обивки тканью стоимостью 2737 рублей, а на территории Анивского городского округа - гроб с обивкой стоимостью 1754 рублей. В Тюменской области в Сладковском муниципальном районе стоимость деревянного гроба с обивкой тканью составляет 2000 рублей, а в Тобольском и Уватском муниципальных районах - из необрезного материала древесины хвойных пород - 2245,8 и 2800,4 рубля соответственно.

Законодательно за родственниками и близкими умершего закреплено право на получение социального пособия на погребение взамен гарантированных услуг. Однако размер такого пособия (5,6 тыс. рублей) зачастую существенно ниже стоимости гарантированных услуг. Так, в г.Нарьян-Маре и г.Магадане стоимость гарантированных услуг в 3 и 5 раз соответственно превышает размер социального пособия.

Решению вышеназванных проблем могла бы способствовать организация оказания гарантированных услуг по принципу "одного окна". Для обеспечения контроля за оказанием ритуальных услуг, включая гарантированные, а также осуществлением выплат социального пособия на погребение, предоставлением участков для захоронений возможно использование страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.

Законодательством установлено, что в целях обеспечения захоронения тел умерших создаются места погребения на отведенных в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Органами местного самоуправления определяется порядок деятельности общественных кладбищ.

Вместе с тем, как показала проверка, в ряде муниципальных образований, расположенных на территории Республики Мордовия, Архангельской, Оренбургской, Омской, Ульяновской областей и других регионов, указанный порядок органами местного самоуправления не утвержден.

Строительство новых и расширение действующих мест погребения (кладбищ) осуществляются органами местного самоуправления неудовлетворительно. Нарушения норм законодательства при размещении новых мест погребения допущены в значительном количестве муниципальных образований. Например, в ряде муниципальных образований Республики Татарстан, Камчатского края, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей они размещены на земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, а не специального использования. В Астраханской области выявлено 33 таких земельных участка, в Волгоградской области - 138, Ростовской области - 62. При этом органами местного самоуправления не принимаются должные меры по изменению их целевого назначения.

Неудовлетворительно исполняются органами местного самоуправления большинства субъектов Российской Федерации полномочия по содержанию существующих общественных кладбищ в части соблюдения санитарных норм, в том числе наличия на кладбищах канализования и водоснабжения, благоустройства территории, зеленых насаждений, системы дренажа, подъездных путей и стоянки автотранспортных средств, обваловки территории.

Нарушения указанных санитарных норм выявлены в значительном количестве муниципальных образований практически всех субъектах Российской Федерации. Так, в г.Анапе Краснодарского края санитарным требованиям не соответствуют 35 из 43 кладбищ, в Астраханской области - 307 из 390.

В большинстве субъектов Российской Федерации не организована работа по инвентаризации мест захоронения, поиску и регистрации лиц, ответственных за такие места (Республика Адыгея, Астраханская и Свердловская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Отсутствие достоверных сведений о наличии мест захоронений порождает их искусственно создаваемый дефицит.

По данным Минстроя России, в настоящее время насчитывается более 80 тыс. кладбищ, а, по оценкам специалистов, их количество с учетом брошенных и бесхозяйных в разы превышает указанный показатель. Государственный кадастровый учет кладбищ и земельных участков, на которых они расположены, не обеспечивается. Факты отсутствия регистрации, непостановки на кадастровый учет земельных участков выявлены в муниципальных образованиях большинства субъектов Российской Федерации. Например, в Республике Адыгея из 223 земельных участков, на которых расположены кладбища, на государственный кадастровый учет поставлено 140, в г.Ялте Республики Крым из 27 - только 13.

В этой связи имеется необходимость законодательно определить порядок функционирования единой системы учета, сбора, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии мест захоронения и кладбищ. Должна быть обеспечена ее общедоступность и прозрачность, в том числе сведений о наличии заброшенных могил и свободных участков.

Такая система предоставит уполномоченным органам точные сведения о наличии заброшенных могил и свободных участков и позволит оптимизировать работу по резервированию земель для создания новых и расширения существующих территорий для погребения, постановке их на государственный кадастровый учет и оформлению на них прав собственности.

Эффективный контроль в сфере похоронного дела отсутствует. Имеет место сращивание интересов ритуальных агентов и интересов работников органов местного самоуправления, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и специализированных служб (Свердловская, Тюменская области, г.Санкт-Петербург).

Предусмотренная законодательством возможность создания при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела в целях осуществления общественного контроля за деятельностью в этой сфере не использована в муниципальных образованиях большинства субъектов Российской Федерации.

Существующий статистический инструментарий в сфере похоронного обслуживания является недостоверным и неполным. Статистические показатели количества захоронений и кремаций меньше показателя количества умерших на 130 тыс. единиц. Кроме того, он не содержит, в том числе, показателей финансирования, выделяемого на оказание гарантированных услуг и содержание мест погребения.

Несмотря на отмеченные недостатки, разработка федерального закона, направленного на совершенствование регулирования похоронного дела, осуществляется уже свыше 3 лет. Более того, отсутствует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в этой сфере.

Учитывая изложенное, полагаем целесообразным поручить Правительству Российской Федерации принять меры по устранению отмеченных в ходе проверки недостатков.

Контрольное управление
Президента Российской Федерации



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Перечень поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, проведенной Контрольным управлением Президента Российской Федерации

Название документа:
Номер документа: Пр-1330
Вид документа: Поручение Президента РФ
Принявший орган: Президент РФ
Статус: Действующий
Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 09 июля 2017
Дата начала действия: 09 июля 2017