Приказ минобрнауки от 20.09 1082. Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии. I. Общие положения

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

Регистрационный № 30242

В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036) и подпунктом 5.2.67 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386), приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2009 г., регистрационный N 14145).

Министр Д. Ливанов

Приложение

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии

I. Общие положения

1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее - комиссия), включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

3. Комиссия может быть центральной или территориальной.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

4. Комиссию возглавляет руководитель.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

5. Состав и порядок работы комиссии утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

6. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество, создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации), комиссии информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.

8. Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают комиссию необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации ее деятельности.

II. Основные направления деятельности и права комиссии

10. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

11. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 10 настоящего положения основных направлений деятельности, осуществляет:

а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

12. Комиссия имеет право:

запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

13. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.

14. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

15. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.

16. Комиссией ведется следующая документация:

а) журнал записи детей на обследование;

б) журнал учета детей, прошедших обследование;

в) карта ребенка, прошедшего обследование;

17. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

18. Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

19. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

При решении комиссии о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.

Территориальная комиссия в случае необходимости направляет ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.

20. В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии.

21. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей.

22. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.

В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

24. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.

25. Родители (законные представители) детей имеют право: присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии


В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 30, ст.4036) и подпунктом 5.2.67 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386),

приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 года N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2009 года, регистрационный N 14145).

Министр
Д.Ливанов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

регистрационный N 30242

Приложение. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии

Приложение

I. Общие положения

1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее - комиссия), включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

3. Комиссия может быть центральной или территориальной.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

4. Комиссию возглавляет руководитель.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

5. Состав и порядок работы комиссии утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

6. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество, создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации), комиссии информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.

8. Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают комиссию необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации её деятельности.

II. Основные направления деятельности и права комиссии

10. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

11. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 10 настоящего положения основных направлений деятельности, осуществляет:

а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

12. Комиссия имеет право:

запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

13. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.

14. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

15. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.

16. Комиссией ведется следующая документация:

а) журнал записи детей на обследование;

б) журнал учета детей, прошедших обследование;

в) карта ребенка, прошедшего обследование;

17. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

18. Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

19. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

При решении комиссии о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.

Территориальная комиссия в случае необходимости направляет ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.

20. В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии.

21. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей.

22. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.

В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

24. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.

25. Родители (законные представители) детей имеют право: присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.

Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386), приказываю:

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2009 г., регистрационный N 14145).

1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее - комиссия), включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

5. Состав и порядок работы комиссии утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

6. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество, создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации), комиссии информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.

8. Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают комиссию необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации ее деятельности.

А) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

Б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

В) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

Г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

Д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

Е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

Запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

Вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

П.21 раздел II приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» СТРУКТУРА КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК: 1. Обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и/или психическом развитии и/или отклонений в поведении. 2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения: 2.1 образовательная программа; 2.2 рекомендуемая образовательная организация (класс, группа) и форма получения образования; 2.3 психолого-медико-педагогическое сопровождение (необходимое сопровождение специалистами, рекомендации по созданию специальных условий, срок и показания к повторному обследованию на ПМПК, иное).


Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления: 1. организационное обеспечение: нормативно-правовая база, организация сетевого взаимодействия, организация медицинского обслуживания и питания, финансовое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение. 2. психолого-педагогическое обеспечение: программно-методическое обеспечение образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении. 3. кадровое обеспечение.


При разработке рекомендаций используется следующая нормативно-правовая база: Федеральный закон от года 273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации» (ст.2, 5, 12, 15, 23, 27, 42, 55, 58, 79); приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (п. III); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (п. III); Письмо Министерства образования и науки РФ от ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью».


ПРОЕКТЫ: 1. Концепция ФГОС для детей с ОВЗ. 2. ФГОС НОО для детей: глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложным дефектом. 3. Рабочие материалы к Всероссийскому семинару «Актуальные вопросы создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов», Москва, 2014 г.


ПРИМЕРНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ (для детей дошкольного возраста) ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: Клинический диагноз врача-сурдолога с указанием других, имеющихся нарушений 1 вариант (согласие родителей на обучение в группе, образовательной организации компенсирующего назначения) 2 вариант (отсутствие согласия родителей на обучение в группе, образовательной организации компенсирующего назначения) 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушением слуха; 2. сопровождение всеми необходимыми специалистами (в т.ч. тьютером); 3. повторное обследование ПМПК с указанием сроков (после консультации врача…, после обследования и т.д.); 4. консультации необходимых специалистов. 1. обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением слуха; 2. инклюзивно в группе общеразвивающей направленности; 3. индивидуальное сопровождение учителем- дефектологом (сурдопедагогом); при необходимости педагогом-психологом, социальным педагогом и др. (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК с указанием сроков (после консультации врача…, после обследования и т.д.); 5. контроль врача-сурдолога, отоларинголога, консультации необходимых специалистов.


ВАРИАНТ 1 Выписка из решения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования «Город Архангельск» Фамилия Иванов Имя Иван Отчество Иванович Дата рождения года рождения Адрес ул.Мира, 20 Заключение двухсторонняя нейросенсорная тугоухость III ст. Рекомендации: образовательная программа адаптированная основная образовательная программа для слабослышащих детей форма получения образования в условиях группы компенсирующей направленности психолого-медико-педагогическая помощь сопровождение психологом и социальным педагогом ребенка и его семьи иное повторная ПМПК по необходимости, консультация врача-психиатра


ВАРИАНТ 2 Выписка из решения территориальной психолого-медико- педагогической комиссии муниципального образования «Город Архангельск» Фамилия Иванов Имя Иван Отчество Иванович Дата рождения года рождения Адрес ул.Мира, 20 Заключение двухсторонняя нейросенсорная тугоухость III ст. Рекомендации: образовательная программа адаптированная образовательная программа для слабослышащих детей форма получения образования инклюзивно в группе общеразвивающей направленности психолого-медико-педагогическая помощь индивидуальное сопровождение учителем-дефектологом (сурдопедагогом); сопровождение психологом и социальным педагогом ребенка и его семьи иное обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации, организация пространства в группе и т.д. Пов торная ПМПК по необходимости, консультация врача-психиатра


Рекомендации по организации сопровождения ребенка с нарушениями слуха в условиях общеобразовательной организации: обеспечить надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; дублировать звуковую справочную информацию о расписании учебных занятий визуальной; посадить ребенка следует за первую парту (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухам имел возможность поворачиваться и слуха- зрительно воспринимать речь говорящих; посадить за парту справа от слышащего ученика-партнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока; использовать мультимедийную доску и оборудование; создать на базе образовательной организации ПМПк для проведения работы по адаптации образовательной программы, реализуемой в данной ОО к особым образовательным потребностям ребенка.


ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: Клинический диагноз врача-офтальмолога с указанием других нарушений 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушением зрения; 2. сопровождение всеми необходимыми специалистами (в т.ч. тьютером); 3. повторное обследование ПМПК с указанием сроков (после консультации врача…, после обследования и т.д.); 4. консультации специалистов. 1. обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением зрения; 2. инклюзивно в группе общеразвивающей направленности; 3. индивидуальное сопровождение учителем- дефектологом (тифлопедагогом); при необходимости педагогом-психологом, социальным педагогом и др. (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК; 5. контроль врача-офтальмолога, консультации необходимых специалистов.


ДЕТИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи (уровень) у ребенка с (нозология), развитие речи в норме (соответствует возрастной норме). 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушениями речи; 2. сопровождение специалистами при необходимости; 3. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки. 4. консультации необходимых специалистов. 1. обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями речи; 2. инклюзивно в группе общеразвивающей направленности; 3. сопровождение необходимыми специалистами; 4. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки; 5. консультации необходимых специалистов.


ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОДА 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: Клинический диагноз врача-ортопеда, невролога с указанием других нарушений 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей нарушением функций ОДА; 2. сопровождение необходимыми специалистами (в т.ч. тьютером); 3. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки; 4. консультации врача-психиатра, невролога, генетика, офтальмолога и т.д. 1. обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением функций ОДА; 2. инклюзивно в группе общеразвивающей направленности; 3. сопровождение необходимыми специалистами (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки; 5. консультации необходимых специалистов.


ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: F 06.8, F 83 у ребенка с …. 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития; 2. сопровождение специалистами при необходимости; 3. повторное обследование ПМПК с указанием сроков и показания; 4. консультации необходимых специалистов. 1. обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития; 2. инклюзивно в группе общеразвивающей направленности; 3. сопровождение необходимыми специалистами; 4. повторное обследование ПМПК; 5. консультации необходимых специалистов.


УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: Диагноз в соответствии с МКБ 10 (F70, F 71 и т.д.), указание на иные нарушения 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой/глубокой умственной отсталостью; 2. сопровождение необходимыми специалистами (в т.ч. тьютером); 3. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.).Указываются сроки; 4. консультации необходимых специалистов. 1. обучение по индивидуальной??? адаптированной??? Образовательной программе для детей с нарушением интеллекта; 2. инклюзивно в группе общеразвивающей направленности; 3. сопровождение учителем- дефектологом; при необходимости педагогом-психологом, социальным педагогом и др. (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки; 5. консультации необходимых специалистов.


ДЕТИ С РАС 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: РАС Клинический диагноз врача–психиатра с указанием сопутствующие нарушения 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей… (состояние интеллекта); 2. сопровождение необходимыми специалистами (в т.ч. тьютером); 3. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки; 4. консультации врача-психиатра, педагога-психолога и иных специалистов 1. обучение по индивидуальной образовательной программе); 2. инклюзивно в группе общеразвивающей направленности; 3. учителем-дефектологом, учителем- логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и др. (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки; 5. консультации и контроль необходимых специалистов.


ДЕТИ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: Сложный дефект (перечисление ведущих нарушений) 1 вариант 2 вариант 1. обучение по индивидуальной образовательной программе; 2. группа компенсирующей направленности для детей с (указывается ведущее нарушение); 3. сопровождение всеми необходимыми специалистами (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки; 5. консультации необходимых специалистов. 1. обучение по индивидуальной образовательной программе для детей с (НАРУШЕНИЕ); 2. инклюзивно в группе общеразвивающей направленности; 3. сопровождение необходимыми специалистами; 4. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки; 5. консультации необходимых специалистов.


ПРИМЕРНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ (для детей школьного возраста) ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: Диагноз врача-сурдолога (с указанием иных нарушений: дизартрия, СДВГ и т.п.) 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушениями слуха; 2. сопровождение всеми необходимыми специалистами (в т.ч. тьютером); 3. повторное обследование ПМПК (указываются сроки и показания); 4. консультации врача-сурдолога, врача-невролога и др. специалистов. 1. обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями слуха; 2. инклюзивно в общеобразовательном классе; 3. индивидуальное сопровождение учителем-дефектологом (сурдопедагогом); при необходимости педагогом-психологом, социальным педагогом и др. (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК; 5. контроль врача-сурдолога, консультации необходимых специалистов.


ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: Диагноз врача- офтальмолога (при наличии с указанием иных нарушений: дизартрия, СДВГ и т.п.) 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушениями зрения; 2. сопровождение специалистами при необходимости (в т.ч. тьютером); 3. повторное обследование ПМПК (указываются сроки и показания); 4. консультации необходимых специалистов. 1. обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями зрения; 2. инклюзивно в общеобразовательном классе; 3. индивидуальное сопровождение учителем- дефектологом (тифлопедагогом);при необходимости педагогом-психологом, социальным педагогом и др. (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК; 5. контроль врача-офтальмолога, консультации необходимых специалистов.


ДЕТИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: 1-ый класс первое полугодие: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи (уровень) у ребенка с (нозология); 1-ый класс второе полугодие: трудности формирования письма и/или чтения, обусловленные ОНР, ФНР и др.; 2-ой класс первое полугодие: нарушение письма и/или чтения, обусловленные ОНР, ФФНР; 2-ой класс второе полугодие: смешанная дисграфия, смешанная дислексия; … 3-ий класс: дизорфография, … 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушениями речи; 2. сопровождение специалистами при необходимости (учителем- логопедом, педагогом- психологом, социальным педагогом и т.д.); 3. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки; 4. консультации необходимых специалистов. 1. обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями речи; 2. инклюзивно в общеобразовательном классе; 3. сопровождение специалистами; 4. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки. 5. консультации необходимых специалистов.


ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОДА 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: Клинический диагноз врача- ортопеда, невролога с указанием других нарушений 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей нарушением функций ОДА; 2. сопровождение специалистами при необходимости (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки. 5. консультации необходимых специалистов. 1. обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением функций ОДА; 2. инклюзивно в общеобразовательном классе; 3. сопровождение необходимыми специалистами (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки. 5. консультации необходимых специалистов.


ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: F 06.8, F 83 у ребенка с …. 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с ЗПР; 2. сопровождение необходимыми специалистами; 4. повторное обследование ПМПК (указываются сроки и показания); 5. консультации необходимых специалистов. 1. обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР; 2. инклюзивно в общеобразовательном классе; 3. учителем-дефектологом; при необходимости педагогом- психологом, социальным педагогом и др.; 4. повторное обследование ПМПК (после обследования и т.д.); 5. консультации необходимых специалистов.


УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: Диагноз в соответствии с МКБ 10 (F70, F 71 и т.д.), указание на иные нарушения 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта; 2. сопровождение необходимыми специалистами (в т.ч. тьютером); 3. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки; 4. консультации необходимых специалистов. 1. обучение по индивидуальной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта; 2. инклюзивно в общеобразовательном; 3. учителем-дефектологом; при необходимости педагогом-психологом, социальным педагогом и др. (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки. 5. консультации необходимых специалистов


ДЕТИ С РАС 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: РАС Клинический диагноз врача – психиатра с указанием на сопутствующие нарушения 1 вариант 2 вариант 1. обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей… (состояние интеллекта); 2. сопровождение учителем- дефектологом, учителем- логопедом, педагогом-психологом (в т.ч. тьютером); 3. повторное обследование ПМПК (указываются сроки и показания); 4. консультации врача-психиатра, врача-психолога и др. специалистов при необходимости. 1. обучение по индивидуальной образовательной программе; 2. инклюзивно в общеобразовательном классе; 3. учителем-дефектологом, учителем- логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и др. (в т.ч. тьютером); 4. повторное обследование ПМПК; 5. контроль врача-психиатра, консультации необходимых специалистов.


ДЕТИ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ 1. КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод об актуальном состоянии ребенка в настоящий момент времени) 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию специальных условий обучения: Сложный дефект (перечисление ведущих нарушений) 1 вариант 2 вариант 1. обучение по индивидуальной образовательной программе; 2. класс, образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушением (указывается ведущее нарушение); 2. сопровождение необходимыми специалистами (в т.ч. тьютером); 3. повторное обследование ПМПК (после консультации врача…, после обследования и т.д.). Указываются сроки; 4. консультации необходимых специалистов.


Примерные рекомендации по организации сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации 1. Рекомендации по организации сопровождения ребенка с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной организации Направления коррекционной работы: совершенствование движений и сенсомоторного развития, коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие и коррекция всех видов памяти, внимания, восприятия, пространственных и временных представлений и т.д.) развитие основных мыслительных операций и различных видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического, развитие навыков соотносительного анализа, группировки и классификации, умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей и т.д.) коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (снятие психического дискомфорта, выработка адекватных форм поведения, развитие самооценки, обогащение спектра эмоций, развитие активности, предупреждение инфантилизации личности и т.д.), коррекция и развитие речи (коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи, уточнение, обогащение и активизация словаря, коррекция и развитие грамматического строя речи), расширение представлений об окружающем мире, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, графо-моторных навыков и т.д.), формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида (ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями педагога, осуществлять самоконтроль и самооценку).


Рекомендации по организации сопровождения ребенка с нарушениями зрения в условиях общеобразовательной организации 1. Материально-техническое обеспечение: тактильные ориентиры на каждом столе (парте) в группе (кабинете), для того чтобы ребенок мог легко ориентировался в пространстве учебного помещения; стены должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый; не допускается использование темных штор, освещение должно быть максимально доступным; доска и учебные столы (парты) не должны иметь глянцевую поверхность; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт – высота прописных букв не менее 7,5 см; на белом или желтом фоне; при необходимости продублирована шрифтом Брайля); размещение в доступных для ребенка с ОВЗ местах наглядных пособий с учетом его индивидуальных особенностей; рабочее место ребенка должно располагаться в центре учебной комнаты (класса), на первой-второй парте и оснащено дополнительным освещением. 2. Организация учебного процесса: перед началом работы с ребенком с нарушениями зрения воспитатель (учитель) должен ознакомиться с медицинской документацией, в частности с заключением врача-офтальмолога, с целью соблюдения данных им рекомендации по режиму зрительной коррекции; педагогу рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде предпочтительнее яркие цвета, так как они лучше воспринимаются ребенком, имеющим нарушения зрения; воспитателю (учителю) следует снизить требования к графическим навыкам ребенка. Рекомендуется проводить занятия, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировке в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти; обязательна смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика); необходимо использовать в наглядном материале яркие цвета, обводить черным цветом контуры изображения; по возможности необходимо вводить ставку тьютера, который будет сопровождать ребенка с нарушениями зрения во время всего образовательного процесса, либо на его определенных этапах; создать на базе образовательной организации ПМПк для проведения работы по адаптации образовательной программы, реализуемой в данной ОО к особым образовательным потребностям ребенка.


В п.1.6 ст. 48 ФЗ от закреплены обязанности педагогических работников «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями».