Что такое семья? Для чего нужна семья? Что такое семья: определение Что входит в понятие семья

  • Тема 3. Исследовательские средства социологии
  • 2.Методы, используемые социологией при изучении ею общества как своего объекта исследования
  • 2.1. Философские (мировоззренческие) парадигмы социологического анализа общества
  • 2.2 Общенаучные, теоретические методы и их роль в социологической науке
  • 2.3. Эмпирические методы социологического исследования
  • 2.4. Методы обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных
  • Тема 4. Социологическое исследование: этапы, программа, главные теоретические процедуры и исследовательские стратегии
  • 1. Основные этапы конкретно-социологического, эмпирического исследования
  • 2. Программа, цели и задачи, объект и предмет исследования
  • 3. Главные теоретические процедуры кси
  • 4. Исследовательские стратегии
  • 1. Социологическое знание: общее и особенное
  • 2. Социология и законы социальной жизни общества
  • 3. Объективность, гносеологическая и историческая релятивность (относительность) социологического знания
  • Социологическое знание
  • Тема 6. Внутреннее многообразие социологии
  • Тема 7. Социологический плюрализм. Основные направления современной мировой социологической мысли
  • Тема 8. Социология и другие науки
  • 3. Социология и психология
  • 4. Социология и экономическая наука
  • Тема 9. Социология и жизнь общества. Функции социологии
  • Тема 10. Социологическое мышление: некоторые гносеологические характеристики
  • Тема 11. Социальное. Социальная жизнь, её базисные элементы.
  • 1.Социальное
  • 2.1 Социальное действие.
  • 2.3. Социальные общности.
  • 2.5 Социальные организации.
  • Тема 12. Общество как тип социальной общности, социальная и социетальная система
  • 3. Типы обществ
  • 3. Изменение (развитие) общества
  • 5. Дополнение к вопросу о типах общества (из книги “Современная западная социология: Словарь” – м., Политиздат, 1990. С. 270-271)
  • Тема 13. Социальная структура общества: понятие, плюрализм трактовок, место в категориальной системе социологии
  • 1.О термине «структура»
  • 2.Социальная структура как социологическое понятие
  • 3.Социальная структура: западно-социологические парадигмы интерпретации
  • Тема 14. Личность. Социализация индивида
  • 2. Структура личности
  • 3. Становление личности (социализация индивида)
  • Тема 15. Культура. Социокультурная динамика
  • 1. Культура: понятие и его социологическая интерпретация
  • 2. Внутренняя дифференциация (многообразие) культуры
  • 3. Социокультурный процесс
  • 4. Типы культур. Социокультурные суперсистемы
  • Тема 16. Девиация: сущность, причины и типы. Социальный контроль
  • 1. Понятие девиации
  • 2. Причины девиантного поведения: биологическое, психологическое и социокультурное объяснение
  • 3. Типы девиации
  • 4. Девиация и социальный контроль
  • Теории девиации
  • Тема 17. Социальная структура общества
  • Тема 18. Семья и брак, их место и функции в обществе
  • 1. Семья как объект социологического анализа
  • 2. Понятие семья и его определение
  • 3. Социальные функции семьи
  • 4. Типы семейно-брачных отношений
  • 5. Историческое изменение (развитие) семьи
  • Тема 19. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения
  • Тема 20. Поселенческие общности. Социология города
  • 1. Расселение населения как предмет социологической науки. Понятие поселенческой общности
  • 3. Урбанизация особенности урбанизации в России
  • Тема 21. Социальный процесс и изменения в обществе: классические и современные теории
  • 2. Социальные изменения: понятие, сущность, факторы.
  • 3.Виды (разновидности) социальных изменений.
  • Тема 22. Коллективное поведение: особенности, субъекты, формы
  • 1.Некоторые предварительные замечания.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение.
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного
  • 4.Толпа и публика. Поведение толпы.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного поведения
  • 4. Толпа и публика. Поведение толпы
  • Тема 23. Социальные движения: сущность типы, жизненный цикл
  • Тема 24. Управление социальными процессами
  • 1.Феномен управления. История управленческой социальной мысли
  • 2.Управление социальными процессами: понятие и система
  • 3. Законы, принципы и методы социального управления
  • 2. Понятие семья и его определение

    Понятие «семья» является одним из ведущих среди понятийно-категориального аппарата общей социологии и главным (или заглавным) в той часто-социологической теории, которую принято называть «Социологией семьи».

    Существует не один десяток определений того, что такое семья.

    Остановимся на трёх группах этих определений.

    1. Расширительные толкования понятия «семья»:

    а) семья – это группа лиц, имеющих общих предков;

    б) семья – это группа лиц, проживающих вместе;

    в) семья – это группа лиц, любящих друг друга.

    Это весьма упрощённые, довольно нестрогие, иными словами, расширительные трактовки семьи.

    2. Вторая группа определений. Это – слишком, можно сказать, радикальные определения, узкие, выводящие за рамки понятия «семья» некоторые типы семейных структур; определения, служащие объектом данного понятия.

    Приведу лишь один пример. Это определение семьи, данное отечественным социологом А. М. Антоновым.

    «Семья, - пишет он, - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

    По А. М. Антонову в основе семьи лежит триединое отношение: супружество – родительство – родство.

    Это семья в строгом, слишком уж строгом, смысле ее понимания: исключи хотя бы один из элементов (любой) данного триединства и семьи нет! А что есть? Если по Антонову, всего лишь «осколочная семья», «фрагментарная семья», «семейная группа»… Все что угодно, но не семья в точном смысле этого слова.

    Семьей в таком случае не является:

    1) родители без супружества;

    2) супруги без детей;

    3) молодожены и т. д.

    Вряд ли с таким определением семьи можно согласится.

    Сегодня и у нас, и в западной социологии многие признают достаточным для того, чтобы констатировать факт существования семьи наличие хотя бы одного из элементов указанного триединого отношения: супружество, родительство, родство.

    Более того, существует взгляды, согласно которым, даже партнерство, сожительство рассматривают как семью (Баздырев К. К. «Простое управление: мужчина + женщина = семья» М., 1981.). Хотя о таких формах как «партнёрство» и «сожительство» следует всё же говорить как о формах не подлинной, а так называемой «альтернативной семьи».

    Хотелось бы отметить, что есть в отношении объема и содержания понятия «семья» приведенное определение является слишком строгим, то в отношении его логики оно далеко от хотя бы какой-нибудь строгости: в нем средством определения избирается то, что ещё предстоит определить – «семья». Понятие «семья» определяется через «семейные отношения», и таким образом через семью. То есть, это определение тавтологично.

    Таким образом, эти две группы определений представляют две крайности.

    3. Третья группа определений, думается, наиболее приемлема.

    Определения этой группы лишены крайностей. Приведем некоторые из них.

    Д. Хэбдинг, Л. Клик (США) определяют семью таким образом. «Семья – это группа людей, социально санкционированная, относительно постоянная, объединенная по крови, браку, усыновлению детей, живущих вместе и экономически связанных между собой». А вот определение семьи одного из отечественных социологов – А. Г. Харчева: «Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как членами малой группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения…»

    Теперь немного о браке.

    Сегодня многие исследователи считают, что следует различать понятия «семья» и «брак». «Брак – это комплекс обычаев, основанных на отношениях между сексуально связанной парой взрослых внутри семьи» (Мердок).

    В отечественной традиции брак определяется как семейный союз мужчины и женщины, порождающих их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

    Семья, как отмечалось ранее, это малая (первичная) социальная группа. В заключении рассмотрим понятие «семья» представим две новеллы о семье как социальной группе.

    Первая навела: семья состоит из индивидов . Индивиды – члены семьи. Как таковые они занимают определенные статусы в семье и выполняют в соответствии с этими статусами соответствующие роли (семейные роли). Между членами семьи имеют место ролевые отношения.

    Семейные роли – это разновидности социальных ролей.

    Роли подразделяются в семье на:

    1) Супружеские (жена, муж);

    2) Родительские (мать, отец);

    3) Детские (сын, дочь);

    4) Родственные (брат, сестра);

    5) Межпоколенные (дедушка, бабушка, внуки);

    6) Внутрипоколенные (старший, младший внутри поколения).

    Исполнение семейных ролей может быть как консенсуальных, так и конфликтным. Исполнение ролей зависит от правильного понимания членом семьи своего статуса, своей роли, статуса и ролей других членов семьи.

    Немного о конфликтном исполнении ролей (семейные конфликты как понятие).

    Разновидности семейных конфликтов:

    1) Ролевые конфликты: связаны с неадекватным пониманием членами семьи своей роли (плохой отец, плохая мать – делает не то, что надо);

    2) Межролевые конфликты: у одних и тех же членов семьи противоположные роли (дети - родители);

    3) Внутриролевые конфликты: женщина – хозяйка дома, но она должна и работать, добывать средства для существования семьи.

    Конфликты могут возникнуть и тогда, когда скажем, какой-либо член семьи (или все они) переносит роли своих социальных, официальных, например, должностных статусов на внутрисемейные отношения.

    Вторая новелла: жизненный цикл семьи .

    Семья как социальная группа проходит в своей истории ряд этапов или стадий, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи.

    Такими этапами являются:

    1) Вступление в брак – образование (рождение) семьи;

    2) Начало деторождения – рождение первого работа;

    3) Окончание деторождения – рождение последнего ребёнка;

    4) «Пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка;

    5)Прекращение существования семьи – скажем смерть одного из супругов.

    На каждом этапе семья обладает специфическими социальными, экономическими и иными характеристиками.

    Практически каждый человек, живущий на этой планете, рано или поздно находит себе вторую половинку. Одни пары живут вместе десятилетиями, наслаждаясь обществом друг друга, и не усложняют всё штампами в паспорте. Другие же отправляются в ЗАГС, чтобы связать себя узами брака. В любом случае - это семья. Ведь их объединяют любовь и чувства. Но для чего нужна семья вообще? Этот вопрос наверняка закрадывался в голову многих из нас. Что ж, стоит попытаться найти на него ответ.

    Определение

    Для начала можно отметить, как принято характеризовать семью на словах. То есть обратиться к терминологии. Определение гласит, что это социальный институт и базовая ячейка общества. И характеризуется она определенными признаками. В частности, союзом двух любящих друг друга людей и добровольным вступлением в брак. Впоследствии становятся связанными общностью быта. Но самое главное, что семья - это в первую очередь важнейшая общественная ценность.

    Польза

    Для взрослого является источником удовлетворения определенных потребностей самого различного характера: начиная с заботы и интимной близости и заканчивая помощью партнёра по дому и выполнением им работы.

    Для младших членов общества семья является средой, в которой складываются благоприятные условия для развития. Даже не столько физического, сколько эмоционального, психического и интеллектуального. Всё это ребёнку обязаны дать его родители. Которые, в свою очередь, должны сами состояться как личности, способные воспитать полноценного члена цивилизованного общества. Потому к рождению ребёнка, если таковое планируется, нужно относиться с максимальной ответственностью. В современном обществе многие её, к сожалению, не осознают.

    Другие функции

    Теперь можно более подробно рассказать о том, для чего нужна семья, помимо вышеперечисленного. Социологи дополнительно выделяют ещё несколько её функций.

    Первая - это хозяйственно-бытовая. То есть суть функции заключается в удовлетворении материальных потребностей обоих членов семьи. Люди женятся, работают, покупают на совместно накопленные средства квартиру, обставляют её техникой и мебелью - это самый примитивный пример. Но наглядный. Ведь в складчину всё получается приобрести быстрее.

    Эмоциональная составляющая

    Но конечно, первое и основное, для чего нужна семья, - это чувства. Любовь, симпатия, забота, уважение, признание, взаимная поддержка. Желание вместе заниматься духовным обогащением, в конце концов. Это ведь всё то, что нужно для семьи.

    И конечно, ещё одной немаловажной функцией является сексуально-эротическая. Каждый партнёр должен удовлетворяет соответствующие потребности другого. По желанию, естественно. Хотя, по сути, разве в счастливых парах иначе бывает?

    Нет, но вот в других семьях - да. Нередко союзы распадаются из-за сексуальной несовместимости. Взрослые и молодые семейные пары рушатся, так как неудовлетворенные друг другом партнёры начинают злиться, срываться и, наконец, искать себе утешение на стороне.

    Представления о нормальной семье

    Никаких «стандартов» нет. В наше время - уж точно. Для чего нужна семья - было сказано, а теперь можно уделить внимание её характеристикам. Всё-таки кое-какие представления о здоровом союзе есть сейчас. И они вполне адекватны и правильны.

    В семье каждый партнёр должен воспринимать другого как человека, равного себе. Проявлять доверие, открытость, быть честным и хранить супружескую верность. Последний аспект с каждым годом становится всё более утопичным. Но ведь он правильный. Люди женятся, потому что любят друг друга и не представляют жизни без своего партнёра, который их во всём устраивает. Тогда зачем искать чего-то иного?

    Что нужно для семьи - так это ответственность каждого её члена. Если возникают какие-то проблемы, нужно их решать вместе, а не пытаться переложить вину на партнёра.

    Также в здоровой семье люди вместе отдыхают, получают удовольствие от чего-либо и радуются. А ещё с уважением относятся к традициям друг друга. Если один из партнёров имеет немецкое происхождение, а другой - русское, то почему бы не отмечать национальные праздники обоих?

    Ещё в нормальной семье должно существовать право на приватность. Всем нам иногда надо побыть наедине с самым дорогим человеком - с самим собой. И понимает правильно. А не как желание его второй половинки отдалиться. И ещё: оба партнёра обязаны принимать особенности и отличия друг друга, не пытаясь «перекроить» суть возлюбленного человека. Если всё перечисленное соблюдается, и не из-за того, что так надо, а потому что от души и сердца идёт, то счастливая обеспечена.

    О проблемах

    Итак, весьма подробно было рассказано о том, что такое семья. Определение нормальных, здоровых отношения также дано. И теперь можно отметить вниманием ключевые моменты, которые указывают на несостоятельность пары и несовместимость в браке.

    Партнёрам стоит задуматься, если они отрицают проблемы и поддерживают иллюзии. Если, допустим, жена из 24 часов в сутках 15 проводит на работе, это стоит обсудить. Скорей всего, при таком раскладе мужчина чувствует себя холостым.

    Отсутствие интимности - тоже проблема. Как и жесткое распределение ролей в семье. Если женщина на работе, а у мужчины в этот день выходной - почему бы ему не потратить 30 минут на вытирание пыли? У многих людей по этому поводу и всем другим подобным есть большие предрассудки.

    Проблемой являются конфликтные взаимоотношения. Особенно скрытые, когда пара создаёт иллюзию того, что всё нормально. Допустим, жена узнала об измене мужа, но ничего не говорит и ведет себя как ни в чем ни бывало, но подсознательно ненавидя своего супруга. Любую проблему нужно решать, в противном случае микроклимат в семье будет крайне неблагоприятным.

    Выводы

    Что ж, ключ к счастливой совместной жизни - это взаимная толерантность, правильная расстановка приоритетов, умение находить компромиссы, а также сохранение своей индивидуальности (ведь именно в неё люди и влюбляются). Кстати, немаловажно сохранять ту самую «искорку», о которой многие так любят говорить. Но для этого нужно просто избавиться от рутины и регулярно вносить в жизнь разнообразие.

    Отношения идеальными не бывают, но их можно построить. А в основу положить любовь. И ни в коем случае не нужно следовать стандартам. Союз будет счастливым, если партнеры будут жить так, как им обоим хочется. А для чего нужна семья ещё, как не для этого?

    Члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.

    Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "СЕМЬЯ" в других словарях:

      семья - семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

      Семья - Семья ♦ Famille Совокупность индивидов, связанных узами крови, брака или любви. Где заканчивается семья? Это зависит от эпохи, региона, конкретных условий. В наши дни и в наших странах различают понятие семьи в узком (отец, мать, дети) и в… … Философский словарь Спонвиля

      СЕМЬЯ - СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в … Демографический энциклопедический словарь

      Счастье это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая семья в другом городе. Джордж Берне Семья это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы. Этьен Рей Трудно кормить одновременно свою семью и свое… … Сводная энциклопедия афоризмов

      И; семьи, семей, семьям; ж. 1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Обеспеченная, малоимущая с. Многодетная с. Интеллигентная, дружная, большая с. Рабочая, крестьянская с. Зажить своей… … Энциклопедический словарь

      Сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? семьи, чему? семье, (вижу) что? семью, чем? семьёй, о чём? о семье; мн. что? семьи, (нет) чего? семей, чему? семьям, (вижу) что? семьи, чем? семьями, о чём? о семьях общество 1. Семьёй… … Толковый словарь Дмитриева

      СЕМЬЯ, семьи, вин. семью и (прост.) семью, мн. семьи, семей, семьям, жен. 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья. «У нас была хорошая, непьющая… … Толковый словарь Ушакова

      См … Словарь синонимов

      семья - СЕМЬЯ1, и, мн семьи, род. семей, дат. семьям, ж Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и др. близких родственников, живущих вместе. Многодетная семья. Создать семью. Отмечать праздник в кругу семьи. СЕМЬЯ2, и, мн семьи, семей, семьям, ж,… … Толковый словарь русских существительных

      В устном народн. творчестве также в знач. жена, укр. сiм᾽я, др. русск. сѣмиɪа челядь, домочадцы, семья; муж, жена, сѣмьца младший член семьи (Соболевский, Сб. Ляпунову 61 и сл.), русск. цслав. сѣмь реrsоnа, сѣмиɪа ἀνδράποδα, сѣминъ невольник,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

      Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в… … Философская энциклопедия

    Книги

    • Семья , Лесли Уоллер. "Семья" - продолжение романа "Банкир", второе произведение трилогии "Сага о банкире" классика современной американской литературы Лесли Уоллера. Герои Уоллера сталкиваются с бушующими…

    Семья - это счастье, любовь и удача,

    Семья - это летом поездки на дачу.

    Семья - это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

    Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волнение и трепет.

    Семья - это труд, друг о друге забота,

    Семья - это много домашней работы.

    Семья - это важно! Семья - это сложно!

    Но жить без семьи никому не возможно!

    Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это группа людей, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Для этой «семейной системы» характерно то, что несогласованность психологических потребностей, способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого.

    Ребенок в семье появляется полностью беспомощным, и его жизнь прямо зависит от родителей. Именно они обеспечивают основные его потребности. Это в равной степени относится к физиологическим потребностям (пища, тепло и т. п.) и потребностям психологическим (любовь, внимание, безопасность).

    Если родители показывают способы и средства для удовлетворения потребностей физиологических (показывают, как он должен питаться, как утолить жажду, оградить себя от холода), то по отношению к потребностям психологическим такое воспитание практически отсутствует. Маленький человек сам должен найти способы поведения, которые вызывают одобрение родителей, которые дают ему ощущение собственной значимости.

    Уже в конце первого и начале второго года ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей, он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные «стратегии» влияния на поведение родителей.

    Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни.

    На основе своего жизненного опыта ребенок может прийти к разным внутренним позициям:

    Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.

    Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе испытывают радость.

    Внешне родительским отношениям с ребенком, как правило, характерны такие три особенности:

    а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;

    б) признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор;

    в) признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

    При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок чувствует себя так:

    • Я испытываю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне людьми.
    • Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.
    • Окружающие доверяют мне, и я ощущаю свою силу, зная, что сам смогу преодолеть препятствие, различить зло и добро.
    • Я, как и все люди, могу ошибаться, но это не означает моей «плохости», глупости. Я могу учиться на ошибках и действовать все увереннее.
    • Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
    • Другие люди, в том числе и мои родители, часто иначе, чем я, относятся к окружающему миру, и они имеют на это право. Я уважаю их выбор, хотя не всегда его понимаю. Я доверяю им.
    • Когда родители меня наказывают, это не означает, что они перестают меня любить. Это значит, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Мы сможем поправить это, если захотим.
    • Мои родители, и другие люди тоже, часто хотят того, чего я не хочу. Если я с ними, я должен не только смотреть на то, что нравится мне, но и учитывать то, чего хотят они. Иначе вместе нам будет тягостно и неприятно.

    Такие базисные установки являются большим достижением всего дошкольного детства. Их можно вычленить из высказываний детей в возрасте шести-семи лет.

    Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

    Такая внутренняя позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг малыша. В подобных семьях ребенок рано начинает понимать, как значим, он для родителей, как они любят его. Это повышает его самооценку, создает чувство безопасности, однако поведение ребенка уже в дошкольном возрасте часто переходит нормы принятого социального поведения: он не считается с окружающими, действует наперекор их желаниям и требованиям.

    Дело в том, что ребенок не видит, не чувствует, почему ему надо поступать иначе, что существуют интересы других людей, которые не всегда совпадают с его собственными. Ребёнок воспринимает себя как центр, так как родители все время служат его прихотям, жертвуя своими интересами, временем и материальными ресурсами.

    Раз возникнув, позиция «я - всё, вы - ничто» укореняется, так как ребенок начинает защищать свое привилегированное положение. Формируются внутренние установки:

    • Родители существуют ради меня.
    • Мои желания и стремления - самые важные. Я должен их осуществить во что бы то ни стало.
    • Окружающие, даже если не говорят этого, восхищаются мною.
    • Люди, которые не видят моего превосходства, просто глупые. Я не хочу иметь с ними дела.
    • Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются или поступают так назло мне.
    • Мои родители любят меня. Но как у меня, такого славного, умного, красивого, оказались такие «серые» мать и отец?

    Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.

    Эта позиция часто встречается среди так называемых проблемных детей. Их самочувствие в среде близких людей зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких психологических ее особенностей.

    1. Отсутствие ребенка в жизненных планах родителя (ро дителей).

    Беременность воспринимается как существенное препятствие, как камень преткновения и тем самым вызывает сложный внутренний конфликт, сопровождаемый негативными эмоциями. Нерешенный внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то есть через отношения с малышом.

    Общение чаще матери (реже отца) с ребенком по причинам, непонятным ей самой, вызывает неудовлетворенность, раздражение, напряжение. И проявляется в самых различных формах: авторитарности, чрезмерной требовательности или чрезмерной близости с целью постоянно контролировать ребенка, вмешиваться в мир его личных переживаний или же отвержения ребенка, отгорожения от него.

    2. Недовольство ребенком таким, каков он есть.

    Нередко родители, строя свои жизненные планы, представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен быть ребенок. Однако, родившись, малыш не соответствует ожиданиям, и родители пытаются исправить «недостатки природы» воспитанием.

    3. Неправомерное требование внимания.

    Во второй половине первого года жизни крик, плач ребёнка могут означать не только то, что он плохо себя чувствует или что-то хочет, но и становятся способом позвать к себе родителей, выражением желания пообщаться с ними.

    Однако уже в этом раннем периоде ребенок может приучиться быть спокойным, веселым лишь только в присутствии взрослого. Такой ребенок впоследствии чувствует себя комфортно только тогда, когда на него обращают внимание.

    Ребёнок может использовать самые различные способы - это зависит от возраста, личностных особенностей и от того, что больше всего затрагивает родителей. Усиленное требование внимания может проявляться в каждом случае по-разному. Одни дети непрерывно хнычут, что чего-то не могут сделать; другие назойливо пристают с разговорами, пытаются рассмешить или даже применяют физические меры - дергают за рукав; третьи создают угрозу для своей жизни - висят на дереве на одной руке.

    Родители испытывают неудобство, потому что ребенок постоянно им мешает, что от него ни минуты нельзя оторваться. Пытаясь огородить себя от назойливого малыша, взрослые применяют различные наказания, но ребёнок не успокаивается и больше обращает на себя внимание. Образуется замкнутый круг:

    Детская «месть» часто имеет скрытое содержание - «посмотрите, как мне плохо» и это крик о помощи, обращенный к родителям.

    Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.

    Ребёнок полностью теряет веру в то, что кто-либо может его любить, что он сам чего-то стоит, он впадает в необычное состояние. Теряя чувство собственной значимости, ребенок стремится отгородиться от всего: от людей, от новых, казалось бы, интересных занятий. Такие дети совершенно не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что-то, что привлекло бы внимание других, чтобы заслужить их похвалу. Наоборот, всем своим поведением, выражением лица они говорят: «Оставьте меня в покое».

    Внутренняя установка ребёнка такая: «Вы мне уже доказали, что я недостоин вашего внимания; что я недостаточно силен, чтобы заставить вас заниматься мною; что я не могу поступать с вами так же жестоко, как вы со мной, - так оставьте меня в покое».

    Ребенок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие привычки - все ради того, чтобы быстрее «отпугнуть» взрослого от себя. Естественная реакция взрослого раздражение от своего бессилия и его бездарности.

    Можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют большое влияние на развитие личности ребёнка, на его восприятие себя в семейной системе. Так как ссоры между взрослыми не создают в семье тёплой, безопасной атмосферы, родители уделяют меньше внимания воспитанию или их требования несогласованны и необоснованны, случайны. Недовольство взрослых друг другом и семьёй превращается в негативные воздействия по отношению к ребёнку, и могут проявляться в стратегиях поведения: механизм «козла отпущения», отвержение супруга через ребенка, ребёнок - член «военного союза», ребенок - объединяющее родителей звено.

    Механизм «козла отпущения».

    Наиболее распространенный способ выплеска излишнего психического напряжения, недовольства супругов друг другом — механизм «козла отпущения». Можно выделить два варианта его исполнения:

    1. один из супругов явно занимает в семье авторитарную позицию «сверху». Он не терпит возражений со стороны других членов семьи. И считает, что все другие, только не он (она), виновны в неудовлетворительном положении дел. Когда этот член семьи, выражает свое недовольство, ему становиться легче на душе.
    2. оба супруга не лезут за словом в карман, оба никогда не уступят и не дадут себя в обиду. Когда муж или жена исключаются из семьи, либо пытаются воздерживаться от проявления явного недовольства друг другом, то всё раздражение и негативные эмоции выплёскиваются на ребёнка. Во-первых, он не даст сдачи. Во-вторых, всегда можно найти повод сделать ему замечание: то он недостаточно опрятный, то ботинки положил не на место, то вообще не так смотрит.

    Ребенок же, постоянно ощущает недовольство со стороны родителей. Постепенно он начинает осмыслять себя как плохого, ни на что не способного, как человека, достойного всяческих порицаний. Одни дети принимают роль «серой мышки» — пытаются как можно меньше попадаться на глаза, другие - развивают в себе способность противостоять нападкам родителей, с помощью агрессии.

    Отвержение супруга через ребенка.

    Недовольство одного супруга другим в течение совместной жизни, как правило, приобретает конкретные очертания, раздражают повышенная или пониженная активность, манера речи, неопрятность, особенности поведения и т. п. Столкнувшись с непреодолимым, супруги рано или поздно отказываются от попыток перекроить другого. А раздражение по поводу той или иной особенности поведения остается и часто переносится на ребенка, в виде перевоспитания, «исправления». Дети, очутившись в ситуации, когда они по какой-то причине вынуждены менять усвоенную у родителя форму поведения, чувствуют себя крайне растерянно. Они недоумевают, почему то, что разрешено одному из родителей, не позволяется ему, ведь он как раз и стремится стать похожим на него.

    Ребенок - член «военного союза».

    Когда оба супруга не имеют чувства общности, совместных взглядов и планов на будущее, не видят перспективы развития своего «я» в связи с прогрессом всей семьи, между супругами неизбежно возникает межличностное напряжение. Муж и жена постепенно начинают видеть друг в друге не соратника, а препятствие в реализации собственного образа семьи. Таким образом, создаются два враждующих лагеря — муж и жена. Ребёнок, находясь между двумя воинствующими силами, стоит перед дилеммой - с кем быть?

    В борьбе родителей за ребенка больше усилий для привлечения его на свою сторону тратит тот супруг, который чувствует себя слабее, беззащитнее. Вместе с ребёнком он приобретает иллюзорное подтверждение собственной правоты («Если ребенок вместе со мной, значит, я прав!»). И возможность нанести сильный психологический удар другому родителю.

    В семьях, в которых двое и больше детей, вследствие указанных причин создаются своеобразные альянсы.

    Ребенок - объединяющее родителей звено.

    Трения между родителями, очевидные или менее заметные, вызывают негативные эмоциональные переживания и других членов семьи. Дети чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны ее изменения связывать либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением. Даже не понимая, что он делает, ребенок интуитивно находит способы, устраняющие его психологический дискомфорт, то есть обнаруживает средства, уменьшающие трения между родителями, помогающие всем вместе почувствовать общность, избавиться от эмоционального напряжения.

    1. Объединение родителей посредством болезни ребенка. - Ребенок окружается вниманием и заботой, напряжение во взаимоотношениях родителей куда-то исчезает - оба родителя как бы объединяются. Эти и другие заботы на время вынуждают родителей забыть про собственные ссоры, невзгоды, все начинает крутиться вокруг малыша и его беды.

    В дальнейшем ребенок неосознанно стремится воспроизвести приятное ощущение общности, которое он испытал, заболев.

    Подобный психологический механизм может привести к тому, что ребенок окажется, сам того не замечая в плену разных недугов: ночной энурез, головные боли, показывая родителям полную неспособность заботиться о себе.

    1. Объединение родителей посредством выполнения их нереализованных желаний. В крайне напряженной семейной атмосфере, наполненной нереализованными родительскими желаниями, ребенок находит свой способ примирить взрослых с собственной жизнью и друг с другом. Он пытается добиваться успеха в той деятельности, которая интересна и поддерживается родителями.

    Если ребёнок чувствует, что его неуспех принесет большое огорчение родителям, то он, как правило, прилагает максимум усилий, чтобы этого не произошло и старается за двоих. Поэтому первое следствие повышенной ответственности - перенапряжение. Второе - большая вероятность «застревания» на препятствиях, так как чувствительность к неудаче у такого ребёнка повышена.

    Ребенок, не сумевший преодолеть препятствий и не имеющий возможности «официально» и без потери в самоуважении выйти из ситуации, ищет косвенные пути, например, посредством болезни. У некоторых детей перед занятиями начинает болеть голова, живот, их тошнит, они испытывают слабость и другие болезненные симптомы.

    Другой отрицательной стороной выполнения детьми нереализованных родительских желаний является нестабильность семейной системы. Достаточно ребенку стать неуспешным, отношения между супругами опять резко ухудшаются. Один из родителей начинает обвинять другого в том, что он стал препятствием в достижении его жизненных планов и является причиной неудач ребёнка.

    Дети в семье - дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Несомненно, что ребёнку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Но нерешённые супружеские проблемы, хотя и спрятанные под девятью замками, пагубно воздействуют на ребёнка, нарушают его эмоциональное состояние, меняет его взаимоотношения с окружающими.

    Самая хорошая профилактика - оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем, так как они прямо вплетены в ваши отношения с ребенком и являются важным фактором развития его личности.

    Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

    В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

    В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

    Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

    Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

    Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

    Как возникла семья: экскурс в историю

    На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

    Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

    Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

    Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

    У каждой ячейки есть несколько составляющих.

    • Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
    • Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
    • Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.

    Признаки и функции

    Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

    Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

    • официально зарегистрированный брак;
    • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
    • приобретение материальных ценностей;
    • наличие близких, интимных отношений;
    • наличие одного или нескольких детей.

    Функции:

    • Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
    • Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
    • Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
    • Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

    Структура семьи

    В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

    • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
    • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
    • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
    • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
    • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
    • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
    • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
    • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

    Ресурсы семьи и их виды

    Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

    Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

    • Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
    • Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
    • Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
    • Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.

    Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

    Для чего необходима семья

    Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

    Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

    При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

    Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

    Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

    Что такое современная семья и каково её значение

    В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

    Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

    Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

    Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

    • Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
    • Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
    • Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
    • Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
    • Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо . В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу , которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.

    Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

    Роль семьи в жизни человека

    Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

    Родители, бабушки и дедушки закладывают:

    • умение любить;
    • понимание своих традиций;
    • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
    • умение ценить помощь и оказывать её самому;
    • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

    Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

    Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.