Пришкольный учебно- опытный участок. Учебно-опытный участок в условиях сельской школы Учебно опытный участок в школе схема

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большежировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Леонида Васильевича Лукьянчикова»

Фатежского района Курской области

Утверждено приказом МБОУ «Большежировская средняя общеобразовательная школа» от августа 2014г. №

Директор школы_______________/Л.Т.Монастырев/

Пришкольный УОУ

Учитель

Медведева Наталья Степановна

2014-2015 уч. год

Пришкольный участок МБОУ «Большежировская СОШ»

План работы на участке в 2014-2015 уч.году.

Январь

Подготовка почвы под рассаду.

Февраль

Подготовка ящиков для рассады.

Посев и выращивание рассады

Март

Подготовка инвентаря.

Посев и выращивание рассады

Апрель

Подготовка инвентаря.

Май

Обработка почвы: вскапывание, подготовка грядок.

Высадка семян цветочно-декоративной культуры в грунт.

Посадка овощных культур и уход за ними.

Июнь

Уход за овощными

культурами: полив, прополка.

Июль

Уход за овощными культурами.

Август

Срезка и сушка зелёной культуры.

Сентябрь

Уборка моркови, свёклы, кабачков.

Сушка и заготовка семян

Октябрь

Уборка растительных остатков с грядок.

Обработка почвы.

Срезание старых веток плодово-ягодных культур

Вспашка земли

Ноябрь

Уборка и чистка УОУ Приведение в порядок всего садового инвентаря.

Декабрь

Составление перспективного плана:

сорта для посадки, севооборот.

Цели и задачи работы на пришкольном учебно-опытном участке

а) Развивать практические навыки и умения ухода за культурными растениями, обобщить знания учащихся об агротехнике полевых культур;

б) закрепить и обобщить на практике теоретические знания о растениях, полученные в курсе школьного курса биологии;

в) способствовать профессиональной направленности учащихся;

г) приобрести раздаточный и гербарный материал для уроков биологии;

д) снабдить школьную столовую овощами;

е) способствовать развитию трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания.

Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся ориентированной деятельности охраны окружающей среды.
2.Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды.
3.Создание списка растений наиболее приспособленных к сельским условиям.
4. Использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, труда.

Краткая характеристика опытного участка.

Общая площадь –0,25га.

Год организации участка –1999г.

Заведующая участком Медведева Н.С.

Наличие отделов.

Отдел овощных культур.

Корнеплоды - морковь, свекла

Корнеплоды - картофель

Корнеплоды

Зелень,бобовые

Корнеплоды - картофель

Цветочно-декоративный отдел. Площадь -15 м кв

Многолетники

Семейство

Сорт

Сложноцветные

Лилейные

Амариллисовые

Ирисовые

Синюховые

Лилия тигровая,

ландыш майский,

ирис фиолетовый

Двулетники, однолетники

Семейство

Сорт

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Норчниковые

Бархатцы распростертые

Подсолнечник

Ноготки лекарственные

георгины

Цинния изящная

Львиный зев

Золотой шар

Отдел начальных классов. Площадь – 60м кв

Перечень культур по классам

1класс

2класс

3класс

4 класс

укроп, лук, петрушка, сельдерей, и др.

Растения из группы корнеплодов: свекла, морковь, редис.

Растения бобовых- фасоль

Растения пасленовых- томаты

Растения из сем. тыквенные: огурец, тыква, кабачки т.д.

Цветы - многолетники

Плодово-ягодный отдел.

Яблони посажены в 2000 году.

Группа культур

Культуры

Сорт

Семечковые

(сем. Розоцветные)

Антоновка

Косточковые

(сем. Розоцветные)

(сем. Розоцветные)

Владимирская

3деревьев

5деревьев

Ягодники

Смородина черная

(сем. Крыжовниковые)

Смородина красная

(сем. Крыжовниковые)

Опытническая работа на УОУ.

При организации работы на УОУ важно правильно организовать интересные опыты. Каждый год на УОУ ставится 2-3 опыта. При этом учитываем:1) какой опыт и в каких классах, какой культурой будет ставиться; 2) на контрольной делянке и на делянке, где будет проводиться опыт должна быть одинаковая земляная смесь; 3) контрольная и опытническая делянка должны находиться рядом, форма и площадь должны быть одинаковыми;4) для более простых опытов нужна одна делянка для контроля и одна делянка для опыта.5) площадь делянки для опытов зависит от возраста учащихся, от культуры, которая взята для опыта, зависит от площади УОУ.

Вместе с проведением опыта учащиеся ведут наблюдения

Ход работы и фенологические особенности записываются в дневник наблюдений.

В 2014 -2015 уч.году планируем провести следующие опыты:

В начальных классах:

1. Влияние густого и не густого посева семян редиса, и определение влияния такого посева на урожай. (2 класс)

2.Посев набухших и сухих семян тыквы, и определение влияния такого посева на урожай (4 класс)

3. Посев мелких и отборных зёрен фасоли, определение урожайности таких семян. (3 класс)

4. Посев однолетних цветов в разное время и определение сроков созревания их семян. (1 кл.)

В 5-7 классах:

1. Посев семян однолетних цветов и определение сроков созревания их семян. (6 класс)

2. Наблюдение за развитием картофеля, посаженного целыми клубнями, верхушками клубней, глазками и отростками. (7 класс)

Весной до начала опытов, тему и ход опытов заведующая УОУ объясняет учащимся и учителям, которые проводят летнюю практику на УОУ. Для фенологических наблюдений, по желанию, выбирается 2-3 ученика.Они в тетрадях записывают температуру, направление ветра и осадки. При описании опыта используются эти наблюдения. Они нужны для того, чтобы объяснять почему урожай этой или иной культуры высокий или низкий, почему в этом году много сорняков, болезней или вредных насекомых и др.

Эти опыты помогают учащимся использовать теоретические знания на практике, развивают любовь к труду.

Некоторые культурные растения ученики и учителя используют при проведении уроков природоведения, биологии, технологии в виде гербарных материалов, высушенных семян, колосья полевых культурных растений, корнеплоды и др.

Назначение УОУ, его структура.

1. Учебно-опытный участок создается для проведения в 1-8 классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии, организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной юннатской, опытнической, природоохранительной работы.

2. На учебно-опытном участке школы организуются отделы: начальные классы, биология растений (5-8 кл.), цветник, овощной, плодово-ягодный. Площадь каждого отдела определяется руководством школы с учетом местных условий и количества учащихся, привлекаемых к работе.

3. Отдел начальных классов основных и средних школ состоит из делянок, на которых учащиеся 1-4 классов выращивают культуры в соответствии с программой по труду.

4. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодников. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения. В коллекционном отделе выращиваются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений, распространенные лекарственные, медоносные растения, новые для данной местности культуры.

5. В производственном отделе выращиваются овощи, фрукты и ягоды для школьной столовой.

6. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь.

7. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством образования.

8. Вокруг участка создается естественная(из зеленых насаждений) изгородь.

9. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке используется для организации питания учащихся в школьной столовой.

10. Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание культур, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются звенья.

11. Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения природоведения, биологии. На участке организуются общественно полезный, производительный труд, трудовая практика школьников. Внеклассная юннатская, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда учащихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, правил по охране труда при работе.

12. Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В него целесообразно включить такие разделы:

Планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, полей севооборотов, их площадь, распределение территории участка между классами, звеньями, кружками).

Содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке -тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями, кружками; список изготавливаемых учебно-наглядных пособий; календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, в процессе общественно полезного,производительного труда, в том числе в период летних каникул).

Руководство работой учащихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей за отделами участка. График их работы в период летних каникул).

Материальное обеспечение работы На участке(определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах, кормах для животных и пр.)

13 . Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке.

14. Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство на нем. Он вместе с педагогическим работником школы ответственным за организацию общественно полезного, производительного труда, трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивает: расстановку учителей, классных руководителей..

15. Непосредственное руководство работой на участке (включая летнее время) осуществляет заведующий УОУ, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей биологии. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевными и посадочными материалами, кормами, оборудованием и инвентарем; инструктирует учителей, воспитателей, привлекаемых к работе на участке; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.

16. Заместитель директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, водой для полива растений. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на УОУ, охрану участка.

17 . Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом обучающихся на УОУ, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.

18. Доходы, связанные с работой учащихся по выращиванию растений на УОУ, планируются и учитываются по сметам спец средств.

Правила по охране труда при работе на школьном учебно-опытном участке

Правила по технике безопасности при работе на школьном учебно-опытном участке:

1. На школьном учебно-опытном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. На школьном учебно-опытном участке ученики работают в рабочей форме и перчатках.

3. При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на учебно-опытный участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травм другим обучающимся.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту и росту обучающихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной - с учетом роста учащихся разных возрастных групп.

5. Предпочтительно применять на школьном учебно-опытном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4 л. Если школа располагает только большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более 1/3 вместимости.

6. Продолжительность работы учащихся на школьном учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся IV - V классов работают на участке 2 часа, с 10-минутными перерывами через каждые 20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

7. Обучающимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

8. Перед началом каждого занятия учитель проводит инструктаж обучающихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальные ритм и нагрузку в работе мышц, а также предупреждающих возможный травматизм.

9. Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и т.д.) проводится с помощью лопат, грабель, мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.

10. В каждом конкретном случае учитель, руководящий работой школьников на участке, обязан инструктировать детей, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждений ни себе, ни окружающим.

11. Обучающимся, работающим на школьном участке, категорически запрещается какая-либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами. В случае крайней необходимости опрыскивание или опыливание растений проводится взрослыми (учителями, техническим персоналом) в отсутствие детей, которые затем в течение 5 суток на участок не допускаются.

12. Во время работы на школьном учебно-опытном участке нельзя разрешать обучающимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители. Учащиеся при выполнении таких работ во избежание загрязнения рук землей обязательно должны защищать их перчатками или рукавицами.

13. Численность учеников, работающих одновременно на учебно-опытном участке, не должна превышать 10 обучающихся. В течение всего времени занятий на школьном учебно-опытном участке учитель, руководящий этой работой, должен присутствовать на таких занятиях и обеспечить наблюдение за выполнением учащимися правил охраны труда.

К средствам обучения обычно относят все материальные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе.

По сельскохозяйственному труду ими являются:

    учебно-опытным участок,

    оборудование и ручной инвентарь для работ по выращиванию растений в открытом грунте и в помещениях,

    живые растения в составе уголка природы,

    самодельные и заводского изготовления наглядные пособия - сноповой материал, наборы плодов и семян, гербарии, растительные коллекции, муляжи, таблицы, технические средства.

§ 1. Учебно-опытный участок начальной школы

Учебно-опытный участок является основным средством обучения младших школьников сельскохозяйственному труду. Он представляет собой земельную площадь, отведенную школе для постоянного использования в целях воспитания у детей интереса к сельскохозяйственному труду, привития им определенной системы первоначальных знаний, умений, навыков выращивания растений, формирования на основе опытнической работы творческого отношения к труду.

Организация учебно-опытного участка и работ на нем осуществляется в соответствии с утвержденным типовым «Положением об учебно-опытном участке общеобразовательной школы» (1986 г.).

В «Положении...» подчеркивается, что в городских школах в случае невозможности выделения учебно-опытного участка работы детей организуются на межшкольных участках, на учебно-опытном участке другой школы, станции юннатов, в Домах школьников, на участках горзеленхозов и других пригодных для выращивания культурных растений площадях.

Размер учебно-опытного участка зависит от многих факторов, в первую очередь от количества учащихся, их возраста, степени механизации работ, условий выращивания (с поливом или без него), от вида выращиваемой культуры. Для большинства видов растений норма на одного ученика I-II класса составляет 1 м 2 , II-IV классов-1,5 м 2. Под участок отводится земельная площадь, находящаяся, как правило, около школы. Это позволяет сократить расход времени на передвижение детей к месту работы.

По возможности участок должен быть расположен на ровной поверхности, защищен от господствующих ветров зданием школы или зелеными насаждениями, быть хорошо освещен, иметь постоянный источник водоснабжения, удобные подъездные пути.

Особенно велики требования к качеству почвы. В пределах участка она должна быть однородной по составу, структуре, питательности, обводненности, кислотности, глубине пахотного слоя. Для культур, предусмотренных программой для выращивания младшими школьниками, нужны легкие, высокоструктурные, плодородные, достаточно обводненные почвы с нейтральной или слабокислой реакцией среды, незасоренные. Глубина пахотного слоя должна быть не менее 30 см.

На отдельном участке начальных классов обязательно должны быть оформлены овощной, декоративный, плодово-ягодный и коллекционный отделы.

Соотношение отделов по площади неодинаково для разных типов школ. В сельской школе самую большую площадь занимает обычный отдел с овощами, в городской - цветник, декоративные кустарники и деревья. Вся площадь, кроме дорожек, распределяется на делянки размером примерно 0,7X1,0 м или произвольной длины. Вообще же ширина грядки должна быть такой, чтобы ученики, стоя сбоку, свободно доставали руками до ее середины.

Многолетние насаждения целесообразно располагать ближе к краям участка. Это будут культуры для III и IV классов. Ширина центральной аллеи составляет обычно 1,5 м, бо­ковых дорожек - 0,8-1,0 м со скатом к краям, поперечные дорожки между делянками - по 0,5 м, чтобы по ним можно было пройти нескольким ученикам. На легких почвах дорожки обычно протаптываются, на тяжелых прокапываются. При такой планировке участок красив и удобен в использовании. Высота грядок зависит от состава почвы, требований растения и других факторов. Чем легче и суше почва, тем грядки ниже. Некоторые растения лучше растут на грядках (например, корнеплоды), другие - на ровной площади (земляника садовая, капуста, томаты и др.).

Примерный план учебно-опытного участка четырехлетней начальной школы.

Декоративные травы (в обиходе чаще называемые цветами) обычно располагают в соответствии с общим планом озеленения территории школы, т. е. они могут быть вынесены за пределы учебно-опытного участка. Исключение составляет зеленая изгородь из кустарников, окаймляющая участок.

При ежегодном планировании площади посевов в первую очередь нужно учесть требование плодосмена. На одной и той же площади в каждом последующем году целесообразнее выращивать новые виды растений. Основное требование заключается в том, чтобы культуры принадлежали к разным ботаническим семействам. Этим ограничивается распространение специфических для семейства вредителей и болезней, обеспечивается более равномерный вынос питательных веществ из почвы.

Принятая на ряд лет очередность в смене культур называется севооборотом. Для колхозов и совхозов каждой местности наукой и практикой выявлены свои оптимальные севообороты, обеспечивающие получение высоких устойчивых урожаев без истощения почв района.

В школе целесообразно было бы использовать именно их. Однако для начальных классов наиболее распространенные в хозяйствах травопольные севообороты неприменимы. В овощном отделе можно рекомендовать следующее чередование культур в течение пяти лет:

Культуры

картофель

корнеплоды

корнеплоды

Картофель

картофель

Корнеплоды

картофель

корнеплоды

картофель

корнеплоды

Как видим, севооборот здесь пятипольный. По классам представлен следующим образом: горох выращивают ученики вторых классов, корнеплоды - третьих, остальные культуры - ученики четвертых классов. (Первоклассники овощных растений не выращивают.)

Посмотрим, что дает такой севооборот. В данном наборе культур картофель является самым требовательным к питательности почвы. Его выращивают по большой дозе удобрений в частности навоза и калийных солей. За одну вегетацию удобрения расходуются частично, поэтому за картофелем можно размещать культуры, которые не переносят свежего навоза, но требовательны к питательности почвы. К таким растениям относятся корнеплоды. Кроме того, почва после выращивания на ней картофеля - обычно хорошо очищается от сорняков в результате интенсивной междурядной обработки, развития мощной ботвы, которая затеняет и тем самым угнетает сорняки.

В коллекционном отделе работают учащиеся четвертых классов, выращивают растения, предназначенные для изготовления наглядных пособий для уроков природоведения и внеклассной работы. Чаще всего здесь представлены полевые, технические и другие культуры, типичные для сельского хозяйства данного района. Здесь же возможно выращивание лекарственных растений дикорастущих видов и других культур по программе общественно полезного труда.

При определении видового состава растений для класса надо учитывать, что необязательно все ученики должны выращивать одну и ту же культуру. Главное в том, чтобы учащиеся одного класса выращивали растения со сходной технологией, то есть осваивали умения и навыки одинакового порядка и уровня сложности, принимали одинаковое участие в планировании работ, расчете семенного и посадочного материала, разбивке делянок, подготовке почвы, ее маркеровке, посеве и посадке, уходе за растениями, в уборке и учете урожая, изготовлении наглядных пособий.

На территории учебно-опытного участка, кроме растений, располагают помещения для ручного инвентаря и инструментов, отводят специальное место для занятий с классом, снабженное сиденьями, столами и навесом. Наличие столов и навеса обеспечивает возможность использования такого зеленого Класса не только для проведения здесь занятий, но и для сушки урожая, размещения учебно-наглядных пособий и других целей. На участке должны быть парники и рассадники. Их размеры обычно меньше стандартных. Рассадники представляют собой гряды с высокими краями. Поперек гряд можно положить пленку, укрепив дополнительно ее края. В получившемся укрытии можно временно выращивать рассаду теплолюбивых культур.

На участке должно быть специальное место для хранения, минеральных и органических удобрений, приготовления компостов.

Среди ручного сельскохозяйственного инвентаря, который применяется в начальной школе, различают инвентарь индивидуального и группового использования. К первому относят лопаты, грабли, мотыги, совки для выемки рассады, ручные рыхлители, лейки, рулетки, шнуры, шагомеры. Ко второй группе относят тележки, носилки, маркеры, корзины, ящики для рассады и другое оборудование, которым обычно пользуются вдвоем. Весь инвентарь для сельскохозяйственного труда младших школьников должен быть облегченного и уменьшенного типа - более узкое и короткое полотно лопат, гребенок грабель. Все инструменты и оборудование складываются только чистыми.

Для оказания учащимся первой помощи при возможных травмах на участке обязательно должна быть аптечка.

Подбор культур для выращивания младшими школьниками:

Программа по сельскохозяйственному труду для учащихся I-IV классов дает большой список видов растений для выращивания. Из них необходимо выбрать один-два вида из каждой группы (овощных, декоративных, плодово-ягодных), руководствуясь следующими общими требованиями.

При подборе культур для разных классов большое значение имеет срок вегетации растений, определяемый скоростью роста и развития. Для учащихся I и II классов используются виды быстрорастущие, причем в I классе- декоративные растения, во II - овощные. Чаще всего это горошек душистый, настурция, ноготки, фасоль огнецветная, фасоль обыкновенная, горох посевной, бобы пищевые. Эти растения имеют крупные семена, которые обычно высевают прямо в открытый грунт.

Для учащихся III класса рекомендуются для выращивания виды, также обладающие быстрым ростом и развитием, но требующие другой обработки почвы и отличающиеся в остальных элементах технологии. В большинстве случаев это растения из группы корнеплодов - редис, морковь, репа, свекла, зеленные корнеплоды - петрушка, сельдерей и др. Из декоративных растений для этого класса подходят петунья, львиный зев, однолетние гвоздики и др.

В IV классе дети учатся выращивать растения рассадным способом, т. е. растения, имеющие длительный вегетационный период. Из группы овощных для данного класса программой рекомендуются томаты, огурцы, кабачки, баклажаны, капуста и др. Набор декоративных растений, размножаемых рассадным способом, чрезвычайно велик, из них в школе чаще используют астры, циннии, гвоздики, петунью, георгины однолетние и др.

Кроме семенного размножения, младшие школьники долж­ны научиться и некоторым способам вегетативного: стеблевыми черенками (черная смородина и другие ягодные кустарники, комнатные растения)-III класс, усами, делением куста (земляника садовая, декоративные многолетники открытого грунта» комнатные растения)-IV класс.

Тема «Работы в классе» в основном включает труд детей по выращиванию комнатных растений. Естественно, они не относятся к растениям учебно-опытного участка, но имеют свои особенности, которые необходимо учесть при выборе видов для младших школьников. Например, в 1 классе дети должны „усвоить основные правила ухода за комнатными растениями. Опыт показывает, что в этом возрасте учащиеся знают о необходимости полива растений, рыхления почвы, обмывания и обтирания растений и посуды, но делать это правильно в большинстве случаев не умеют. Поэтому для них комплектуется набор растений, .неприхотливых к условиям, с прочными стеблями, листьями, выдерживающих не столь осторожное обращение с ними. К таким относятся лимоны, аспидистры, сансевьеры, плющи, кливии и др.

Во II классе ученики выращивают комнатные растения из семян. Для этой цели подходят бальзамин комнатный, паслен комнатный, гиппеаструм и др. Кроме того, дети продолжают ухаживать за растениями, которые они выращивали в I классе.

В III классе учащиеся овладевают умениями размножать комнатные растения стеблевыми черенками, в IV - делением куста (или другими сходными несложными способами вегетативного размножения, но не стеблевыми черенками). В связи с этим для III класса целесообразно избрать такие виды, как традесканции, пеларгонии, колеусы, фуксии, плющи, сциндапсус, плектрантус, седумы и др., для IV - папоротники, корневищные бегонии, аспарагусы и т. д.

Таким образом, используя приведенные общие положения, учитель из всего разнообразия имеющихся растений сможет выбрать такие, которые позволят сформировать предусмотренные программой для данного класса растениеводческие знания и умения.

Учебно-опытный участок в условиях сельской школы

Рост познавательной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Комплексный подход к такой работе предполагает единство трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся. Нравственное воспитание осуществляется во всем многообразии социально значимой деятельности школьников: в учебе, труде, художественно-творческой, спортивной деятельности, в умении свободно общаться. Оно обуславливает отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, помогая определить достойное место в обществе с позиций гражданского служения ему. Именно в школе должен сформироваться у ученика интерес к какой-либо области деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней. Эстетическое воспитание развивает у детей способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности: в природе, труде, человеческих отношениях. Экологическое воспитание направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе. Назначение правильно поставленного физического воспитания – забота о нормальном росте и развитии детского организма в процессе всех видов деятельности. А главное – формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания. Его цель – готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение к труду.

Реализации такого подхода может помочь развитие сельскохозяйственного опытничества в школе. Важно раскрывать красоту сельскохозяйственного труда. Отношение к земле это не просто любовь к родному краю, которую можно успешно воспитывать у учащихся в многообразных формах внеклассной и внешкольной работы (краеведческой, туристической и др.). Отношение к земле требует работы не только ума, но и сердца, и опытническая работа служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания.

При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Это позволит увлечь ребят и дать им возможность на практике убедиться в значимости их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем сельскохозяйственного производства, направить знания на планирование и организацию своего труда, на его качественное выполнение, расширить биологический кругозор.

Сельскохозяйственное опытничество

Статья опубликована при поддержке "Wild Cam Photography". Профессиональные фотосессии в Москве - студийная съёмка. Разные образы и стили фотосессий - съёмка для новорожденных и детей, для беременных, для мужчин, семейная фотосессия, модельное и актёрское портфолио и многое другое. Профессиональный фотограф, доступные цены, съёмка в студиях и на выездных локациях. Посмотреть портфолио фотографа, контакты, цены и узнать подробную информацию Вы сможете на сайте: wildcam.ru .

Базой опытнической работы учащихся должен стать учебно-опытный участок. Это лаборатория под открытым небом, «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя, где проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду и другая внеклассная работа.

Практическая деятельность учащихся будет связана с углубленным изучением живой природы, с природоохранной деятельностью и работой в живых уголках, с экспериментальными исследованиями путей повышения урожайности сельскохозяйственных культур с учетом местных климатических условий.

В организации таких работ во внеурочное время обязательно добровольное начало. Это одно из важных требований внеклассной работы с юными натуралистами. Занимаясь любимым делом с интересом и увлечением, учащиеся имеют возможность проявить большую активность и самостоятельность.

Важно, чтобы юные натуралисты в школах занимались посильными для них делами, чтобы характер опытнической деятельности соответствовал их возрастным особенностям.

Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам помогают в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но часто возникают проблемы, для решения которых приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания. Например, в работе по растениеводству нельзя обойтись без знаний по почвоведению и агрономии, по микробиологии и математической статистике.

Опытничество предусматривает охват всех учащихся 1–11-х классов по тематике, учитывающей интересы и склонности школьников, их возраст и уровень знаний.

Если на первый план ставить научную ценность результатов опытнической работы, то она должна проводиться с соблюдением принятой методики, ее итоги должны быть достоверны, доказательны, выводы – безошибочны. Если полученные данные не вызывают сомнений, то на их основе можно готовить практические рекомендации для сельскохозяйственного производства.

В опытнической работе небезразличен и агрономический результат. Поскольку основная задача такого исследования заключается в нахождении оптимальных методов и средств увеличения продуктивности сельского хозяйства и повышения качества выращиваемой продукции, то следует стремиться к тому, чтобы суммарный урожай на опытном участке был значительно выше урожая той же культуры в местном хозяйстве. В противном случае будет трудно доказать, что даже интересные опытные данные полезны совхозу и могут быть приняты с доверием.

В ходе длительного исследования юный опытник решает задачи со многими неизвестными. Часто даже и сами исходные данные отсутствуют, их приходится находить предварительно в специальной литературе, в статистических материалах хозяйств, в периодической печати или же добывать в процессе кропотливого и продолжительного эксперимента.

Опытничество – это комплекс классной, внеклассной и внешкольной деятельности теоретического, практического и производственного порядка. В этой работе не бывает перерыва – она продолжается весь год, поэтому основной ее объем выполняют во внеурочное время: в процессе учебно-производственной практики, общественно полезного труда, а также за счет времени, отведенного на факультативные занятия и внеклассную работу. Например, юные полеводы весной закладывают опыты на учебно-опытном участке; летом ухаживают за посевами, проводят всевозможные наблюдения и опыты, осенью убирают и учитывают урожай. В классе или в лаборатории юные опытники проводят анализы на качество семян, определяют почвенный состав, подводят итоги работы. В зимнее время организуют подготовку к предстоящей весне: изучают методику полевого эксперимента, составляют планы, разрабатывают тематику опытов и их схемы.

В соответствии со школьными программами по биологии и сельскохозяйственному труду в каждой школе учебно-опытный участок должен иметь следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический, зоологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся учатся выращивать различные сельскохозяйственные растения, а также животных, ставят с ними опыты.

Перед началом работы на учебно-опытном участке руководитель вместе со школьниками продумывает все ее этапы, уточняет содержание.

Схема последовательности выполнения этапов опытнической работы.

Каждый опыт ставится на двух делянках – опытной и контрольной. Делянки имеют однородную почву, ровную поверхность, одинаковые размеры и форму. На опытной делянке растения прореживают, вносят удобрения, а на контрольной этого не делают. На обеих делянках обработка почвы, уход за растениями, уборка урожая и т.д. одинаковы и проводятся одновременно; для более точных выводов по опытам их закладывают в двух повторностях.

На делянках опытного участка ставят таблички с надписями: тема опыта, культура, опыт, контроль.

Выбор тем опытов

От выбора тематики и объекта опыта во многом зависит его успех и практическое значение. Выбор тем опытнической работы определяется возможностями школы и базового хозяйства. Темы можно выбирать из следующих разделов.

1. Почвенно-климатические условия произрастания растений.
2. Агротехнические приемы выращивания культурных растений.
3. Сортоизучение и знакомство с биологическими особенностями роста и развития сельскохозяйственных культур.
4. Влияние органических, минеральных удобрений, микроудобрений на повышение урожая и улучшение качества продукции.
5. Растения, содержащие фитонциды, как средство защиты растений от насекомых-вредителей.

Учащиеся, например нашей школы, в течение 4 лет занимались сортоиспытанием картофеля по заданию Госсортоучастка г. Екатеринбурга. По итогам работы были даны рекомендации жителям поселка и садоводам по выращиванию сортов картофеля, наиболее пригодных для нашей местности. По просьбам жителей поселка мы проводили сортоиспытание моркови и свеклы. На очереди и другие темы:

– наблюдение за произрастанием томатов в условиях открытого грунта;
– наблюдение за ростом растений семейства крестоцветных (репа, редис, редька) и семейства зонтичных (укроп);
– опыты по экологии – развитие растительного покрова; зарастание мусорной кучи.

Учебно-познавательное значение опытнической работы

Ученики на учебно-опытном участке учатся наблюдать за жизнью растений, за действием изучаемых факторов на подопытные растения, фиксировать результаты наблюдений, анализировать опытные данные и делать из них правильные выводы.

Практика показывает, что наиболее важны агротехнические темы опытов. Ведь в сельском хозяйстве недопустим шаблон: один и тот же рекомендуемый прием в одном случае дает положительный эффект, а в другом может привести даже к тяжелым последствиям.

Когда лучше сеять? Опыт и рекомендации по срокам посева имеют прямое отношение к экономическим проблемам хозяйства. Например, практика показывает целесообразность подзимнего посева лука, моркови, свеклы, подсолнечника, так как в этом случае возрастают урожаи.

Подготовка почвы к посеву. И эта тема дает широкое поле деятельности для юных опытников.

Сортоиспытание. Ученые-селекционеры создают новые сорта хлебных злаков, овощных культур. Ученики изучают их в тесной связи с природными условиями местного хозяйства. Кроме того, в сложной селекционной работе на всех ее этапах помощниками ученых могут стать школьники средних и старших классов. Ведь для создания нового сорта надо выполнить целую систему отбора, скрещивания и размножения, пройти испытания на сортоиспытательных участках.

Наш учебно-опытный участок

Учебный участок при нашей школе существует с 1997 г. Начали с малого. Выбрали место под участок, часть его осенью вручную перекопали, снятый дерн сложили на компост вперемешку с растительными остатками и листьями, внесли органические удобрения, опил, торф. Разбили 6 грядок размером 120×250 см. Весной на этих грядках посеяли морковь, свеклу, репу, лук, капусту, петрушку. Главной задачей было научиться выращивать сельскохозяйственные растения и цветы, узнать об особенностях овощных растений и подобрать условия, необходимые для получения хороших урожаев.

Совхоз «Таежный» помог нам распахать небольшой участок земли под закладку учебно-опытного участка при школе, провести осеннюю (зяблевую – под зимние морозы) вспашку, чтобы создать глубокий рыхлый слой почвы, заделать на глубину семена сорняков и вынести на поверхность подземные части сорняков.

Весной 1999 г. почву бороновали для перемешивания поверхностного слоя, разрушения почвенной корки. Очистили участок от растительных остатков, разбросали удобрение, торф, опил, известь и перекопали. Часть участка засеяли викой, а часть – засадили картофелем.

При планировке территории участка исходили из того, что он должен быть полезен, удобен, красив. На участке появились отделы: лекарственный, овощной, полевой, цветочно-декоративный, плодово-ягодный.

Выбор культивируемых растений зависит от месторасположения участка, его освещенности солнцем, защищенности от холодных северных и восточных ветров.

В агротехнике используем севооборот. Одну и ту же культуру или группу культур одного семейства не рекомендуется выращивать на одном месте несколько лет подряд, так как растения, получая из почвы определенные питательные элементы, истощают ее, и перестают давать хороший урожай. Кроме того, разные сельскохозяйственные культуры подвержены специфическим болезням, воздействию определенных насекомых-вредителей. Поэтому чередование растений дает возможность эффективно использовать почву, а также успешно бороться с болезнями и вредителями. Культуры на грядках чередуем ежегодно (таблица).

Таблица. Допустимые и недопустимые предшественники овощных культур

Культуры

Лучшие
предшественники

Минимальный срок возврата
на старое место, лет

Недопустимые
предшественники

Лук, огурцы, морковь, свекла,
картофель, томаты

Репа, редька, редис

Картофель

Морковь, свекла, лук

Лук, чеснок

Морковь, огурцы, укроп, салат,
капуста

Морковь, петрушка,
пастернак

Картофель, томаты, огурцы, горох, капуста

Огурцы, кабачки, тыква,
патиссоны

Картофель, лук, морковь, капуста, горох

Репа, редька, редис

Картофель, лук, морковь, свекла

Картофель, огурцы, лук

Морковь, свекла, лук

Картофель

Чтобы участок имел эстетичный вид, применяем совместные посевы овощных, ягодных и цветочных культур. Цветы и овощи, посаженные вместе, создают эффект неожиданности. Особенно хорошо с овощными культурами смотрятся тагетес, календула, настурция, бальзамин.

Структуру почвы (соотношение гумусных и минеральных частиц различной величины) на участке создаем при помощи внесения торфа, компоста, древесных опилок и органики.

Перспективный план работы на учебно-опытном участке

Весенний период

1. Очистка от снега приствольных кругов вокруг деревьев.
2. Обрезка и формирование крон декоративных древесно-кустарниковых пород.
3. Осмотр деревьев и кустарников, удаление больных, сломанных и сухих веток.
4. Удаление прошлогодних (засохших и сморщенных) плодов.
5. Побелка известью стволов деревьев (во избежание появления на них солнечных ожогов).
6. Первая подкормка плодовых культур минеральными азотсодержащими удобрениями.
7. Подготовка семян к посеву.
8. Сгребание растительных остатков.
9. Вырезка поросли вокруг деревьев.
10. Субботник по очистке школьной территории от мусора.
11. Подготовка посадочных ям.
12. Отвод талых вод, прокопка дренажных канавок вокруг учебно-опытного участка.
13. Внесение торфа, удобрений и опила на участок.
14. Перекопка почвы.
15. Внесение почвенной смеси в цветочные вазоны.
16. Подготовка семенного материала картофеля.
17. Подготовка грядок под овощные, цветочные, полевые культуры.
18. Посев овощных, цветочных культур.
19. Посадка картофеля.

Летний период

1. Продолжение посева и высадки рассады цветов в вазоны.
2. Подкормка многолетних цветов и декоративных кустарников.
3. Подправление бордюров.
4. Уход за посевом (полив, рыхление и т.д.).
5. Посадка картофеля (в случае если посадка не произведена в мае).
6. Ведение дневника наблюдения.
7. Сгребание прошлогодней травы.
8. Сбор мусора, камней и т.д. с пришкольного участка.
9. Прополка грядок и цветочных клумб от сорняков.
10. Подвязка колышков к саженцам.
11. Обрубание лопухов на участке и вдоль забора.
12. Скашивание травы вокруг деревьев.
13. Удаление поросли у деревьев.
14. Полив цветов и грядок с овощами.
15. Окучивание картофеля.
16. Уборка мусора и растительных остатков на территории участка.
17. Скашивание травы на пришкольном участке.
18. Уборка растительности на тротуаре.
19. Вырезка поломанных веток на деревьях и кустарниках.
20. Подсадка цветочных культур.
21. Сгребание и вынос растительных остатков и закладка на компост.
22. Покраска цветочных вазонов.
23. Выравнивание краев тротуаров.
24. Сбор созревших семян цветочных культур.
25. Подсыпка рабаток.

Осенний период

1. Уборка урожая овощных культур.
2. Сбор семян некоторых овощных и цветочных культур.
3. Сгребание опавшей листвы и складирование ее на компост.
4. Сгребание, уборка растительных остатков на грядках.
5. Перекопка почвы на участке.
6. Уборка картофеля, овощей; взвешивание, учет урожая.
7. Закладка семенного картофеля на хранение.
8. Вырезка поросли вокруг деревьев.
9. Обрезка больных, сухих и поломанных веток.
10. Складирование сухой листвы, травы на компост.

Перечень растений, запланированных для возделывания на учебно-опытном участке

1. Картофель сортов Л-98-5, Астерикс, Акросия, Талисман, Снегирь.
2. Томаты Оля, Никола, Сибирский скороспелый, Яблонька и др.
3. Репа Петровская.
4. Редис Ранний красный, Французский.
5. Свекла ТСХ, Египетская, Красный шар, Темно-красная, Бордо.
6. Укроп листовой, Кибрай, Обильнолиственный.
7. Петрушка обыкновенная листовая, кудрявая, корневая.
8. Щавель Бельвийский.
9. Редька Зимняя круглая черная.
10. Морковь Витаминная, Лосиноостровская, Королева осени, Флакке.
11. Лук-батун, шнитт-лук, Стригуновский.
12. Вика.
13. Горох обыкновенный, Амброзия.
14. Бобы Белорусские, Русские.
15. Ячмень.
16. Пшеница.
17. Овес.
18. Кукуруза.
19. Многолетние, однолетние цветы.
20. Лекарственные растения.

На базе учебно-опытного участка для учащихся 6–9-х классов работает кружок «Агрос», где ребята проходят теоретический курс, включающий знакомство с основными отраслями сельского хозяйства, уход за комнатными растениями; овладевают способами и техникой выращивания рассады. На практических занятиях кружковцы озеленяют школу и пришкольный участок, готовят семена к посеву, ухаживают за рассадой, участвуют в уборке овощей.

Младшие школьники на уроках труда с удовольствием работают на участке, познают азы выращивания различных культур. В летний период работает трудовой отряд, согласно графику проходят 5-ю трудовую четверть учащиеся 5–10-х классов. Осенью в школе мы проводим выставку «Дары осени». Активное участие принимаем в экологическом месячнике. Организуем фотовыставку и выставку творческих работ учащихся, рассказывающих о делах на нашем участке. Конкурсы частушек, загадок о культурах, выращиваемых на пришкольном участке, стали традиционными. Каждый год придумываем что-то новое. Планируем провести конкурсы на лучшее пугало, лучшую сказку «Во саду ли в огороде» и др. Также мы проводим экскурсии для начальных классов и воспитанников детского сада.

Например, в ходе экскурсии «В гости к огородному Подрастаю» малыши знакомятся с растениями, растущими на пришкольном участке. По дороге проводится конкурс на самого организованного, смышленого и наблюдательного. Предлагается назвать встречающиеся деревья, кустарники, травянистые растения.

Огородный Подрастай (помощник из числа старшеклассников) в форме загадок рассказывает ребятам о том, что растет на огороде.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар, сладкая.
(Морковь .)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка .)

Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла .)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук .)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста .)

Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
(Редиска .)

Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(Шиповник .)

Я румяную Матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко .)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, ее клюют.
(Рябина .)

Стоит красавица:
Косы зеленые, платье белое,
Кора горючая,
Ветки плакучие, семя летучее.
(Береза .)

Отгадывая загадки, ребята должны выбрать огородные растения. Огородный Подрастай показывает плоды некоторых отгаданных растений, и ребята могут потрогать их руками, понюхать и описать эти плоды: каковы они на ощупь, как пахнут, какого цвета.

Проводятся игры «Знакомство с листьями», «Узнай дерево» и др.

«Знакомство с листьями»

Воспитатель и его помощник ставят ребят в круг и делят на пары. Каждой паре дается лист дерева. Листья должны принадлежать разным видам деревьев, кустарников. Ребята рассматривают свои листья, ощупывают их и описывают друг другу. Сначала они изучают листья с открытыми глазами, а затем с закрытыми. После этого все листья складываются в центр круга и перемешиваются. Каждый играющий пытается найти свой лист.

«Узнай дерево»

Игра также проходит в парах. Один из играющих подводит своего партнера с завязанными глазами к дереву. Играющий с завязанными глазами ощупывает это дерево, стараясь запомнить характерные особенности его ствола. После этого его осторожно ведут к месту старта, стараясь выбрать другой маршрут. На старте повязка снимается, и исследователь отправляется искать свое дерево самостоятельно. Затем партнеры меняются ролями.

Таким образом, в условиях учебно-опытного участка сельской школы успешно решаются задачи трудового, эстетического, природоохранного воспитания. Постепенно участок становится и центром экологического просвещения детей младшего и школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганичкина О.А. Советы огородникам. – М.: Аркадия, 1998. – 304 с./ Приусадебный участок.
2. Горский В.А. Техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество во внеклассной работе с учащимися. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. (Б-ка учителя труда).
3. Леонтьева М.Р. Сборник научно-методических материалов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с. – (Б-ка «Сельская школа России»).
4. Леонтьева М.Р. Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с. – (Б-ка «Сельская школа России»).
5. Маленкова Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя труда).
6. Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. –
255 с. – (Б-ка учителя биологии).
7. Трайтак Д.И. Трудовое обучение: Сельскохозяйственные работы: Учеб. пособие для 5–7-х кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.: ил.
8. Энциклопедический словарь юного земледельца/ Сост. А.Д. Джахангиров, В. П. Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

На учебно-опытном участке школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта.

Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию.

Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представление о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану.

Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитания любви и бережного отношения к природе; уважение к трудовой деятельности.

На участке проводят уроки и экскурсии по ботанике, зоологии и общей биологии. Кроме того, здесь осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, юннатскую, природоохранительную и опытническую работу.

Результаты постановки опытов и выращивания коллекции растений в течение осени, весны и лета используют для заготовки демонстрационного и раздаточного материалов для уроков, лабораторных работ и кружков юннатов. На участке могут организоваться общешкольные внеклассные мероприятия - «Праздник урожая», «День сада», «День птиц», выставки, экскурсии для младших школьников, для родителей.

Такое многостороннее использование учебно-опытного участка требует соответствующего подбора и расположения посадок и посевов растений. В связи с этим в структуре школьного участка должны быть определенные сектора и делянки, парники и теплица.

В разработку структуры учебно-опытного участка и методики его использования в общем образовании школьников большой вклад внесли П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, В.А. Матисен, И.Н. Пономарева, Н.А. Рыков, М.В. Сыскова и другие видные методисты-биологи.

По П.И. Боровицкому, на учебно-опытном участке должно быть два отдела по выращиванию растений: коллекционный и опытнический. В коллекционном выращивают большое разнообразие культурных растений: зерновые, плодовые, ягодные, технические, масличные. Притом каждую из этих культур размещают на особых делянках с соблюдением севооборота.

В опытническом отделе располагают делянки для типовых опытов на полевых и овощных культурах с соблюдением всех норм и требований к растениеводческим опытам сортоиспытания для определения влияния внешней среды или по другой тематике.

По Н.М. Верзилину, на участке должно быть четко выделено несколько отделов: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический. В каждом отводится место для коллекции культур и опытов с растениями этого отдела. Главным для выполнения учебной программы является биологический отдел, в котором выращиваются определенные культуры, проводятся опыты, являющиеся также живыми иллюстрациями важнейших биологических процессов и закономерностей (Схема 1).

Биологический отдел имеет участок по ботанике (отделы морфологии, систематики, коллекция «Цветочный календарь») и по общей биологии (коллекции растений «Критерии вида», «Методы селекции», «Приспособленность»).

Для доказательств общебиологических закономерностей в живой природе и особенно для выявления экологических закономерностей в жизни растений в структуре пришкольного участка был введен новый отдел - отдел экологии. В нем все коллекции и опыты осуществляются на примере местных дикорастущих видов. Например, коллекции «Страницы Красной книги», «Ранневесенние растения», «Осеннецветущие растения», «Популяции вида», «Жизненные формы», «Экологические группы», «Растения широколиственного леса», «Водные растения».

Основная работа на учебно-опытном участке осуществляется в весенний и осенний периоды. Для работы на участке создаются бригады из 4-5 школьников. На каждом отделе учебно-опытного участка дети заняты одинаковыми видами деятельности: обрабатывают почву, выращивают коллекции с учетом агротехники возделывания каждой конкретной культуры, ставят опыты, ведут наблюдения.

Весной идет планирование участка. При планировании учитывается наличие экскурсионных и рабочих дорожек. Ширина экскурсионной дорожки составляет 1,5 - 2 м, а рабочих - 70 - 80 см. С помощью шнуров, полевых измерительных приборов и колышков бригады размечают школьный участок, его отделы, планируют делянки.

После разметки готовят землю под посев. Посев семян и посадка рассады осуществляются с учетом агротехнических требований. Затем устанавливают этикетки.

Существенную часть работы на учебно-опытном участке составляет опытничество. Опыт ведет группа человек, но в разное время. Закладывает опыт и подводит итоги вся группа. В летнее время ведется индивидуальная работа. Рекомендуется вести дневник опыта - тетрадь, в которой отражают состояние опытных растений.

Обучение постановке опытов на школьном участке способствует развитию не только трудовой, но и интеллектуальной, исследовательской деятельности, наблюдательности, умению сравнивать опытные и контрольные экземпляры растений, делать выводы.

Примерный план учебно-опытного участка

А. Отдел полезных растений

  • 1- пар;
  • 2- злаки;
  • 3- травы;
  • 4- прядильные и масличные растения;
  • 5- пропашные;
  • 6- эфиромасличные и лекарственные растения;
  • 7- модели севооборотов;
  • 8- метеорологическая станция.

Б. Отдел овощных растений

а - парники;

б - компост;

  • 1- листовые культуры;
  • 2- плодовые;
  • 3- корнеплоды;
  • 4- бобовые;
  • 5- многолетние культуры.

В. Плодово-ягодный отдел

  • 1 - питомник 1, 2, 3 и 4-го годов;
  • 2- земляника;
  • 3- ягодные культуры;
  • 4- вишни и сливы;
  • 5- яблони приземленные, кустовые и штамбовые;
  • 6- дендрологическая коллекция.

Г. Отдел декоративных растений

  • 1 - однолетние растения;
  • 2 - многолетние растения;

Д. Отдел биологии растений

  • 1 - семейства;
  • 2 - хвойные и споровые растения;
  • 3- весенние растения;
  • 4- морфология растений;
  • 5 - цветочные часы;
  • 6- цветочный календарь;
  • 7 - приспособленность;
  • 8- альпийская горка;
  • 9 - дикорастущие полезные растений;
  • 10- опыты по общей биологии;
  • 11- дарвиновская площадка;
  • 12- водоем

Зоологический отдел

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

2011 г.

Звено №_______ учащихся _______ класса МБОУ

СОШ

С.Большая Поляна

Тербунского района, Липецкой области

20___ г.

Состав звена

Введение.

Тема моей работы : лекарственные растения моего села.

Актуальность:

Я живу в селе Большая Поляна. Это очень красивое место. Здесь растут разные растения, многие из которых имеют лекарственные свойства. Я выбрала эту тему так, как одной из актуальных проблем на сегодняшний день является сохранение здоровья человека. Для лечения некоторых болезней лучше применять натуральные растительные средства, потому что, таблетки имеют побочные эффекты. Кроме этого, лекарства стоят дорого. Поэтому, людям полезно знать о применении лекарственных трав. Я хочу узнать о таких растениях, произрастающих в нашей местности, научиться их применять. Эта тема меня очень заинтересовала, и я решила провести свою исследовательскую работу.

Цель : изучить лекарственные растения своей местности.

Задачи :

Познакомиться с литературными источниками, которые могли бы мне дать полную информацию о лекарственных растениях моего района;

Изучив флору своего микрорайона, выявить, какие именно растения считаются лекарственными;

Изучить правила приготовления и хранения лекарственного сырья;

Попытаться вырастить некоторые лекарственное растение на УОУ.

Объект исследования : местность центрально-чернозёмного района.

Предмет исследования : лекарственные растения моей местности.

Гипотеза : если знать о применении лекарственных растений, то можно лучше и дешевле вылечить некоторые болезни.

План:

1.Выбор темы.

2.Составление плана исследования.

3.Сбор материала.

а) Подумать самостоятельно.

б) Спросить у другого человека.

в) Узнать из книг.

4. Обобщить.

5. Провести анкетирование.

Село Большая Поляна, в котором проводилось это исследование, расположен в 30 км от районного центра и в 100 км от города Липецка.

Расстояние до реки Дон – 20 км. Рельеф местности равнинный, климат умеренно-континентальный, средняя температура января -15, средняя температура июля………...

Знание географического положения и особенностей климата помогло мне определить, какие именно растения могут встречаться на данной местности.

Актуальна ли эта тема? Я считаю, что да. Ведь здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, и если мы сами сможем позаботиться об этом, применив знания о лекарственных растениях, то и наше здоровье будет приумножено на долгие годы.

1. Основная часть

1.1. Из истории применения лекарственных растений

Попытки лечения с помощью лекарственных трав производились еще со времен сбора первобытным человеком различных кореньев. Первые документальные упоминания об использовании лекарственных растений относятся к Древнему Миру. Используя растения в пищу, люди постепенно стали замечать наличие у них целебных свойств. Так, лекарственные растения применялись в Древнем Египте, Китае, Греции и т.д.

Например, египтяне умели снимать спазмы и боли при различных недугах. Они использовали сельдерей или шафран для снятия ревматических болей, гранат для борьбы с ленточными червями, белену для снятия колик и прочие лекарственные растения, а также различные эфирные масла и смолы. Древние греки умели применять минеральные источники, грязевое лечение, различные масла и лекарственные травы. А индийцы активно использовали при врачевании благородные металлы: свинец, ртуть, цинк, сурьму, серу и пр.

Сведения об использовании целебных свойств растений в древности можно почерпнуть из данных этнографии и археологии.

Так, изучая, например, племена австралийцев, отдельные племена Центральной и Южной Африки, индейцев Амазонки, этнографы установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое не знало бы лекарственных растений. Как правило, сведения о целебных свойствах растений не были достоянием всех членов племени, а сосредоточивались в определенных семьях, где эти знания, большей частью под покровом тайны, передавались от отца к сыну (или от матери к дочери, ибо у некоторых племен врачевание было привилегией женщин).

Достижения современной медицины стали возможны в основном благодаря вкладу огромного количества людей, которые описывали лекарственные растения, придумывали, как за ними ухаживать, как их правильно собирать и опробовали на себе их воздействие. Так, например, вавилоняне обратили внимание на потерю лекарственных свойств многих лекарственных растений при их хранении на солнце. Так был открыт известный принцип сушки лекарственных трав в месте, защищенном от прямого попадания солнечных лучей.

Еще в древности было замечено, что свойства собранных лекарственных трав также зависят от времени сбора. Какие-то лекарственные растения собираются ранним утром, а иные ночью, то же касается и времен года.

Еще больше сведений содержат первые письменные источники. На самых древних из них - глиняных табличках, обнаруженных в Ассирии, уже содержатся сведения о лекарственных растениях; причем наряду с описанием различных лекарственных растений указано, против каких болезней и в каком виде это растение должно применять. Свои сведения о лекарственных растениях ассирийцы заимствовали преимущественно от шумеров и вавилонян; на табличках, составленных ассирийскими писцами, указаны названия растений на ассирийском, вавилонском и шумерском языках.

Очевидно, ассирийцы довольно широко использовали целебные свойства лекарственных растений. Известно, например, что в столице Ассирии Ниневии был даже сад, где их выращивали.

Существует арабская легенда об открытии лечебных свойств зерен кофейного дерева пастухом, заметившим, что его козы объедают плодоносящие ветви этого деревца, после чего приходят в прекрасное настроение и веселятся всю ночь.

В начале нашей эры исследования целебных свойств растений продолжили римские врачи. Классический труд врача Диоскорида «О лекарственных травах» и многотомный трактат полководца и естествоиспытателя Плиния Старшего «Естественная история», более 1500 лет являлись настольным справочником европейских врачей.

Важнейшим трудом того времени стал «Канон врачебной науки» арабского ученого Ибн Сины (Авиценны). В XII в. этот трактат был переведен на латынь и течение многих веков оставался в средневековой Европе одним из главных медицинских пособий.

В Средние века в Европе траволечением и врачеванием занималась главным образом церковь. В многочисленных монастырях выращивание так называемых «аптечных садов» и уход за больными считались частью христианского долга монахов. В монастырях удалось сохранить и передать следующим поколениям медицинские и ботанические знания предшествующих веков.

В эпоху Возрождения с появлением первых ботанических садов и открытием Нового света количество растений, применяемых в медицине, расширилось, а изобретение печатного станка способствовало популяризации медико-ботанических трудов. По мере того, как эти знания выходили за стены монастырей, все большее значение стали приобретать практические навыки врачевания в традициях Гиппократа.

XVIII век ознаменовался огромным прогрессом в медицине. Ученые стремились выделить из лекарственных растений активные действующие вещества и только их использовать для лечения. В последующие века многие действующие вещества научились синтезировать. В XX в. синтетические лекарства почти вытеснили традиционные натуральные препараты на основе лекарственных растений.

1.2. Классификация лекарственных растений

Обычно выделяют следующие категории лекарственных растений.

Официальные лекарственные растения - растения, сырьё которых разрешено для производства лекарственных средств в стране.

Фармакопейные лекарственные растения - официальные растения, требования к качеству лекарственного растительного сырья.

Лекарственные растения народной медицины - большинство растений в ней относительно плохо описано, и сведения об эффективности их применения не прошли необходимой проверки средствами современной фармакологии.

1.3. Применение лекарственных растений

В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по частям растения, поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

Основные способы применения сырья лекарственных растений: производство лекарственных средств для внутреннего и наружного применения.

Внутрь применяют водные извлечения: настой , отвар , водно-спиртовые, масляные извлечения (настойка, экстракты ) из лекарственного растительного сырья или сборов. Из сочных свежих частей официальных растений получают сок.

Для наружного применения используются: травяная ванна , обертывание , примочка , компресс .

Получают различное лекарственное растительное сырье: трава, цветки , листья, корневища, корни, плоды, семена, кора, почки и др.

1.4. Объекты и методы исследования.

1.4.1. Изучение выделенных территорий.

Для проведения исследований мною были выбраны следующие территории – это участок в округе пруда села Большая Поляна, двор дома, и, конечно, собственный дом. В результате изучения видового состава флоры (см. приложение 1), проведенного с помощью обычного описания растений, мною были выявлены следующие растения, являющиеся лекарственными:

Таблица 2. Лекарственные растения изучаемых районов.

Т., многол.

Листья

Горец птичий

Т., многол.

Надземная часть

Донник лекарственный

Т. Однол.

Листья, соцветия

Календула

Т., многол.

Соцветия

Т., многол.

Листья

Крапива двудомная

Т., многол.

Надземная часть

Лопух большой

Т., многол.

Листья

Мать-и-мачеха обыкновенная

Т., многол.

Листья

Мята перечная

Т., многол.

Надземная часть

Мелисса лекарственная

Т., многол.

Листья

Одуванчик лекарственный

Т., многол.

Листья

Пастушья сумка обыкновенная

Т., однол.

Надземная часть

Подорожник большой

Т., многол.

Листья

Полынь горькая

Т., многол.

Надземная часть

Ромашка аптечная

Т., однол.

Соцветия

Цикорий обыкновенный

Т., многол.

Корни

Череда трехраздельная

Т., однол.

Надземная часть

Чистотел обыкновенный

Т., многол.

Надземная часть

Хвощ полевой

Т., многол.

Надземная часть

Щавель конский

Т., многол.

Надземная часть

Условные обозначения:

Т. – травянистое растение

К. – кустарник

Д. – дерево

Многол. – многолетнее растение

Однол. -однолетнее растение.

Вывод: на такой небольшой территории произрастает достаточное количество лекарственных растений, применяемых при различных заболеваниях.

Изучив литературные источники, я выяснила, при каких видах заболевания применяются наиболее встречаемые растения (см. приложение). Кроме этого, я напрямую убедилась в целебных свойствах одного из растений –ромашки лекарственной. При болях в горле полощу рот настоем цветков ромашки, и мне становится гораздо легче.

При опросе работника аптеки села, выяснено, что население с. Большая Поляна намного реже покупает лекарственные растения, возможно потому, что не имеет информации и не знает, какие лекарственные растения растут рядом с ними, как их надо собирать, сушить, и использовать. Необходимо информировать население о том, какие лекарственные растения произрастают, как их можно использовать и применять.

1.4.2 Опрос учащихся

Перед исследованием по нахождению и выявлению лекарственных растений, я изучила специальную литературу по данному вопросу. После сбора материала мною был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов. Учащиеся указали названия тех растений, которые, по их мнению, обладают лечебными свойствами. В опросе участвовало 20 человек в возрасте от 8 до 10 лет. Как оказалось, все мои одноклассники знают такие растений. После обработки полученных данных получились следующие результаты:

Таблица 1. Наиболее известные лекарственные растения

№ пп

Наименование растения

Количество человек, упомянувших данное растение

Календула, ноготки лекарственные

Крапива двудомная

Липа крупнолистная

Мята перечная

Одуванчик лекарственный

Подорожник большой

Ромашка аптечная

Репейник

Шиповник

1.4.3. Анкетирование населения по применению лекарственных трав.

Показания к применению

Применение

Настой душицы обладает антимикробным, противовоспалительным и обезболивающим свойствами .

Душица обыкновенная

В народной медицине существует прекрасное и проверенное средство, которое помогает при болях в желудке. Его очень часто применяют в странах Балтии. Это - тмин. Нужно взять чайную ложку тмина, заварить кипятком, дать настояться и пить. Получается очень приятный напиток, который можно применять и для профилактики, если боли возникают периодически. Настой тмина уменьшает боли, снимает спазм и нормализует работу желудочно-кишечного тракта.

Тмин обыкновенный

От кашля. Снимает воспаление (противовоспалительное действие), уничтожает вредные микроорганизмы и микробы (противомикробное действие), останавливает кровь (кровоостанавливающее действие). Помимо перечисленного, медуница лекарственная обладает отхаркивающим и вяжущим свойствами, что особенно актуально при сухом, раздражающем кашле, а также мочегонным действием.

Медуница лекарственная

Свежих листья березы промыть холодной кипяченой водой, затем измельчить, залить 500 мл кипяченой воды температуры 40-50 градусов, настаивать 4 часа, слить, отжать листья, отстаивать 6 часов, осадок удалить. Готовый настой зелено-желтоватого цвета из свежих листьев берёзы слегка горький, содержит витамин С.
Принимать перед едой, как витаминный напиток.

Листья берёзы продырявленной

Применяют в виде теплого настоя для полоскания горла

Липа сердцевидная
Ромашка аптечная (цветки)

1.5.

На последнем этапе своей работы я и мои товарищи посадили лекарственные растения на УОУ школы.

1.6. Общие правила сбора.

Скоро лето. А лето - прекрасная пора заготовки лекарственных трав. Изучив литературу, я выяснила, как надо правильно заготавливать и хранить лекарственное сырье.

Заготовку растения производят в тот период, когда они содержат наибольшее количество необходимых действующих веществ. В разных частях растения, это зависит от фазы развития и погодных условий. Почки собирают ранней весной, когда они только начинают набухать, но еще не тронулись в рост. Сбор коры проводят весной, во время весеннего движения соков. В это время кора легко отделяется от древесины. Листья собирают обычно в начале цветения. Цветы, соцветия, заготавливают во время цветения. Траву (надземную часть травянистых – листья, стебли, цветы) собирают обычно в начале цветения, а у некоторых видов – при полном цветении. Плоды и семена заготавливают осенью в период их полной зрелости. Корни и корневища собирают осенью в период их полной зрелости. Корни и корневища собирают осенью, когда растения переходят в период покоя или ранней весной до распускания листьев. Все надземные части растения заготавливают только в сухую погоду. Собранное сырье нельзя долго хранить в таре. Сушат лекарственное сырье в сухих, хорошо проветриваемых помещениях – в сушилках, в тени под навесами, а также в печах и духовках.

Выводы

В результате свой исследовательской работы я выяснила, почему лекарственные растения считаются наиболее ценными.

Изучив намеченную для исследования территорию, выявила растения, имеющие лечебные свойства.

Некоторые из растений были посажены на пришкольном участке в отделе «Лекарственные травы».

Изучила правила сбора и хранения лекарственного сырья.

Оказывается, наша земля - это большая природная зеленая аптека. Так почему же нам не принять такой дар от природы и не воспользоваться им по назначению? Ведь лекарственные травы и растения можно использовать в медицине и лечить множество заболеваний, не прибегая к искусственным и дорогостоящим препаратам. И, конечно, вы все со мной согласитесь, что ароматный дымящийся чай с малиной или другими вкусными травами будет гораздо лучше всяких таблеток, и кроме этого, отлично поднимет настроение в холодное зимнее время.

Список использованной литературы

Красная книга Липецкой области. Сост. Нагалевский В. Я. Краснодар: Кн. Изд-во, 1994.-285 с.

Косенко И. С. Определитель высших растений Липецкой области. М.: изд-во «Колос», 1970. – 614 с.

Петров В. В. Общая ботаника с основами геоботаники. М.: Высшая школа,

1994. – 271 с.

Морозов М. Ф. Лекарственные растения Липецкого края. Кн. Изд-во, 1980. – 184 с.

Материалы сети Интернет.