Поправки в налоговый кодекс с 19 августа. Налоговый кодекс изменен: чего ждать налогоплательщикам. Перечень контролируемых сделок

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, разъясняя цели нововведений, отметил: «Пришло время включить правовую позицию ВАС РФ в Налоговый кодекс».

Депутат указал, что статья 54.1 закрепляет в налоговом законодательстве приоритет содержания над формой, как важнейший принцип налогового регулирования. Законодатели ориентировались на опыт судебной практики, чтобы установить в статье исчерпывающий перечень оснований, по которым налоговый орган может запрещать налогоплательщику уменьшать налоговые платежи.

Цели хорошие. Но споры о формальных основаниях для применения налоговых вычетов до сих пор кипят (например, по командировочным). Получится ли закрепить приоритет содержания над формой в таких условиях? Или же статья 54.1 добавит поводов к судебным разбирательствам?

Пункт 1 новой статьи 54.1 не допускает «уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности».

Термин «искажение сведений» кодексом не расшифрован. Не ясно, охватывает ли это определение счетные ошибки. Но при этом положения статьи 54.1 НК РФ сформулированы в виде жесткого запрета.

Аналогичные по смыслу требования Пленума ВАС сформулированы не столь категорично и более подробно. Пункт 3 постановления Пленума гласит: Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если операции учтены не в соответствии с их действительным экономическим смыслом. Пункт 7 Постановления № 53 указывает, что делать в этом случае: объем налоговых платежей нужно пересчитать исходя из подлинного экономического содержания операции.

Опасения от нововведений усиливает пункт 2 статьи 54.1 НК РФ, согласно которому право уменьшить налоговую базу, налогоплательщики получают при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ. То есть, если буквально, то уменьшать налоговую базу можно только, если не выявлено уменьшение базы в результате «искажения сведений» в учете и отчетности.

Однако, полагаем, что на практике и после 19 августа налогоплательщики сохранят право на пересчет налоговых обязательств исходя из подлинного экономического смысла операций. То есть судьи по-прежнему будут руководствоваться пунктом 7 Постановления № 53. Кроме того, новый смысл могут приобрести положения статей 54 и 81 НК РФ, которыми установлен порядок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений).

Пункт 2 статьи 54.1 НК РФ добавляет еще два требования для получения права на уменьшение налоговой базы. В результате чтобы учесть расходы или применить вычет нужно соблюсти одновременно три условия:

  1. Не допускать искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу.
  2. Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога.
  3. Сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор или лицом, которому обязательство передано по договору или закону.

Прототип второго и третьего вышеуказанных условий тоже можно найти в 53 Постановлении ВАС. Но и в этом случае Пленум ВАС более универсален, точен и понятен, чем законодатели.

Так 4 и 9 пункты Постановления № 53 гласят, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена вне связи с реальной предпринимательской деятельностью. Суды определяя такую связь и выявляя деловую цель, должны оценивать свидетельства намерений налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности.

Налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому суд имеет право не признавать налоговую выгоду обоснованной, если установит, что деловых целей не было, а налогоплательщик хотел получить доход исключительно за счет налоговой выгоды.

В 5 пункте Постановления № 53 довольно подробно систематизированы признаки, которые могут свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды. В частности это:

  1. Невозможность реального осуществления операций с учетом времени, места или объема необходимых материальных ресурсов.
  2. Отсутствие необходимого для операций управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.
  3. Совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в заявленном объеме.

Сравнение жестких, но неопределенных норм статьи 54.1 НК РФ с конкретными и универсальными формулировками Пленума ВАС позволяют надеяться, что контролеры не смогут отказаться от 53 Постановления. На практике выводы Пленума ВАС 2006 года теперь должны органично дополнять и разъяснять новую статью 54.1 Кодекса.

Вывод: если 53 Постановление не сохранит свое значение для трактовки Налогового кодекса, то нас ждут никому не нужные налоговые споры по новым формальным основаниям.

То есть такие споры, которые законодатель хотел бы статьей 54.1 свести к минимуму. Но нельзя исключать, что некоторые инспекторы могут воспользоваться новыми формулировками, чтобы ущемить права налогоплательщиков. Очевидно, что статья 54.1 НК РФ дает новые возможности для выяснения позиции в суде.

И в этом смысле не понятно, почему законодатели, стараясь обобщить судебную практику, отказались от привычной терминологии. Видимо, понимая риски, глава бюджетного комитета А. Макаров, изначально высказывал опасение, что толкование норм нового закона на практике может отличаться от концепции законодателей (МОСКВА, 16 июня. /ТАСС/).

Поэтому депутаты решили не ограничиваться стандартными процедурами. Они доведут через ФНС до территориальных налоговых органов позицию законодателя и организуют мониторинг применения новых норм.

Если два первых пункта статьи 54.1 НК РФ добавляют неопределенность, то пункт 3 статьи 54.1 точно явление положительное, которое сократит количество налоговых споров. Теперь закон прямо запрещает инспекторам снять расходы или отказать в праве на вычет только потому, что:

  • первичный документ подписало неустановленное или неуполномоченное лицо;
  • контрагент налогоплательщика нарушил налоговое законодательство;
  • налогоплательщик мог получить такой же результат экономической деятельности иным способом (в ходе других сделок (операций).

Теперь у налоговиков не получится автоматически отказать в праве на вычет по счетам-фактурам от недобросовестных поставщиков.

А такое случалось постоянно, стоило контролерам установить, что контрагент не сдает отчетность или не находится по адресу, указанному в счет-фактуре. Теперь главное, чтобы сделка была реальна и исполнил ее тот контрагент, с которым компания заключила договор.

Август 2017 г.
Подготовлено экспертами «Правовест Аудит»

Остались вопросы?

Приглашаем на Круглые столы по практике применения законодательства - записывайтесь на

На этой неделе в налоговое законодательство внесено множество изменений. Поправки в НК РФ внесены Федеральными законами от 18.07.2017 № 163-ФЗ, от 18.07.2017 № 169-ФЗ, от 18.07.2017 № 173-ФЗ, от 18.07.2017 № 161-ФЗ и от 18.07.2017 № 166-ФЗ. Они касаются расчета налога на прибыль, НДС, налоговых льгот и вычетов.

Налоговая выгода

Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ дополняет НК РФ новой ст. 54.1, которая уточняет условия получения налоговой выгоды. Данная статья прямо определяет, что в получении налоговой выгоды может быть отказано только по причине искажения сведений о сделках и объектах налогообложения. Подписание же первичных документов неустановленными лицами не позволит налоговикам снять расходы по налогу на прибыль и отказать в вычете НДС. Нарушения контрагентов также не позволят отказать в получении налоговой выгоды.

Упростит ли новый закон порядок получения налоговой выгоды? Навряд ли. Дело в том, что нарушения контрагентов и недостатки первички и раньше не принимались судами в качестве основания для отказа в получении выгоду.

Зато ст. 54.1НК РФ расширяет обязанности плательщиков, которые претендуют на получение налоговой выгоды. Теперь им нужно будет доказать, что:

  • основной целью совершения сделки не являются неуплата налога;
  • обязательство по сделке исполнено лично самим контрагентом, или уполномоченным на это лицом.

Если налоговики докажут обратное, а налогоплательщик не сможет представить мотивированных возражений, в получении налоговой выгоды откажут.

Расходы по налогу на прибыль

Федеральный закон от 18.07.2017 № 169-ФЗ, который внес поправки в ст. 264 НК РФ, расширяет перечень прочих расходов, на которые можно будет уменьшить налог на прибыль организаций. Закон касается расходов организаций на обучение своих сотрудников. Согласно изменениям, учитывать такие расходы можно будет не только при обучении персонала в образовательных учреждениях, но и при обучении в научных организациях.

При этом к расходам на обучение можно будет отнести все затраты на обеспечение сетевой формы образования. Сетевое – это образование, при котором студенты одного ВУЗа обучаются и повышают навыки в других ВУЗах. К таким расходам можно будет отнести затраты на аренду помещений и оборудования для обучения сотрудников, оплату труда педагогов, а также стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения.

Правила определения первого налогового периода

Федеральный закон от 18.07.2017 № 173-ФЗ, внесший изменения в ст. 55 НК РФ, позволяет налогоплательщикам увеличивать налоговые периоды в целях уплаты налогов и сдачи отчетности. Новая норма изменяет порядок определения налоговых периодов для вновь созданных ИП и организаций. Если компания или ИП создается менее чем за 10 дней до конца квартала, за который нужно будет уплатить налог, срок платежа переносится на более позднюю дату. Первым налоговым периодом будет считаться период со дня создания предприятия до конца следующего квартала.

Другая поправка в НК РФ касается только ИП. Если ИП регистрируется в ИФНС с 1 по 31 декабря, скажем, 2017 года, первым налоговым периодом будут считать период времени со дня регистрации до конца 2018 года. Это позволит предоставить организациям и предпринимателям больше времени для сдачи отчетности и уплаты налогов.

Неучитываемые доходы

Федеральный закон от 18.07.2017 № 166-ФЗ внес изменения в ст. 251 НК РФ, расширив перечень доходов, которые можно не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Закон включил в этот список доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе инвентаризации. Новые правила касаются доходов, выявленных в рамках инвентаризации в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года.

Одновременно закон внес изменения в ст. 262 НК РФ. В соответствии с поправками компании получат право уменьшить облагаемую базу на стоимость прав на изобретения и полезные модели, которые используются в научных целях. Указанное положение применяется до 31 декабря 2020 года. Также в перечень расходов на НИОКР можно будет включить расходы, связанные с уплатой страховых взносов.

НДС

Федеральный закон от 18.07.2017 № 161-ФЗ дополнил ст. 149 НК РФ, в которой приведен перечень операций, освобождаемых от обложения НДС. Перечень дополнили новыми льготами.

В перечень льготных операций включили операции по передаче в лизинг с правом выкупа протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение. Также от НДС освобождаются услуги по реализации входных билетов и абонементов на посещение океанариумов.

Поправки вступят в силу с 3 квартала 2017 года.

19 августа 2017 года вступает в силу новая редакция Налогового кодекса РФ. Законодатели определили пределы осуществления налогоплательщиками прав по исчислению налоговой базы и сумм налогов, сборов или страховых взносов. Кроме того, установлены особенности определения налоговых периодов для вновь созданных ИП.

Редакцию части первой Налогового кодекса РФ изменили сразу два новых закона, вступающих в силу 19 августа 2017 года:

Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ ;

Федеральный закон от 18.07.2017 N 173-ФЗ .

Первый из них ввел так называемую презумпцию добросовестности налогоплательщиков, установив пределы осуществления ими прав по исчислению налоговой базы и сумм налогов, сборов или страховых взносов. Вторым законом установлены особенности для определения налоговых периодов у вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Новые обязанности налогоплательщиков и контролирующих органов

В Налоговый кодекс добавлена новая , определившая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. Согласно ее нормам налогоплательщики не могут уменьшать налоговуб базу и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Такое уменьшение возможно только в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ при одновременном соблюдении следующих условий:

  • основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Пунктом 3 этой же статьи НК РФ определено, что если первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом, контрагент налогоплательщика нарушил требования законодательства о налогах и сборах, а также налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций), органы ФНС не могут рассматривать это в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы или суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Дополнена пунктом 5 следующего содержания:

Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса.

Налоговый период

Значительные изменения законодатели внесли в , в ней появилось сразу несколько новых пунктов, регулирующих особенности определения налоговых периодов для новых ИП и организаций. В частности, определено, что если государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя была осуществлена в период с 1 января по 30 ноября одного календарного года, то первым налоговым периодом для такого ИП является период времени со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по 31 декабря этого календарного года. Если же ИП был зарегистрирован в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то первым налоговым периодом для него будет являться период времени со дня государственной регистрации до 31 декабря календарного года, следующего за годом создания ИП.

Кроме того, законодатели установили, что при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП последним налоговым периодом для него является период времени с 1 января календарного года, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве ИП до дня государственной регистрации этого события. Но если государственная регистрация физического лица в качестве ИП была осуществлена и утратила силу в течение календарного года, то налоговым периодом для него является период времени со дня государственной регистрации до утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве ИП.

Также в статью добавлено новый пункт 3.1 следующего содержания:

Если в соответствии с частью второй настоящего Кодекса налоговым периодом по соответствующему налогу признается квартал, даты начала и завершения налогового периода определяются с учетом положений, установленных настоящим пунктом и пунктом 3.2 статьи 55 НК РФ.

Еще в одном новом пункте 3.2 данной статьи, в частности, сказано, что при прекращении организации путем ликвидации или реорганизации или же прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП последним налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени с начала квартала, в котором была прекращена организация или утратила силу государственная регистрация ИП, до дня государственной регистрации соответствующего события.

Поправки в Налоговый кодекс вступают в силу с 19 августа 2017 года. Федеральный закон 163 от 18.07.2017 вводит новую статью 54.1, которая не допускает уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога в результате искажения сведений. При камеральных и выездных проверках налоговый инспектор должен выявить умышленное нарушение, произведенное должностным лицом. Нельзя искажать факты хозяйственной жизни и информацию об объектах налогообложения.

При этом компания может уменьшить сумму налога, если одновременно выполняются два условия:

  • целью сделки не является неуплата налога;
  • сделку проводит лицо указанное в договоре или лицо, которому было передано обязательство по закону.

Сделка признается реальной, когда найдет налогоплательщик, который её совершил. Если сделка сделана и результат получен, но контрагент не мог её сделать на самом деле (нехватка сотрудников, адрес регистрации или учредитель являются массовый, нет соответствующего персонала), то налоговый инспектор должен найти настоящего исполнителя, чтобы признать сделку нереальной. В противном случае она признается реальной и не может являться нарушением.

Подписание первичных документов неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом законодательства о налогах и сборах, возможность провести сделку с другими контрагентами по отдельности не является основанием для признания уменьшения налога неправомерным.

В письме ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" представлены возможные действия налоговых инспекторов, направленные на доказательство умысла в совершении правонарушения.

  • Анализ первичных документов (счета-фактуры, товарные накладные, договоры), для объяснения схемы фиктивного документооборота, направленного на получение налоговой выгоды.
  • Анализ необязательных документов (переписки, заявки, складские книги, журналы выдачи пропуском, протоколы совещаний).
  • Повторный опрос лиц, давшие "конкурирующие" показания.
  • Приоритетный допросе работников, которые на момент проведения проверки не являются сотрудниками организации.
  • Проверка реальности сертификатов на товар, объема выпущенной продукции и взаимоотношений продавца и производителя при перепродаже товара.
  • Проверка лиц, принимающих товар, расходующих его в.производство и принимающие решение о закупке при приобретении ТМЦ для использования внутри компании.
  • Опрос бухгалтера для выявления фактов отражения в бухгалтерском учете фиктивного движения товаров.
  • Выявление функции контроля руководителя при оприходовании продукции в учете и вынесение поручений об их учете.
  • Анализ сведений в информационных ресурсах (ЕГРЮЛ, ЕГРН, Налоговая отчетность, Банковские счета, ЕГРП, ГИБДД, Гостехнадзор, ГИМС, Роспатент).

Цель проверки - выявить факты фиктивности сделки и доказать осведомленность должностных лиц в нереальности затрат. Для этого необходимо определить действия либо бездействие должностных лиц организации, которые обусловили совершение правонарушения. Налоговая доказывает умысел одновременно со сбором доказательств совершения налогового правонарушения. Для этого используется: получение пояснений налогоплательщика, допросы, истребование документов, осмотры, выемка, направление запросов в банки. Также вина налогоплательщика может быть доказаны судом. Налоговая признает его решение. При доказывании вины компании штраф за умышленную неуплату налогов возрастет с 20 до 40 процентов неуплаченной суммы налога. Кроме того, такое правонарушение может повлечь уголовную ответственность.

Статья подготовлена по материалам Чаадаевой О.В., советника налоговой службы РФ I ранга, старшего преподавателя Приволжского Института повышения квалификации ФНС РФ, члена Палаты налоговых консультантов РФ.

НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Это означает, что нельзя было перечислять личные налоги за родственника или друга или одной компании платить налоги за другую. На практике была распространена ситуация, когда у компании по тем или иным причинам (например, на расчетный счет наложен арест) нет денежных средств для расчета с налоговыми органами. Но при этом руководитель компании — физлицо не имеет законных оснований заплатить налоги за компанию. В итоге страдает и компания, и бюджет.

Чтобы воспользоваться льготным правом, такая категория граждан должна уведомить налоговый орган в соответствии с правилами, установленными п. 7.3 ст. НК РФ. То есть самозанятые граждане, не являющиеся ИП и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, должны встать на налоговый учет по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физлица места жительства на территории РФ).

Перечень контролируемых сделок

С 01.10.2017 ставка начисления пени организациям будет определяться исходя из срока налоговой задолженности (пп. «б» п. 13 ст. 1, п. 7 ст. 13 Закона ):

  • если срок недоимки менее или равен 30 календарным дням, за каждый день просрочки будет начислена 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот день;
  • если же задолженность не будет погашена в указанный срок, то с 31-го календарного дня пени с организаций будут взиматься в двойном размере, то есть ставка будет равна 1/150.

Изменения коснутся только юрлиц, для физлиц и ИП все останется по-прежнему.

Кроме того, появится возможность вернуть проценты, уплаченные в связи с принятием решения об отмене возмещения НДС. Налоговая инспекция в ходе проверки может принять решение об отмене ранее принятого решения о возмещении НДС в ускоренном порядке. В таком случае налогоплательщику полагается вернуть полученную в качестве возмещения сумму с учетом процентов (п. 17 ст. НК РФ).

В случае если налогоплательщик в дальнейшем подтверждал свое право на получение НДС, уплаченные проценты ему не возвращались. Согласно пп. «в» п. 14, пп. «б» п. 15 ст. 1, ст. 13 Закона правила возврата или зачета излишне уплаченных налоговых платежей, содержащиеся в ст. , НК РФ, распространяются теперь также и на возврат или зачет процентов, уплаченных в соответствии с п. 17 ст. НК РФ.

НДС

Поправки, внесенные Законом , затронули целый ряд норм, регулирующих порядок исчисления НДС.

Нулевая ставка по НДС

С 01.01.2017 по 31.12.2029 по нулевой ставке НДС будут облагаться услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении. Также до 01.01.2030 продлевается льгота в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (ст. 7 Закона ).

Для подтверждения обоснованности права на применение нулевой ставки и налоговых вычетов компания должна представить в налоговый орган реестр единых перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки, с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа (п. 5.3 ст. НК РФ в редакции Закона ).

Восстановление НДС получателям субсидий

В настоящее время в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма НДС подлежит восстановлению в размере, ранее принятом к вычету (пп. 6 п. 3 ст. НК РФ). Если субсидия фактически получена из регионального бюджета, то обязанности восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, у компании нет.

Согласно нововведениям, с 01.07.2017 получатели региональных и местных субсидий обязаны восстанавливать НДС (если размер полученной субсидии включает НДС). Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий (пп. 6 п. 3 ст. НК РФ в ред. Закона ).

Акцизы

В новый перечень подакцизных товаров вошли (пп. 15-17 п. 1 ст. НК РФ в ред. Закона ):

  • электронные системы доставки никотина (более известны на практике как электронные сигареты и вейпы);
  • жидкости для электронных систем доставки никотина (жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для электронных сигарет и вейпов);
  • табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

Новый перечень применяется с 01.01.2017. Помимо этого, предусмотрен рост ставок акцизов на некоторые подакцизные товары (п. 1 ст. НК РФ). Ниже в таблице для примера представлены ставки акцизов на вышеуказанные изделия.

Налог на имущество

Законом вводится новая ст. НК РФ, которая отдает льготу по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого к учету с 01.01.2013 в качестве основных средств, в ведение субъектов. Такое имущество освобождено от налогообложения, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юрлиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми по правилам п. 2 ст. НК РФ (п. 25 ст. НК РФ).

Начиная с 01.01.2018 налоговые льготы, указанные в п. 24 (в части имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря) и п. 25 ст. НК РФ, применяются на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ. Это значит, что теперь региональные власти будут определять: вводить ли такую льготу или нет. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию и дефицит бюджета, маловероятно, что во многих регионах будет введена такая льгота.